Знакомство с Михайловским кружевом
Автор: Трищенкова Лариса Владимировна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 60»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 6 лет
Цель: способствовать:
- формированию познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами (Михайловским кружевоплетением);
- воспитанию уважения к труду народных мастеров; положительной эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства;
- развитию психических процессов: памяти, внимания, познавательного интереса, умения слушать и слышать.
Задачи:
- создать условия для деятельности детей по овладению знаниями о народных промыслах (Михайловским кружевом), их использовании в жизни;
- организовать практическую деятельность детей, направленную на овладение умениями использовать элементы Михайловского кружева в изобразительной деятельности;
- создать условия по развитию восприятия, познавательного интереса, памяти и внимания.
Планируемый результат:
- у детей сформируются понятия о декоративно-прикладном искусстве Рязанской области – Михайловском кружеве, его особенностях;
- дети приобретут умение употреблять пословицы и поговорки;
- возникнет интерес к русским народным промыслам.
Обогащение словаря: валик, коклюшки, сколок, многоцветное кружево, узор «павлинка»
Активизация словаря: Михайловское кружево, узор, кружевоплетение, оберег.
Актуализация знаний: промыслы Рязанского края: Скопинская керамика, Касимовская хохлома.
Предварительная работа: знакомство со Скопинской керамикой, Касимовской хохломой, разучивание русских народных хороводов, игр, песен, прибауток, пословиц и поговорок.
Оборудование и материалы: альбомы с изображением изделий Михайловских мастериц, образцы кружева, «мастерица-кружевница в русском костюме», валик с коклюшками и начатой салфеткой, сколки, булавки, кукла в белой длинной рубахе, краски (акварель), салфетки, кисти, баночки с водой, полоски белой бумаги с нарисованным свечкой узором «павлинка» (гратаж)
Ход:
1этап: организационно-мотивационный
Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие!
1 ребёнок: - Рады мы гостям, как добрым вестям!
2 ребёнок: - Честь и почтение – всем без исключения!
Воспитатель: - Издавна славилась наша русская земля мастерами. Мы с вами знакомились с какими рязанскими промыслами?
Дети: С касимовской росписью.
С изделиями скопинских гончаров - керамикой.
Воспитатель: - А хотите узнать ещё об одном интересном промысле – кружевоплетении?
Дети: - Да.
2этап: содержательный (деятельностный)
Воспитатель: - Тогда мы сейчас отправимся в путешествие в город мастеров – Михайлов. Он находится недалеко от Рязани. Занимайте места в нашем волшебном автобусе. Поехали!
Звучит музыка (динамическая пауза)
Воспитатель: - Вот мы и в Михайлове. Я приглашаю вас на выставку Михайловского кружева. Посмотрите, какие чудесные кружева плетут Михайловские кружевницы!
(Рассматривание образцов кружевных изделий)
- Кружева плетут из разноцветных ниток. Давайте посмотрим, какие же цвета ниток используют мастерицы?
Дети: - Красный, чёрный, зелёный, жёлтый, синий, белый.
Воспитатель: - А сейчас, садитесь, я расскажу вам сказку о кружевнице.
Жила-была девушка Марьюшка. Собой хороша да пригожа, а рукодельница – каких свет не видывал. Плела она сказочной красоты узоры – цветные нарядные кружева, любо-дорого посмотреть. Сама плела и других учила, чтобы радостно было на душе у людей.
Узнал про это Кащей Бессмертный и решил Марьюшку себе в жёны взять. Пусть сидит она в его высоком дворце, плетёт свои кружева только для него, только ему приносит радость своей работой. Сказал он об этом Марьюшке, а она только усмехнулась: «Не бывать по-твоему, нельзя от людей красоту прятать!» Обернулась она Жар-птицей и полетела. Кащей – чёрным вороном за ней пустился. Видит Марьюшка, что настигает её Кащей, стала она перья свои по земле разбрасывать. А перья те волшебные были – кто найдёт такое пёрышко, к тому Марьюшкино искусство перейдёт. Погибла Марьюшка, а искусство её живёт. Нашли Марьюшкино пёрышко и Михайловские девушки. И стали они плести кружева такие же нарядные и красивые, как плела их Марьюшка. А в память о Марьюшке самый красивый узор стали называть «павлиний» (показ)
Вот какое это кружево: разноцветное да нарядное. Основной узор - веер (показ), он похож на хвост Жар-птицы. Это и есть «павлиний» узор, а от него отходят дуги, тоже разноцветные и соединяют узор тонкой решеточкой, очень воздушной.
А всё кружево – многоцветное, словно жаркий летний день.
- Ребята, а что значит многоцветное?
Дети: - В нём много цветов. Нитки разного цвета.
Воспитатель: - Правильно. Я вам расскажу, что эти цвета обозначали:
Красный цвет – заря утренняя,
Чёрный – мать-земля,
Зелёный – травушка-муравушка,
Жёлтый – солнце золотое.
- Вот какое кружево плетут Михайловские мастерицы. Сейчас мы с вами пойдём в гости к кружевнице-мастерице и посмотрим, как она плетёт кружево.
Дети подходят к домику, стучатся, их встречает девушка в русском костюме.
Воспитатель: - Дай Бог тому, кто в этом дому!
Кружевница – мастерица,
Девушка учёная,
Научи и нас плести
Кружево кручёное!
Дети смотрят, как мастерица плетёт кружево, слушают музыку (стук) коклюшек, рассказ мастерицы.
Мастерица: - Этому умению не один год учатся. И коклюшки надо сделать и валик опилками набить. Хозяин мне помогает. Он наличники на окна делает, выпиливает, а я опилки собрала да валик ими набила, изготовила. А из маленьких кленовых палочек вот коклюшки мне выстругал. (показ)
Для работы нужен сколок. На плотной бумаге или картоне рисунок. В нём для булавок шилом дырочки проткнуты.
- Что такое булавки вы знаете? Это иголки с шариком или колечком на конце, чтоб ниточки по рисунку закреплять.
- Основной узор – веер, очень похож на что?
Дети: - На павлиний хвост.
Мастерица: - Послушайте как поют при работе кленовые палочки –коклюшки.
Как птички поют: «Перевить, перевить, сплести».
Плетут кружева мастерицы, а сами песни поют, чтоб веселее было, да работа спорилась, а коклюшки им подпевают.
Воспитатель: - Спасибо, мастерица-кружевница. А теперь: делу время – потехе час! Для тебя ребята споют и спляшут хоровод про наш любимый город, а заодно и в гости пригласят.
Хоровод «Кто в Рязани не бывал»
Мастерица: - Ребята! Моя внучка Дуняша не бывала в Рязани. Возьмёте её с собой в свой красивый город? (кукла)
Мастерица: - Ну, скатертью дорога!
Дети: - Спасибо.
Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться в детский сад, садитесь в волшебный автобус!
Звучит музыка - динамическая пауза.
Воспитатель: - Вот мы и дома. Как говорят? В гостях …..(дети продолжают)
хорошо, а дома лучше. Дома и стены помогают.
- Ребята! В какой интересной рубахе Дуняша! Давайте рассмотрим. Какая? (белая, длинная) Мы сейчас такие носим? А раньше носили такие рубахи и девочки и мальчики. Подпоясывали их поясом или как говорили кушаком. В одинаковой одежде дети ходили до тех пор, пока не приучались к горшку. А затем они уже считались большими и мальчикам шили порты а девочкам юбку. Одежду начинали украшать.
Воспитатель:
- Посмотрите, какой формы рукав?
- А подол?
- Всё представляет собой круг. Вышивку, кружева тоже пришивали по кругу. В старину люди считали, что круг оберегает человека.
- От чего же старались защититься люди?
- Да, от болезней, беды, несчастий. Пояса, вышивки, кружева идут по кругу.
- Как вы думаете, почему именно круг? На что он похож?
Дети: - На солнце.
Воспитатель: - А солнце – это великая сила. Это – жизнь!
- Давайте представим себе что будет, если солнца не станет!
(Ответы детей)
- Поэтому в старину люди ему поклонялись? Круг считали оберегом. Что значит оберег, как вы думаете? (ответы детей)
3 этап: рефлексивный
Воспитатель: - Ребята, мастерица-кружевница дала Дуняше для нас….
- Забыла, как называется рисунок с дырочками? Подскажите-ка мне.
Дети: - сколки.
Воспитатель: - Мы с вами были в гостях у мастерицы-кружевницы. Давайте вспомним, что мы у неё увидели, о чём узнали.
- На чём она плетёт кружева? (валик).
- Чем плетёт? (коклюшками).
- И мастерица-кружевница хочет узнать; понравилось ли вам у неё в гостях, какое настроение у вас стало?
- Давайте все возьмём по сколку и закрасим его полностью той краской, какая сейчас вам нравится и посмотрим, что получится!
Дети закрашивают, проступает узор.
Воспитатель: - Какой у тебя узор?
- Да, самый красивый? Как он называется?
- Правильно - павлинка.
- Ты каким цветом закрашивал?
- А ты?
- Какие цвета использовала мастерица?
Воспитатель: - Давайте повторим значение каждого цвета, ведь повторенье – мать ученья!
Красный – заря утренняя,
Чёрный – мать-земля,
Зелёный – травушка-муравушка,
Жёлтый – солнце золотое.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь пойдёмте Дуне наш садик показывать.
Литература:
1.Т. М. Панкова, О. М. Сахарова «По обычаю дедову» Москва 2008г.
2. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина «Народные художественные промыслы Рязанской области» Рязань 2014г.
3. Рязанский областной художественный музей имени И. П. Пожалостина «Народное искусство Рязанской земли» Рязань 2010г.
Вложенный файл doc, 50KB
Скачать вложение