РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое русского народного костюма»

Автор: Косоурова Евгения Александровна, Габриелян Армине Патвакановна, Фоломеева Марина Владимировна; воспитатели МБДОУ «Детский сад №5 «Пчелка», г. Скопин, Рязанская область

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народным костюмом села Секирино Скопинского района Рязанской области.

В настоящее время наблюдается рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Современная система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно реализовано без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через: народный фольклор (потешки, пословицы, сказки); народные песни, музыкальные инструменты; умение найти и выделить народный русский костюм; знание народных игрушек и народных игр; знание произведений народного декоративного искусства; знание народных примет и особенностей быта и труда русских людей; знаний, чем питались и каким блюдам отдавали предпочтение русские люди, как отмечали праздники и какие обычаи соблюдали.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Традиционный русский костюм – является частью духовного богатства своего народа, его культуры. У русской национальной одежды многовековая история: из поколения в поколение передаются традиции его изготовления. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков детей дошкольного возраста.

Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое русского народного костюма».

Предварительная работа.

Беседы с детьми: «Путешествие в прошлое одежды», «Русский народный костюм», «Какую одежду носили на Руси»

Просмотр мультфильмов: «Русский народный костюм - источник вдохновения», «Дом дружбы народов», «Русская красавица»

Сюжетно-ролевые игры: «Мои предки», «Прошлое семьи», «Путешествие в прошлое на машине времени»

Чтение сказок: «Сарафан в гостях у Рубахи», «Новый костюм»

Программные задачи:

- познакомить детей с женским народным костюмом;

- способствовать расширению словарного запаса детей;

- пробудить интерес к жизни предков.

Методы и приемы: метод стимулирования и мотивации, интеграция игрового метода и приема создания ситуации занимательности, дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Одень куклу в народный костюм», «Русская изба», проблемные вопросы.

Словарная работа: расширения словаря – передник «Занавеса», бусы «Чопки», бусы «Ожирелок», бусы «Разметки», понева.

Дидактический материал:

Русский национальный костюм села Секирино, сундук, скатерть в русском народном стиле, письмо, маска «Козел», дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Одень куклу в народный костюм», «Русская изба».

Оборудование: музыкальная колонка.

Ход занятия:

Мотивационный этап:

Воспитатель: (в русском национальном женском костюме села Секирино Скопинского района Рязанской области)

Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы!

Ответы детей.

Воспитатель:

Я красиво нарядилась,

Вокруг себя оборотилась.

Вышла песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышла с вами поиграть –

Себя людям показать!

Воспитатель: Дети, посмотрите, в каком красивом и необычном наряде я к вам сегодня пришла. В таком наряде в старину ходили люди непадалеку от нашего города, в селе Секирино. У каждого села был свой наряд и все они отличались друг от друга. Посмотрите на мне сегодня праздничная рубаха и юбка. Знаете, как называется моя юбка?

Ответы детей.

Воспитатель: Понева. Давайте вместе повторим.

Ответы детей.

Воспитатель: Меня сегодня позвали в гости на именины! Вы знаете такой праздник - именины?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, у меня случилась беда, сундучок не отдаёт мои вещи.

Воспитатель: В моем костюме не хватает некоторых элементов для того, что бы он стал по-настоящему праздничным и чтобы я смогла отправиться на именины. Я подумала и решила обратиться к вам за помощью. Поможете мне найти их?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, ребята, а где вы храните свои вещи?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. А раньше, на протяжении долгих лет все свои вещи люди хранили в сундуках.

Воспитатель: Вот и мои вещи спрятаны в сундуке, а для того, чтобы их достать оттуда, нам нужно отправиться в путешествие. Вы готовы?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда, давайте, закроем глазки и скажем (дети закрывают глаза руками и повторяют за воспитателем):

Если мы глаза закроем,

И подсматривать не будем,

Мы в мир прошлого прибудем,

О котором не забудем.

(дети открывают глаза и перед ними сундук накрытый платком/ скатертью и письмо)

Воспитатель: Дети, посмотрите, вот и мой сундучок.

(воспитатель открывает сундук и достаёт оттуда письмо)

Ориентировочный этап:

Воспитатель: Смотрите, а здесь письмо. Интересно, что же в нем? Давайте его прочитаем?

Ответы детей.

Воспитатель: (читает письмо) Сундучок я не простой, сундучок волшебный, если вещи взять хотите, то заданья получите.

(в сундуке лежат четыре одинаковых конверта с заданиями, на каждом написана цифра с номером задания)

Воспитатель: Ну что, дети, будем выполнять задания?

Ответы детей.

Исполнительский этап:

Воспитатель: Дети, посмотрите, перед нами 3 конверта с цифрами от 1 до 3. Как вы думаете, какой конверт мы должны открыть первым?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы (воспитатель открывает конверт с цифрой 1).

Воспитатель: Давайте с вами пройдём к столам и посмотрим, что в этом задании.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь картинки с предметами старины и картинки с современными предметами. Ваша задача подобрать к картинке с предметом старины современную картинку. Справитесь?

Ответы детей.

Воспитатель: Перед тем, как мы приступим к выполнению заданий, давайте разделимся на 2 команды по 4 человека и все задания мы будем выполнять в таком составе (дети делятся на команды).

