РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Хореография на уроках физической культуры и в учебно-тренировочном процессе

Автор: Скормилина Юлия Валентиновна, старший-инструктор методист ГАУ Рязанской области «Центр спортивной подготовки», Сорокин Алексей Михайлович, учитель физической культуры, МБОУ «Школа № 53», г.Рязань

Хореография на уроках физической культуры способствует повышению мотивации учащихся и представляет собой эффективную альтернативу традиционным урокам. Разнообразие стилей позволяет привлечь к занятиям учеников с различными интересами и физическими способностями. 
Танец занимает важное место в воспитании детей, подростков и молодежи. Это обусловлено разнообразием хореографии, которая объединяет элементы музыкального, пластического, спортивного эстетического развития и образования.
Использование хореографических упражнений помогает обучающимся развивать навыки, полезные не только в спорте, но и в повседневной жизни.
Умение красиво двигаться, правильная осанка и чувство ритма не только делают детей уверенными в себе, но и полезны для здоровья.
На уроках физической культуры хореографические элементы могут использоваться для:
1. Разминки – это упражнения на растяжку, гибкость и координацию, которые часто включают танцевальные движения.
2. Основного этапа занятия – изучение базовых шагов, связок и комбинаций, что помогает развивать чувство ритма, пластичность и выносливость.
3. Заключительного этапа – расслабляющие упражнения, основанные на плавных движениях, помогают снять напряжение после интенсивной нагрузки.
Тренировочные упражнения играют важную роль для освоения техники танца. Танцевальная гимнастика необходима для приобретения учащимися хореографических навыков, легкости и грациозности. Результат воздействия учебно-тренировочных упражнений на психомоторные функции организма проявляется не сразу.     
Педагог должен объяснить учащимся цели и задачи, убедить их в необходимости и полезности тренировочных упражнений. Необходимо, чтобы учащиеся осознанно подходили к выполнению тренировочных упражнений и исполняли их технически правильно. Практика показывает, что только в тех случаях, когда педагог убежден в необходимости тренировочных упражнений и сумел доказать это ученикам, будут получены положительные результаты. 
Осваивать материал следует последовательно, начиная с разучивания самых простых упражнений. По мере развития ловкости и координации движения могут усложняться. Упражнения исполняются вначале в медленном темпе. По мере усвоения и овладения движением темп исполнения ускоряется. Рекомендуется чередовать быстрые и медленные движения, а новые упражнения вводить постепенно. 
У младших школьников, для большей заинтересованности применяются популярные танцевальные фитнес направления (танцевальная аэробика, зумба и т.д.) 
В подготовительной части занятий можно включить упражнения аэробики, приближённые к технике бега или прыжков. Для улучшения подвижности суставов идеально подойдут элементы джаз-аэробики. При организации основной части занятия можно использовать комплексы упражнений из различных видов фитнеса, которые направленны на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей. В завершение занятия применяются такие виды фитнеса как стретчинг. Это помогает учащимся снять напряжение и восстановить эмоциональное состояние.
Хореография в учебно-тренировочном процессе.
В учебно-тренировочном процессе хореографическая подготовка способствует повышению уровня функциональных возможностей, имеет обширный набор средств для общей физической подготовки и развития специальных физических качеств в различных спортивных дисциплинах.
В художественной гимнастике хореографическая подготовка представляет собой лишь один из элементов учебно-тренировочного процесса, однако она имеет огромное значение для подготовки гимнасток различных уровней и тесно связана с другими аспектами подготовки.
Хореографические упражнения достойная альтернатива общеразвивающим и специальным беговым упражнениям, целью которых является улучшение определенных физических качеств и общего уровня физической подготовки. Основные физические качества, развитию которых посвящены физкультурные занятия – это сила, гибкость, выносливость, координация. Фактически все хореографические упражнения способствуют в большей или меньшей степени их развитию. 
Для развития силы и гибкости можно использовать комплекс партерной хореографии, т.е. упражнений, выполняемых лежа на полу (на гимнастических ковриках или матах). Для развития выносливости используются прыжки, беговые упражнения, а для координации – танцевальные элементы с работой различными частями тела.
Практический опыт
В МБОУ «Школа № 53» на уроках физической культуры (учитель Сорокин А.М.) активно используется танцевальная гимнастика, элементы фитнеса. Учащиеся с удовольствием осваивают разные стили танца, фитнеса, а после обучения самостоятельно проводят разминки разной направленности. Несколько классов проявили особую заинтересованность, и под нашим руководством подготовили спортивно-хореографические постановки, участвовали в тематических онлайн-флэшмобах. 
Вывод
Хореография на уроках физической культуры способствует эмоциональной разрядке, способствует сплоченности учащихся, укрепляет командный дух. Танцевальная подготовка обеспечивает комплексное физическое развитие: улучшается осанка, укрепляются мышцы, развивается гибкость и координация движений. При этом нагрузка распределяется равномерно, что снижает риск травм по сравнению с традиционными видами спорта. Хореография становится инструментом в руках учителя физической культуры, который использует её для достижения образовательных целей: развития физических качеств учащихся, их двигательной активности и эстетического воспитания.

Литература
1. Алхасов, Д. С.  Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам : учебник / Д. С. Алхасов, С. Н. Амелин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-15734-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/541331 (дата обращения: 01.02.2025).
2. Гайбадуллина Р.Ф. Применение фитнес технологий. [Электронный ресурс]: Применение фитнес – технологий на занятиях физической культуры как средство повышения мотивации учащихся / Гайбадуллина Р.Ф. Электрон. текстовые дан. – Благовещенск: 2020. – URL: https://infourok.ru/primenenie-fitnes-tehnologij-na-zanyatiyah-fizicheskoj-kulturoj-kak-sredstvo-pov..., свободный (дата обращения: 05.02.2025).
3. Физическое самосовершенствование : учебное пособие / А. А. Бояркина [и др.] ; под редакцией А. А. Зайцева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 145 с.. – ISBN 978-5-534-20770-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/558741 (дата обращения: 05.02.2025).

Текст во вложении (pdf 153Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru