Знакомство со Скопинской керамикой
Автор: Генералова Светлана Геннадиевна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 5 «Пчелка» г. СкопинКонспект занятия по познавательному развитию для детей 5 – 6 лет.
Программное содержание:
- уточнить знания детей о народных художественных промыслах, познакомить со Скопинской керамикой, ее мастерами, с назначением изделий из нее;
- воспитывать интерес к народным промыслам.
Ход занятия:
Мотивационный этап
(Дети заходят в музей народных промыслов на базе детского сада)
Дети сегодня мы с вами опять пришли в музей. А для чего люди ходят в наш музей?(ответ детей)
Да действительно в наш музей приходят для того, чтобы полюбоваться различными предметами народных мастеров и познакомиться с чем - то новым.
Вы хотите сегодня познакомиться со Скопинской керамикой? А для чего?(ответ детей).
Ориентировочный этап
Правильно ребята, с друзьями нужно делиться не только конфетами и игрушками, но и знаниями. А вдруг, они еще не познакомились со Скопинской керамике.
Ну что тогда начинаем нашу экскурсию?
(Дети подходят к стеллажу с Дымковскими и Филимоновскими изделиями)
- Дети, что за народные промыслы на этом стеллаже? Расскажите о них.
(Дети делятся своими знаниями и впечатлениями о знакомых им промыслах).
Исполнительский этап
А я сегодня, как и обещала, расскажу вам об одном местном народном промысле - Скопинской керамике.
(Дети походят к стеллажу со Скопинской керамикой).
Как вы думаете, почему керамика так называется «Скопинской»? (ответ детей).
Названа она так потому, что развивалась в г. Скопине.
А как вы думаете, почему наш город называется именно так? (ответ детей).
Старые люди рассказывают, что вокруг города были непроходимые леса. В них жила гордая и хищная птица Скопа. Она охраняла город и дала эму название.
Но славу городу дала не птица, жившая в лесах, а ремесленники, которые занимались гончарным ремеслом. Производство Скопинской керамики было основано более ста лет тому назад. Мастера выполняли изделия из местной глины. Если изделия из глины, значит они какие? (ответ детей).
Вначале гончары занимались изготовлением только бытовой посуды и игрушек. Какие же изделия они могли изготавливать?(ответ детей).
Простые миски, крынки, кувшины, кружки . Посмотрите ребята, а какие цвета преобладают в Скопинской керамике?(ответ детей).Правильно изделияукрашалась глазурями желтого, зеленого и коричневого цветов. Из игрушек больше всего славились свистульки, сделанные в виде птичек, петушков, курочек, коней, баранчиков. А вы хотите поиграть в одну из таких свистулек? Тогда играем.
Игровая физминутка: «Петушок» с использованием керамической игрушки.
Дети ходят по кругу поют песню:
Трух - трух, трух- трух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит - на весь двор кричит.
Кто услышит – тот бежит.
Петух на свистульке имитирует крик «Ку – ка – ре - ку».
Все изделия делались мастерами вручную, используя различные приемы лепки. Лепили из общего комка, затем ленточным способом, а позднее появился гончарный круг, которым пользуются и сейчас.
Но это было очень давно, а сейчас на окраине города построена Скопинская фабрики художественной керамики, где ручной труд заменили машины и электричество, а изделия стали более красивыми, сложными, праздничными.
Подготовка глины - самое сложное дело. Она должна целый год полежать на открытой площадке под дождем и снегом, обдуваемой ветрами, для того, чтобы все камешки размякли, а корешки и листочки перегнили.
Только после этого глина поступает в цех, где ее перемешивают . Как вы думаете чем можно перемешать глину? (ответ детей).
А выполняют эту работу глиномешалки. Как вы думаете, для чего перемешивают глину?(ответ детей).
Для того что бы глина стала мягкой и пластичной. Гончар берет комок, кладет на гончарный круг, и начинает появляться задуманное изделие. Каждый мастер старался сделать что-то необычное, чтобы удивить людей своим мастерством и выдумкой.
Украшали посуду лепными оборками, косичками, несложными скульптурными деталями. Давайте свами поближе посмотрим изделия: подсвечник «Птица Скопа», который вылепил мастер Дмитрий Жолобов. В лапах этой птицы мы видим маленькие чашечки, куда вставлялись свечи, а сам подсвечник в виде сказочной гордой птицы.Давайте посмотрим на следующее изделие, как бы вы его назвали? (ответ детей).
А этот сосуд "Полкан". Сказочный Полкан - полуконь-получеловек с добродушным лицом крестьянина, с палицей в руках, с туловищем и ногами коня, а сам Полкан- туловище сосуда.
А какие сложные и красивые вот эти изделия, как вы думаете, что это такое?(ответ детей).
Это сосуд для кваса квасник. Кажется, что это не просто квасник или кувшин, а таинственный сосуд величественный и мудрый.
«Медведь» (мастер Поляков), он в одной лапе держит палку, а в другой - чашку. Через отверстие в голове сосуд наполняется, а через открытую пасть содержимое выливается.
Наконец, давайте рассмотрим посуду, которой мы с удовольствием пользуемся в наши дни - это кофейные чашки, кувшины, миски и т.д. Такая посуда понравится каждому человеку. Обратите внимание, что посуда окрашена в зеленые, синие, желтые и коричневые тона, что характерно для скопинской керамики.
Подведение итогов
Вот мы и познакомились с местным промыслом – Скопинской керамикой. Кто помнит, откуда появилось это название? На чем гончары делали свои изделия раньше? Что изменилось в наши дни? Какие из рассмотренных изделий вам наиболее понравились, опишите это изделие (описательные рассказы детей).
Рефлексивный этап
Дети, вам понравилось сегодня в музее, а для чего мы с вами приходили сюда?
Перспективный этап
Кому-нибудь из друзей расскажите о Скопинской керамике.
Список литературы:
урок.рф/library/znakomstvo_detej_s_goncharnim_remeslom_213525.html
Скачать вложение