Воспитатель: А сейчас каждая команда подходит к своему столу и приступает к выполнению задания. (Игра «Что было раньше, что сейчас?» дети выполняют задание на соотнесение).

Воспитатель: Вы справились с первым заданием.

Воспитатель: Помогите мне, пожалуйста, сложить все картинки назад в конверты.

Воспитатель: А нам пора продолжать. Кто мне подскажет – конверт с какой с цифрой мы откроем следующим?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, откроем конверт с цифрой 2.  (Воспитатель открывает конверт с цифрой 2.В нем 2 куклы. На мольбертах одежда на магнитах.)

Воспитатель: Посмотрите. Здесь 2 куклы – мальчик и девочка. Наша с вами задача подобрать для них наряды старины. Каждая команда подходит к мольбертам и приступает к выполнению задания (дети выполняют задание).

Воспитатель: И со вторым заданием успешно справились.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в старину люди не только работали, но и отдыхали, играя в народные игры? Предлагаю и вам поиграть в русскую народную игру «Шел козел по лесу». Вы не знаете такую игру?

Физминутка

Давайте дружно встанем в круг и выберем водящего с помощью считалочки.

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Воспитатель: перед нами ведущий (воспитатель надевает на ведущего ребенка маску «козла»).

Воспитатель: Мы с вами под музыкальное сопровождение выполняем движения за мной. А ведущий в это время ходит по кругу и выбирает себе принцессу. (Игра в русскую народную игру «Шел козел по лесу» под музыкальное сопровождение, с помощью музыкальной колонки)

Воспитатель: Вот в такие игры раньше играли наши прабабушки и прадедушки. Дети, вам понравилась такая игра?

Воспитатель: А нам пора продолжать выполнять задания. Какой конверт откроем следующим?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, открываем конверт с цифрой 3.

(воспитатель открывает конверт с цифрой 3.В нем макеты избы и предметы быта)

Воспитатель: Посмотрите. Здесь 2 макета русской избы. Вы знаете, что такое изба?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Раньше, так назывался дом, где жили люди. Строился он из дерева.

Воспитатель: Наша с вами задача подобрать для избы недостающие предметы быта старины. Снова каждая команда подходит к столам и приступает к выполнению задания.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Вот мы и справились с третьим заданием.

Воспитатель: Дети, какие вы молодцы. Со всеми заданиями справились. Давайте же скорее открывать мой сундучок?

Ответы детей.

Проблемный вопрос

(Воспитатель достает из сундука передник)

Воспитатель: Дети, чтобы пойти на именины мне нужно надеть праздничный фартук. Знаете, как он называется?

Ответы детей.

Воспитатель: А называется он «Передник «Занавески». Давайте вместе повторим.

Ответы детей.

Воспитатель: поможете мне надеть его? (2 человека)

Ответы детей.

(Дети помогают одеть передник)

Воспитатель: посмотрим, что еще там спрятано?

Ответы детей.

Воспитатель: это же бусы. И не одни, а трое. Надеть ребята нужно сначала самые длинные, потом короче и самые короткие. Самые длинные бусы называются «Разметки». Давайте повторим вместе?

Ответы детей.

Воспитатель: Помогите мне одеть их. (1человек)

(Дети помогают надеть Бусы «Разметки»)

Воспитатель: Бусы покороче называются «Чопки». Давайте повторим вместе?

Ответы детей.

Воспитатель: Помогите мне одеть их. (1человек)

(Дети помогают надеть бусы «Чопки»)

Воспитатель: Самые короткие бусы называются «Ожерелок». Давайте повторим вместе?

Ответы детей.

Воспитатель: Помогите мне одеть их. (1человек)

(Дети помогают надеть бусы «Ожерелок»)

Воспитатель: посмотрим, что еще там спрятано?

Ответы детей.

(Воспитатель просит посмотреть, что осталось в сундуке)

Воспитатель: Теперь можно нам и группу детского сада вернуться. Согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте закроем глазки и произнесем слова:

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

В детский садик мы вернемся

И о прошлом не забудем.

Рефлексивный этап:

Воспитатель: спасибо вам большое, без вашей помощи я бы не справилась.

Вот теперь можно мне отправляться на именины к подружке

Воспитатель: Давайте вспомним, какие же задания нам пришлось выполнить, чтобы открыть сундучок?

Ответы детей.

1. Соотносили предметы «Что было раньше, что сейчас»

2. Наряжали кукол в народные костюмы

3. Расставляли предметы в русской избе

Воспитатель: Какие новые слова вы узнали сегодня? (Понева, передник «Занавеса», бусы – «Ожерелок», «Чопки», «Разметки»)

Воспитатель: Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?

Воспитатель: Какие задания вызвали у вас затруднения?

Перспективный этап:

Воспитатель: Кому вы расскажите дома о своем путешествии сегодня?

Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас за помощь, в подборе моего праздничного наряда и подарить вам раскраски, которые вы сможете раскрасить вечером в группе или дома с родителями.

Литература:

1. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2021. - № 4. - С. 130-134.

2. Вагина Т.М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т.М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 4 (14). - С. 3-10.

3. Чижова И.И.Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры / И.И. Чижова // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 06 августа 2018 г.) / гл. ред. М.П. Нечаев. - Чебоксары, 2021. - С. 17-20. 

Конспект во вложении (pdf, 286 Kb)




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru