РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Проект «Первоцвет»

Автор: Енякина Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МАОУ «Школа № 47», г. Рязань

Методика подготовки и проведения экологической агитационной акции в защиту, редких, ранних красивоцветущих растений.

Цель: организовать проектную деятельность учащихся в экологическом направлении внеурочной деятельности, путем проведения агитационной акции «Первоцвет» в виде пикетирования в местах санкционированной и стихийной торговли с призывом не истреблять и не приобретать подснежники и др. дикорастущие растения.
Задачи:
  • сформировать у учащихся ответственную позицию по отношению к природе,
  • создать условия для позитивного восприятия знаний по экологии, экологическому праву, ботанике, социологии, статистике, 
  • побудить учащихся к планированию деятельности и систематизации знаний в рамках осуществления проекта, 
  • перенести данный опыт на последующую деятельность учащихся.
Целевая аудитория: учащиеся средних и старших классов
Предмет: проектная деятельность
Гипотеза проекта: в обществе слабо развита экологическая сознательность. Повлиять на позицию граждан поможет личный пример, экологический ликбез, призывы и агитация силами детей.
Сроки: акция планируется и приурочивается ко времени цветения подснежников, а, значит, и массового сбора цветов - конец апреля, начало мая. 
Концепция проекта. 
С наступлением весны, как только начинается месяц март, для природы наступают трудные деньки. Все мы радуемся солнышку и стремимся в женский день 8 Марта подарить цветы маме, бабушке, сестренке, учительнице. Самый дешевый вариант – это мимоза (акация). Пушистые жёлтенькие метелки огромными тюками привозят с юга. Сорный, повсеместно распространенный, когда-то, кустарник, становится редким. После варварской «стрижки» он не успевает за лето восстановить зеленую массу. Повторит ли мимоза судьбу наших ландышей, зависит не только от природоохранительных органов. 
Проблема сохранения ранних красивоцветущих диких растений возникает из-за желания отдельных людей легко нажиться за счет природы. Покупая букетики лесных цветов, мы своим спросом рождаем предложение.
Итак, проблема ясна. Первоцветам нужна наша помощь. Как можно попытаться решить эту проблему? Попробуем предположить, что у жителей Рязанской области слабо развита экологическая сознательность. Часто люди не знают, какой вред своими действиями они наносят природе. Повлиять на позицию граждан поможет личный пример, экологический ликбез, призывы и агитация силами объединения дополнительного образования.
Необходимо проводить агитационно-разъяснительную работу среди населения, привлекать средства массовой информации, призывать последовать примеру всех сознательных граждан и другие общественные организации. 
Задачи, решаемые участниками в ходе осуществления проекта:
1. Определить список наиболее уязвимых при сборе населением видов растений. Исследовать Красную книгу Рязанской области. Исследовать экологию и жизненный цикл подснежников.
2. Определить места продаж интересующих нас растений.
3. Научиться создавать макеты агитационных материалов: листовок, пикетов. Изготовить агитационные материалы содержащие информацию о примерах бережного отношения к природе.
4. Найти альтернативу диким растениям и донести сведения о культурных заменителях до населения.
5. Выяснить порядок и правила проведения пикетирования.
6. Разработать способ определения эффективности акции и оценить ее.
7. Привлечь к работе в рамках проекта средства массовой информации.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 1. Определить список наиболее уязвимых при сборе населением видов растений. Исследовать Красную книгу Рязанской области. Исследовать экологию и жизненный цикл подснежников.
Следует обращать внимание на то, что подснежниками называют группу растений, которые появляются в наших лесах самыми первыми. Еще лежит снег, а на проталинах уже видны цветы.
Различают виды, которые сохраняют зелёные листья всё лето, и виды, которые после цветения исчезают бесследно – эфемероиды. К последним, относятся: пролеска, подснежник, ветреница и другие. Прострел (сон-трава), горицвет, купальница, первоцвет летом под землю не прячутся, но и не цветут. Все эти растения очень разные. Принадлежат к различным семействам. Но главное, что их объединяет – это похожая экология и цикл жизни. Подробнее можно рассмотреть следующие примеры. 
Пролеска Сибирская - … Хорошо растет на рыхлых, с листовым перегноем, влажных почвах. Цветет в марте-апреле, плодоносит в мае. Летом наблюдается период покоя. Размножается только семенами. Тип прорастания семян надземный. Всходы появляются на второй год. Зацветает на 4 год. Лимитирующие факторы: выпас скота, сбор растений населением, вырубка лесов. Охраняется.
Подснежник Снежный - …чрезвычайно редок в средней полосе, так как теплолюбив и предпочитает черноземную почву. Цветет в апреле-мае. Размножается семенами и луковицами-детками. Зацветает на 6 год. Причины сокращения численности: сбор на букеты, выкопка садоводами – любителями, использование как лекарственное сырье, нарушение местообитаний. 
Ветреница Дубравная – внесена в Красную книгу Рязанской области. Растет в широколиственных, еловых и березовых лесах. Вегетация начинается сразу после схода снега. Цветет в апреле-мае. Плодоносит в конце мая. Всхожесть семян 15%. Всходы появляются следующей весной. Зацветает на 12 год. 
Горицвет весенний - … Требователен к почве. Растет на плодородных черноземах или темно-серых почвах смешанных лесов. Цветет в апреле-мае. Впервые зацветает в возрасте 10-20 лет. Размножается только семенами. Лимитирующие факторы: распашка степных опушек, интенсивный выпас скота, сбор растений населением. Охраняется.
Ландыш майский - …отрастание молодых побегов происходит в конце апреля - начале мая. Первый год жизни ландыш сеянец скрывается под землей. Лишь на второй год появляется зеленый лист. К осени образуется корневище. Оно растет на 15 см в год. Ландыш – растение с одним корневищем и поэтому очень уязвимо. Достаточно повредить хоть часть корня, погибнет вся ландышевая заросль на полянке. Новое семечко прорастает через 5-7 лет, а если сорвать цветок, то и семени не будет. Каждый побег корневища цветет не каждый год, а с перерывом в несколько лет. Лимитирующие факторы: сбор на букеты, заготовка для фармакологической промышленности, вырубка лесов, лесные пожары.
Плаун Булавовидный – примитивное нецветковое растение. Растет на дерново-подзолистых влажных почвах. Размножается спорами в июле-августе. Из спор в течение 15-18 лет!!! формируется бесцветный заросток. Заросток обоеполый и при наличии капельной воды происходит половой процесс, результатом которого будет новое растение. Взрослым (спороносящим) плаун станет еще через 10-20 лет. Ежегодный прирост побегов всего 5 см. Плаун не способен образовывать на побегах придаточных корней, поэтому при любых повреждениях корневой системы растение погибает. Внесен в Красную книгу Рязанской области.
В ходе работы по изучению особенностей первоцветов, следует подтолкнуть детей к следующим выводам: 
  • Раннее развитие подснежников – это приспособление, чтобы обогнать конкурентов и закончить размножение пока другие виды травянистых растений и деревьев не распустились и не затенили пространство. Для такого ускоренного развития подснежникам требуется много сил. Эти силы растения копят годами и даже десятилетиями. 
  • Цветение для подснежников, часто, единственный шанс оставить потомство. 
  • Главная задача охраны подснежников в том, чтобы сохранить цветы и так обеспечить размножение. Нельзя собирать подснежники для букетов. Надо так же, беречь место обитания растений, т. е. не вырубать лес, не допускать лесных пожаров, следить за выпасом скота. Надо прекратить неумеренный сбор растений в лекарственных целях. 
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 2. Определить места продаж растений.
С помощью родителей, которые имеют большой опыт посещения разных уголков города, следует выяснить, где продают букетики с подснежниками чаще. (На рынках и остановках общественного транспорта, вблизи вокзалов, кладбищ, дачных поселков). 
Здесь необходимо проводить пикет и привлекать внимание к проблеме. Нельзя воздействовать на нетрезвого человека, который нарвал цветы в лесу. Но посетителям рынка надо объяснять, что оплачивать два плохих дела (водку для пьяницы, и уничтожение редких растений) плохо. 
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 3. Научиться создавать макеты агитационных материалов: листовок, пикетов. Изготовить агитационные материалы содержащие информацию о примерах бережного отношения к природе.
Листовка – это одна информационная пуля на поле битвы информации.
Агитационные листовки, такие же, как и рекламные, только главным моментом в них является пропаганда или предложение принять участие в деятельности, или призыв перестать совершать какие-либо действия, например, рвать охраняемые растения. Основной целью изготовления листовки является передача информации, которая поможет повлиять на изменение мнения, мотивации и т.д. Чтобы достичь максимального эффекта, стоит серьезно подойти к вопросу печати листовки. Яркий дизайн, оригинальный проект привлечет внимание и ознакомит со всей информацией, которую надо донести. Листовка должна содержать краткий, но понятный слоган. Ярким цветом и большими буквами можно выделить самое главное на листовке. Можно оставить свои контакты, для обмена мнением, совместной деятельности, выражения солидарности. На листовке надо предусмотреть логотип и название организации, название акции, пояснения. 
Любая листовка содержит изображение. Оно должно быть эффектным, ярким и красочным, чтобы привлекать внимание. Важно помнить, что подробности и мелкие детали рисунка отвлекают и мешают быстрому, целостному восприятию. 
Содержание листовки в целом не должно оскорблять, быть приемлемым для восприятия всеми членами общества, в т.ч. и детьми.
От качественного макета листовки зависит эффект. Листовки – самая дешевая агитационная продукция. Основные форматы: от А4 до А7(карманный календарь).
Пикеты содержат ту же информацию, что и листовки, но в увеличенном виде. Это уже плакат. Он, так же как и листовка, должен обладать следующими свойствами: актуальностью тематики, новизной информации, эмоциональностью изложения, интенсивностью и контрастностью цвета. К содержанию тоже предъявляются особые требования. Идея должна быть четко выражена через понятия и содержательные образы. Следует учитывать мотивы поведения людей. Используют сюжеты: с положительным примером, с отрицательным (метафора) и двойной сюжет - с противопоставлением. 
Если плакаты для пикетов сделать красочными, то они привлекут внимание прохожих. Необходимо помнить о цветовых ассоциациях. Теплые цвета возбуждают настроение, холодные успокаивают, красный – стимулирует и привлекает внимание, фиолетовый подавляет настроение. Сочетание цветов меняет их оттенки.
Надписи должны быть читаемы с расстояния 5-7 метров (ширина тротуара). Издалека лучше читается шрифт с засечками и концевыми элементами. Не рекомендуется использовать больше 2 видов шрифтов и более 4 цветов в изображениях. Последнее, надо стараться как можно реже использовать в агитационных материалах частицу «не».
Изображения охраняемых растений можно нарисовать и раскрасить вручную. Можно дополнить плакаты детскими рисунками с экологической тематикой. При подготовке пикетов надо учитывать рост пикетчиков и располагать надписи на плакатах в верхней части, а рисунки в нижней (чтобы прохожие не наклонялись для чтения).
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 4. Найти альтернативу диким растениям и донести сведения о культурных заменителях до населения.
Растения подснежники часто страдают от сбора садоводами – любителями. Многие сегодня хотят на дачных участках устроить уголок дикой природы. Чтобы, как в лесу росли ландыши или другие растения.
В естественной среде горе - садоводы выкапывают молодые сеянцы, пытаются «бережно» отделить часть взрослого растения. Первоцветы почти не размножаются отростками корневищ и побегами. А пересаженные сеянцы зацветают через несколько лет. Не дождавшись цветения, садоводы забывают о растениях и те погибают.Чтобы уменьшить вред для окружающей среды от сбора дикорастущих растений садоводами, надо вести разъяснительную работу. Надо рассказать, как много есть культурных сортов, которые выведены для сада. Во время подготовки пикетирования, участники проекта посещают магазин «Семена». Отыскивают сорта ветреницы с крупными и махровыми цветками, прострела с разной окраской венчика и с различной формой лепестков. Не очень дорого стоят корневища ландыша, луковицы пролески, подснежника. Самое главное, что сроки взросления и цветения у культурных растений короче в два раза. Цена культурных сортов первоцветов колеблется в пределах 15 – 100 руб. за набор.
Кроме призыва сохранять дикорастущие виды в природе, надо призывать граждан выращивать на садовых участках сортовые подснежники.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 5. Выяснить порядок и правила проведения пикетирования.
При подготовке пикета, нужно взять в Администрации города образец уведомления. 
Пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляется путем размещения у объекта нескольких граждан с плакатами, транспарантами и иными средствами наглядной агитации. При пикетировании разрешается стоять, сидеть, раздавать листовки, давать информацию средствам массовой информации для разъяснения целей пикетирования и позиции организаторов.
Право на пикетирование гарантируется Конституцией Российской Федерации ст. 31 «…граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания… и пикетирование…». А также Федеральным Законом № 54 от 19.06.2004г.
Условием проведения пикетирования является добровольность, соответствие закону по форме, содержанию и порядку.
Пикет считается законным при соблюдении следующих условий:
1. Если организацией составлен протокол с решением о проведении пикета.
2. Если составлен сценарий или план мероприятия.
3. Если составлено уведомление для властей с указанием целей, формы, места и даты проведения мероприятия, где также учтено количество участников, способы обеспечения безопасности и соблюдения правопорядка.
4. Если получено ответное письмо от властей, подтверждающее, что мероприятие законно и назначен представитель власти для оказания помощи в проведении акции.
5. Если на момент проведения пикетирования организатору исполнилось 18 лет, в наличии документы, подтверждающие право не проведение акции, не нарушается общественный порядок.
Организуя пикетирование, надо помнить, что вовремя акции запрещено движение, создание помех для транспорта и движения граждан, крики и прочее нарушение общественного порядка, порча имущества, сопротивление правоохранительным органам.
В г. Рязани уведомление подается на имя действующего главы Администрации города по ул. Радищева. Уполномоченным организаторами распорядителем публичного мероприятия, как правило, является руководитель организации (образовательного учреждения) или назначенный властями руководитель.

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ПИКЕТИРОВАНИЯ.
Уполномоченный распорядитель: Директор МОУ 
Организаторы пикета: педагоги 
Участники: учащиеся 
Ход акции:
1. Сбор у школы с пикетами, листовками,
2. Инструктаж по правилам поведения в транспорте, на месте проведения акции, во время проведения пикетирования.
3. Деление на мобильные группы по 7-8 чел., возглавляемые с педагогом.
4. Получение руководителем группы маршрутного листа и агит - задания, фототехники, телефона для мобильной связи и аптечки.
5. Выезд на место общественным транспортом.
6. Построение на месте пикетирования.
7. Пикетирование, включающее: распространение листовок среди прохожих, устные разъяснения для интересующихся граждан, мониторинг эффективности акции, работа со СМИ.
8. Подготовка фотоотчета.
9. Сбор по окончании пикетирования и поверка.
10. Отъезд в школу общественным транспортом. 
11. Подведение итогов.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 6. Разработать способ определения эффективности акции и оценить ее.
При проведении экологической акции по уборке мусора или посадке деревьев легко сделать отчет о проделанной работе. Надо подсчитать тонны или штуки. Материально измерить пикетирования невозможно. 
Чтобы оценить качество агитационного мероприятия, предлагается:
1. Определять реакцию прохожих и самих торговцев зеленым товаром. Например, одобрение + 1 балл, равнодушное восприятие 0 баллов, осуждение пикета – 1 балл, Если торговля прекращается, хотя бы на время + 5 баллов, не прекращается – 5б. Отказался прохожий от покупки цветов + 5 б., купил на виду у пикета – 5 баллов. 
2. Также можно непосредственно за день-два до пикетирования, пронаблюдать и зафиксировать интенсивность торговли растениями. Сколько продается букетов за единицу времени. Такой же мониторинг надо провести во время пикетирования. Сравнение поможет оценить эффективность агитации. 
3. Для оценки вреда, нанесенного природе сбором растений, можно подсчитать количество букетиков у продавца. Оценить приблизительно диаметр букетиков и разделить полученную цифру на диаметр одного стебелька растения (2 мм кв). Зная примерно плотность цветков заросли в природе (1 стебелек на 5 см кв.), можно подсчитать какая площадь леса лишилась охраняемых растений. Если речь идет о плауне, то, определив приблизительно длину продаваемых побегов в [см] и разделив ее на 5 (годовой прирост растения), получим количество лет жизни растения, погубленные напрасно. Если такой подсчет сделать заранее, то цифры можно использовать в листовках для агитации. 
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 7. Привлечь к работе в рамках проекта средства массовой информации.
Чтобы экологическая акция получила резонанс в обществе, необходимо привлечь средства массовой информации. Организаторы, получив ответ от властей на уведомление о пикетировании, оповещают СМИ о направленности мероприятия месте и времени. Для молодежных средств печати статью по теме «Экологическое пикетирование» могут подготовить участники проекта, либо дать интервью.
Освоение Интернет-пространства дает еще больше возможности для агитации и привлечения внимания к экологическим проблемам. Фоторепортаж и комментарии к нему размещаются на сайте школы.
Литература:
1. «Красная Книга Рязанской области» Отв. ред. В.П. Иванчев, М.В. Казакова. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Рязань: НП «Голос губернии», 2011. - 626 с.
2. Боголюбов А.С. «Изучение экологии первоцветов» методическое пособие изд.: Экосистема, 2002 
3. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. «Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы». Учебное издание. М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2007.
4. Алексеев Ю.Е. «Лесные травянистые растения» Справочник М.: Агропромиздат, 1988. - 1988. - 222, [1] с.























Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru