Золотая рыбка
Автор: Бакулина Наталья Александровна, учитель-логопед, МДОУ "Ряжский детский сад № 1", Рязанская областьКонспект индивидуального интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения для дошкольника старшего возраста.
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формулирование ответа на вопрос полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать речевое дыхание;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
- развивать общую моторику;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля).
- дифференцировать звуки Р и Л в словосочетаниях;
- тренировать умение образовывать форму множественного числа существительных;
- закрепить умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе;
- • пробудить интерес к правильному произнесению звуков Р и Л в собственной речи.
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Ход занятия.
Этапы занятия и виды работы на этапе |
Деятельность педагога |
Деятельность ребенка |
Какие задачи решались в ходе выполнения задания |
Организационный момент. | |||
Отгадывание загадки |
- Здравствуй! Я рада видеть тебя. Предлагаю тебе отгадать загадку: Рыбка приплыла из сказки С золотистою окраской. Можешь ей желанье молвить- Вдруг попробует исполнить? (Золотая рыбка.) |
Ребенок слушает, отгадывает загадку.
|
Организовать ребенка, настроить его на занятие, способствовать созданию благоприятного климата.
|
Основная часть. | |||
Актуализация знаний (беседа)
|
Логопед задает вопросы: - Какой «трудный» звук ты услышал в слове «золотая»? в слове «рыбка»? - Как правильно произносить звуки Р, Л? - Где в слове «золотая» слышится звук Л? - Где в слове «рыбка» слышится звук Р? - Назови по одному слову со звуками Р и Л, чтобы звук был в конце слова. |
Ребенок определяет место звука в слове, описывает и сравнивает артикуляцию звуков Р и Л, придумывает слова со звуками Р и Л в конце.
|
Закрепить умение определять место звука в слове. Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звуков Р и Л, о различиях в произношении этих звуков.
|
Проверка домашнего задания (опрос)
|
Логопед проверяет домашнее задание по теме «Дифференциация звуков Р и Л в словах, отличающихся одним звуком», предлагая ребенку произнести пары слов (например, рак-лак). За каждую правильно произнесенную пару слов ребенок получает наклейку в тетрадь. |
Ребенок повторяет за логопедом пары слов из тетради для индивидуальной работы, заданные ранее на дом.
|
Выяснить, насколько прочно усвоен навык дифференциации звуков Р и Л в словах, отличающихся одним звуком.
|
Дыхательная гимнастика (упражнение на дыхание «Буря в стакане»)
|
- Вспомни, где жила золотая рыбка в сказке А.С. Пушкина? - Предлагаю отправиться на морскую прогулку. На чем мы поплывем? - Ветра почти нет, на море небольшие волны.
- Ветер усилился, море неспокойно. - На море шторм.
- Ветер стих, море волнуется слегка. |
Ребенок отвечает на вопросы логопеда; выполняет упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане»: ребенок слабо дует в коктейльную трубочку, опущенную в стакан с водой; ребенок дует сильнее; ребенок дует сильно; ребенок дует слабо. |
Закреплять навык ответа на вопросы полным предложением. Отрабатывать умение контролировать силу и длительность выдоха.
|
Изучение нового материала. Дидактическая игра «Рыбалка» (произношение словосочетаний со звуками Р и Л)
|
Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Рыбалка»: -Море успокоилось, самое время для рыбалки. Но ловить мы будем не рыбу, а картинки (Ромина лодка, красивый теплоход, у Ромы ласты, попался карась, пароход у причала, корабль плывет, рак ползет). |
Ребенок повторяет за логопедом словосочетания по картинкам.
|
Научить ребенка дифференцировать звуки Р и Л в произношении словосочетаний.
|
Физкультурная пауза, игра с пальчиками (упражнение на развитие общей моторики «Рыбак», упражнение на развитие мелкой моторики «Краб»)
|
Упражнение «Рыбак» (ребенок сидит на корточках; ладони, сложенные вместе, «держат удочку»; резкий взмах руками снизу вверх – «поймали рыбку»; повторить 2-3 раза). Упражнение на развитие мелкой моторики «Краб» (ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз; большие пальцы к себе; передвигаем на пальчиках ладони по столу сначала в одну сторону, затем в другую). Логопед читает стихотворение: Краб ползет, ползет по дну, выставив свою клешню. |
Ребенок выполняет движения вместе с логопедом.
|
Способствовать снятию общего утомления. Развивать общую и мелкую моторику. Чередовать статические и динамические упражнения.
|
Закрепление нового материала. Дидактические игры «Один-много», «Исправь ошибки»
|
Логопед показывает ребенку Незнайку и предлагает игру: - Незнайка недавно тоже играл в игру «Рыбалка». Он говорил так: страшный акула, веселая краб, гладкие ракушка, морской волна, смелая матрос. -Теперь Незнайка научился говорить правильно. Он попробует выполнить это упражнение еще раз, а ты произноси те же фразы во множественном числе.
|
Ребенок исправляет ошибки: -страшная акула, -веселый краб, -гладкая ракушка, -морская волна, -смелый матрос.
Ребенок произносит: -страшные акулы -веселые крабы -гладкие ракушки -морские волны -смелые матросы. |
Закреплять умение дифференцировать звуки Р и Л в словосочетаниях. Закреплять умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе. Упражнять в умении образовывать форму множественного числа существительных. |
Зрительная гимнастика (упражнение «Проследи за крабом»)
|
Логопед обводит указкой геометрические фигуры, нарисованные на листах бумаги формата А4.
|
Ребенок следит глазами за указкой логопеда, на конце которой прикреплен краб. |
Соблюдать режим охраны зрения.
|
Аппликация (беседа; выполнение аппликации из монет в нетрадиционной технике)
|
Логопед создает проблемную ситуацию. - Вспомни, о ком я загадала тебе загадку в начале занятия. - Злой волшебник заколдовал золотую рыбку: ее чешуйки больше не блестят, и она не может исполнять желания. Давай расколдуем ее. Нужно приклеить золотые чешуйки. Но сделать это можно после того, как ты вспомнишь и назовешь словосочетания со звуками Р и Л: одна фраза – одна чешуйка. |
Ребенок припоминает и называет словосочетание, затем приклеивает одну монету и т.д. (7-9 штук). |
Развивать эмоционально-волевую сферу (умение контролировать собственное произношение). Проконтролировать уровень усвоения материала (умение различать звуки Р и Л в произношении словосочетаний). Развивать мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость. Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к дальнейшим занятиям по коррекции речи. |
Заключительная часть. | |||
Рефлексия (беседа, оценивание)
|
Логопед дает оценку деятельности ребенка на занятии, затем предлагает вспомнить, какие звуки ребенок учился произносить правильно. - Рыбка вновь стала волшебной. Она обязательно поможет тебе научиться говорить правильно и красиво, но и ты должен стараться, как делал это сегодня на занятии. - Какое задание понравилось тебе больше других? - Какое задание было самым сложным? |
Ребенок отвечает на вопросы логопеда.
|
Обобщить тему занятия. Развивать долговременную память. Оценить деятельность ребенка.
|
Домашнее задание (объяснение задания) |
Логопед дает задание в индивидуальной тетради. |
Ребенок получает домашнее задание. |
Закрепить пройденную тему во время домашних занятий. |
1. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999
2. Сорокина Н.А. «Звуковые дорожки» для закрепления звуков Л, Л’, Р, Р’ у детей и взрослых. – М.: В. Секачев, 2015
3. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: Детство-Пресс, 2000
Скачать вложение