Применение элементов кроссфит на учебно-тренировочных занятиях по волейболу
Автор: Зудина Ольга Николаевна, тренер-преподаватель ГАУ ДО РО «СШ «Флагман»Опыт работы тренера-преподавателя.
Пояснительная записка.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека.
Несмотря на многочисленные исследования в области подготовки
волейболистов, в большинстве случаев рассматриваются вопросы по технике и тактике игры, но недостаточно уделяется внимания на скоростно-силовую подготовку волейболистов.
В своей работе, я использую средства кроссфита в целях повышения физической подготовки занимающихся. Хотелось бы отметить особенности этого направления:
- всестороннее воздействие на организм
- быстрота смены условий и приемов;
- сочетание высокой активности с эмоциональным напряжением;
Основная цель применения кроссфит: усовершенствование физических качеств, улучшение работоспособности, а также развитие быстрой адаптации к смене нагрузок.
Средства и методы кроссфит.
Для повышения мотивации применяю элементы соревновательной деятельности — подсчёт баллов, работа в команде, достижение различных уровней. Соревновательный метод направляет обучающихся преодолевать трудности и действовать максимально ответственно.
Данные приемы включают в себя: общую разминку, развивающий блок и 10–20 минут интенсивной тренировки, которая зависит от уровня подготовленности детей. Основными правилами тренировки являются интенсивность, частота тренировок, минимальность или отсутствие отдыха, изменение направления нагрузок на каждом занятии.
В своей работе я использую основные виды упражнений системы кроссфит. К ним относятся:
1. Упражнения с предметами и без предметов.
2. Простые и сложные.
3. Исполняемые в измененных условиях, при разном положение тела или его частей: а) акробатические элементы (кувырки и перекаты); б) упражнения в равновесии.
Для развития координационных способностей использую:
1. Челночный бег (рывки с резким изменением направления движения и мгновенными остановками).
2. Овладение ритмом разбега: шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров (воспроизведение ритма шагов).
3. Рывки, а также ускорения из разных начальных положений (лежа, сидя, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу.
4. Быстрое перемещение, характерное для любых спортивных игр, с последующей имитацией технического приема.
5. Прыжки на скакалке с максимальной скоростью.
6. Имитационные упражнения с быстрым выполнением любого отдельного движения.
Обращаю внимание на изучение правильной техники простейших движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья.
Для развития скорости применяю соревновательный метод: провожу разнообразные эстафеты с использованием элементов средств кроссфита.
Скоростно-силовые способности развиваю с помощью следующих упражнений:
1. Прыжок толчком двумя ногами с места, взлет вертикальный.
2. То же после перемещений и остановки.
3. То же с поворотом на 90, 180 и 360°
4. Прыжок вверх толчком двумя ногами с разбегу в один шаг, два, три шага. На последнем шаге впереди правая нога, левую приставляют к ней. Эти упражнения использую в подготовительной части тренировки при выполнении имитационных упражнений
В тренировочном процессе кроме скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость.
Ловкость зависит в основном, от комплексного развития силы, быстроты, выносливости и состояния центральной нервной системы. Занятия построены таким образом, чтобы приводить к максимально сбалансированному развитию. Тренировочные комплексы в среднем включают от 1 до 10 движений и, за исключением тестовых, никогда не повторяются.
Для группы начальной подготовки использую:
1. Приседания (на двух ногах расставленных на ширине плеч).
2. Прыжки через скакалку (с одинарным или двойным прокручиванием).
3. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.
4. Запрыгивания или нашагивания на возвышение (гимнастическая скамейка).
5. Выпады вперед на одну ногу (руки на пояс, колено второй ноги опускается вниз на расстояние 5-7см до пола).
6. Поднимание туловища из положения лежа на спине с фиксацией ног, руки за голову.
Для тренировочных групп первого и второго года обучения:
1. Берпи - (взрывное отжимание от пола, после которого спортсмен встает, выпрыгивает вверх, делает хлопок ладонями над головой).
2. Подтягивания на перекладине.
3. Подъем ног в висе (ноги поднимаются под прямым углом к телу и держатся 10-30 секунд).
4. Обратные отжимания (сгибания разгибания рук в упоре сзади о гимнастическую скамейку)
5. Броски медбола (набивного мяча) в парах– из положения присед с мячом перед грудью выпрямляемся и выкидываем мяч вверх-вперед.
6. Ходьба с отягощением в руках (набивной мяч 1 кг)
Для тренировочной группы свыше двух лет я выбрала следующие упражнения из системы кроссфит.
Упражнения с собственным весом:
1. Приседания – на двух ногах, на одной ноге, с расставленными широко ногами и т.д.).
2. Разгибание и сгибания спины – ноги закреплены, бедра упираются в опору, руки за головой. Спина поднимается из положения 90 градусов, в одну линию с ногами и обратно.
3. Запрыгивание на тумбу 60 и более см. – из различных положений стоя, на корточках, спортсмен запрыгивает на тумбу, а затем спрыгивает обратно.
4. Отжимания с подтяжкой ног к груди - исходное положение упор лежа после каждого отжимания необходимо подтянуть ноги к груди, из этого положения выпрыгнуть вверх, при этом совершая хлопок руками над головой.
5. Отжимания вниз головой – исходное положение-становимся лицом к стене, упор на руки, ногами отрываемся и прижимаемся к стене, выполняем отжимания.
6. Скакалка выполняются затяжные прыжки, прокручиваем скакалку вокруг себя дважды, нужно сильнее отталкиваться и выше прыгать.
7. Выпады исходное положение стойка ноги вместе, выполняется выпад вперед и обратно. Опорная нога касается пола, а нога выпадающая, сгибается не более чем на 90 градусов.
8. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами.
Упражнения с гимнастическими снарядами:
1. Вис углом на шведской стенке: ноги подняты и зафиксированы на несколько секунд.
2. Отжимания, руки согнутые в локтях, параллельно полу, резко выпрямили руки, затем вниз. Спина прямая - не отклоняться.
3. Подтягивание на перекладине в висе, усилием рук, тело поднимается вверх до подбородка.
В своей работе использую примерные комплексы:
Для групп начальной подготовки Комплекс 1 |
||||
№ |
Упражнения |
Дозировка |
Количество серий |
|
1 |
Прыжки через скакалку |
30 |
Выполняем по кругу без остановки; 4 серии, между сериями 10 секунд отдыха |
|
2 |
Приседания |
10 |
||
3 |
Выпады вперед на одну ногу |
15 |
||
4 |
Планка |
30 |
||
Комплекс 2 |
||||
1 |
Подтягивания (можно с резинкой) |
5 |
Выполняем по кругу без остановки; 3 серии, между сериями 10 секунд отдыха |
|
2 |
Отжимания |
10 |
||
3 |
Запрыгивания или нашагивания на возвышение |
30 сек |
||
4 |
Поднимания туловища |
10 |
||
Для тренировочных групп первого и второго года обучения Комплекс 1 |
||||
1 |
Берпи |
7 |
Выполняем по кругу без остановки; 4 серии, между сериями 10 секунд отдыха |
|
2 |
Подтягивания на перекладине |
4 |
||
3 |
Броски медбола в парах (набивного мяча) |
10 |
||
4 |
Прыжки через скакалку |
50 |
||
Комплекс 2 |
||||
1 |
Челночный бег |
3 по 6 |
Выполняем по кругу без остановки; 4 серии, между сериями 10 секунд отдыха |
|
2 |
Перемещения вправо- влево с отягощением в руках |
|
||
3 |
Планка |
45 |
||
4 |
Прыжки через скакалку |
50 |
||
5 |
Обратные отжимания |
15 |
||
Для тренировочных групп третьего-пятого года обучения Комплекс 1 |
||||
1 |
Медленный бег |
1 мин |
Выполняем по кругу без остановки; 5 серии, между сериями 10 секунд отдыха |
|
2 |
Выпады на каждую ногу |
По 20раз |
||
3 |
Подтягивания |
6 |
||
4 |
Планка |
3 раза по 45 сек., через 20 сек. отдыха |
||
Комплекс 2 (16-17 лет) |
||||
1 |
Отжимания |
15 |
Выполняем по кругу без остановки; 5 серий, между сериями 10 секунд отдыха |
|
2 |
Напрыгивание на опору с приземлением на две ноги, ноги параллельно друг другу |
25 |
||
3 |
Вис углом на шведской стенке |
3 по 30 сек |
||
4 |
Скакалка |
100 раз |
||
Данные тренировки предполагают комплексное развитие всего тела спортсмена, затрагивающее все физические характеристики.
Используемая литература:
1. Брайан Маккензи. Сила. Скорость. Выносливость. Тренируйтесь на пределе возможностей /перевод Белошеев О.Г. – Изд : Попурри, 2018. – 416 с.
Конспект во вложении (pdf, 196Kb)
Скачать вложение