Путешествие в осенний лес
Автор: Филиппова Ирина Викторовна, воспитатель ОГБОУ «Школа-интернат «Вера», РязаньКонспект физкультурного досуга для детей 11 лет с расстройством аутистического спектра
Аннотация
В предложенном материале предлагается конспект занятия, проводимого воспитателем во второй половине дня в группе детей с РАС. Занятие направлено на развитие двигательной активности, но также включает в себя упражнения, направленные на развитие сенсорного восприятия и закрепления понятий о величине (большой и маленький), понятия цвета (желтый и красный).
Не смотря на постоянную смену видов деятельности, в досуге используются однотипные задания, что является необходимым условием для комфортного выполнения упражнений детей с РАС, учитывая специфику восприятия разнообразия и смену впечатлений и задач при аутизме.
Занятие построено с учетом проработки и накопления пассивного словарного запаса. Дети, с которыми проводился физкультурный досуг, с низким уровнем речевого развития, поэтому вопросы формулируются таким образом, что ожидается либо однозначный ответ (да, нет), либо предполагается, что ребенок может в качестве ответа показать жестом (цвет, игрушку, корзину и т.д.).
Цель: развитие навыков управления и координации собственным телом.
Задачи:
-
развитие восприятия речи взрослого;
-
развитие звукоподражания;
-
развитие сенсорного восприятия;
-
формирование представления о желтом и красном цвете;
-
социализация детей с РАС.
Предварительная работа: беседы про осенние изменения в природе, игры с листьями, экскурсия к осенним деревьям и кустам, сбор листьев.
Оборудование: елочки и дерево с листьями на липучках, игрушечный медведь, корзинка с шишками, цветы красные и желтые, листья красные и желтые, корзинки красные и желтые, ручеек (голубая ткань), спилы. На протяжении занятия используют музыкальные записи звуков природы (ручек, пение птиц).
Ход занятия
Гудок паровоза.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поедем в лес на паровозе.
Дети встают «паровозиком», держась за плечи друг друга (с помощью тьютора), двигаются «паровозиком» по комнате. Звучит музыка «Загудел паровоз», муз. З. Копанейца, сл.О.Высоцкой. Дети подпевают, повторяют «чух-чух».
Воспитатель: Мы приехали на лесную поляну. Ребята, смотрите, на деревьях много листиков! Какого они цвета? Правильно, желтые и красные. Значит, какое у нас время года? Осень! Молодцы! Ветер налетел! Листья с дерева упали!
Листопад! Листопад!
Не кружи ты невпопад!
С мамой мы гулять пойдем,
Все листочки соберем!
- Собираем листики! Красные листья в красную корзинку, желтые в желтую!
Дети собирают листья.
Воспитатель: Хорошо, пошли дальше. А дальше у нас ручей! Нам нужно перешагнуть через него и не наступить! Аккуратно перешагиваем! (Дети перешагивают через голубую ткань. Упражнение выполняют по три раза).
Воспитатель: А теперь подышим лесным воздухом! Глубоко вдохнули! Выдохнули! (Указания воспитателя сопровождаются демонстрацией дыхательного упражнения).
Смотрите, у нас есть цветы. Понюхам желтый цветок! А теперь понюхаем красный. Снова желтый.
Воспитатель поочередно спрашивает у детей, кто какой цветок хочет понюхать и озвучивает вслух выбранный цвет. Искусственные цветы пахнут по-разному, для этого воспитатель предварительно капнул на них разные эфирные масла.
Воспитатель: Возьмем с собой цветы.
Воспитатель называет имена детей, давая указания, кто берет красные цветы, кто желтые. Пока дети заняты цветами, тьютор сажает под дерево игрушечного медведя.
Воспитатель: Сморите, ребята! Медведь! Мишка сидит под деревом. Подарим ему цветы. Сначала подарим красные. У кого красные? (дети должны определить цветок какого цвета у них в руке и положить к медведю, если цвет соответствует названному).
Воспитатель: Давайте покажем, как медведи ходят! Перешагивают с ноги на ногу (дети ходят «как медведи»). И рычат: «Уууууу!!! Уууууу!!!».
- А еще медведь любит шишки! Смотрите, у него целая корзина шишек! Смотрите, есть большие шишки (еловые), а есть маленькие (сосновые). Мишка старался, по всему лесу собирал шишки! Давайте поиграем с ними.(воспитатель, обращаясь к детям по именам, говорит, кому надо взять большую шишку, а кому маленькую). Катаем шишку между ладошек.
Шишку катаем!
Руки согреваем!
Шишку катаем!
Руки разминаем!
Поднимаем шишку вверх!
Опускаем шишку вниз!
Поднимаем шишку вверх!
Опускаем шишку вниз!
А теперь взяли в руки шишку и покатали себе по животику!
Покатали по ноге (по бедру).
Отлично. А теперь бросаем шишки в корзину!
Дети кидают шишки в корзину с расстояния двух шагов.
(Воспитатель «нечаянно» роняет корзину и шишки рассыпаются по полу).
- Ах, я уронила корзину! Ребята, собираем скорее шишки в корзину.
(пока дети собирают шишки, тьютор расставляет спилы).
А теперь мы с вами пойдем дальше. В нашем лесу дорожка из пеньков! Ходим только по пенькам-спилам! (звучит веселая музыка, дети ходят по спилам).
А теперь на кочки встали,
равновесие поймали!
Стоим, стоим, стоим…. (дети остановились на балансирах, держат равновесие, музыка включается спокойная).
Взяли свои балансиры в руки, убрали на место.
А теперь каждый взял спил, отнесем их. Большие спилы несем к медведю. Маленькие под елочку.
Ребята, наше осеннее путешествие заканчивается. Нам нужно попрощаться с медведем. Скажем ему: «До свидания, мишка! Спасибо за игры с шишками и спилами!» (дети машут медведю рукой, жест прощания). Садимся в паровоз, и поехали обратно!
Звучит песенка про паровоз, дети, выполняя упражнение «паровозик», перемещаются по классу.
Подведение итогов.
Дети встают в круг, держатся за руки.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша лесная прогулка. Мы покатались на паровозике, поиграли с шишками, собрали листья, понюхали цветы. Вы очень хорошо ходили по спилам и выполняли упражнения! А теперь заканчиваем!
Мы играли, мы играли!
Дружно все мы выполняли!
Вот закончилась игра!
Отдыхать нам всем пора!
Литература.
1. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. – М.: Мозаика-синтез, 2025. – 48 с.
2. Борисова М.М. Тематические подвижные игры для детей от 2 до 7 лет.– М.: Русское слово, 2025. – 176 с.
3. Официальный сайт министерства здравоохранения и социального развития РФ https://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2005N1/p40-42.htm
Текст во вложении (pdf 154Kb)
Скачать вложение





