Развитие координации, гибкости стоп и хватательных движений с помощью упражнений с теннисным мячом в художественной гимнастике
Автор: тренер-преподаватель Храмова Нилуфар Шохруховна, МАУ ДО г. Рязани Спортивная школа "Золотые купола"Методическая разработка
Введение
В такой спортивной дисциплине, как художественная гимнастика представительницы демонстрируют все свое техническое мастерство, четкость, красоту исполнения сложнейших двигательных действий и элементов, как без предметов, так и с их сочетанием под музыкальное сопровождение.
К «стандартным» упражнениям в данном виде спорта относятся упражнения с разными по фактуре снарядами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с элементами и приемами без снаряда, различными упражнениями и движениями акробатики, элементами танцевальными и хореографическими.
Такие приемы и действия в большей степени показывают особенности этой спортивной дисциплины и составляют основную её часть.
Демонстрация при звучании музыкального сопровождения эмоционально-двигательного образа, в основу которого входит личное восприятие музыки, экспрессия и выразительность при выполнении непростых элементов и приемов представляется одним из ключевых требований данного вида спорта. Такие факторы влияют на начальную подготовку гимнасток-спортсменов.
В отличие от других средств гимнастики приемы и элементы художественной гимнастики характеризуются чрезмерной динамичностью широкой амплитудностью действий и танцевальной манерой исполнения. К особым локальным задачам, реализуемых и демонстрируемыми упражнениями художественной гимнастики относятся:
– формирование и развитие культуры движений;
– умений придавать действиям и приемам окраску с точки зрения эмоциональности, выполнять их максимально выразительно;
– воспитание с точки зрения эстетики спортсменов, основываясь на связь движений и музыки, в сочетании с использованием танцевальных, хореографических движений.
Именно из-за такой направленности выступлений, в которой используются такие средства и методы эту дисциплину гимнастики называют «художественной». Все движения и приемы художественной гимнастики характеризуются и разделяются на стандартные строевые, прикладные, обще-развивающие приемы и элементы. Но с точки зрения их исполнения имеются особенности. Махи выполняют плавными, мягкими движениями. При выполнении наклонов «отстающие» движения головы и рук, сочетаются с пружинящими, волнообразными движениями. Гибкость, прыгучесть, координация движений, музыкальный слух и чувство ритма непосредственно развиваются, при тренировках и выполнении на соревнованиях приемов и элементов, которые насыщенны хореографически и танцевально. Девушки, занимающиеся художественной гимнастикой, отличаются красивой осанкой, легкостью, грациозностью походки и изящностью движений. Упражнения классифицируется на подготовительные и основные, исходя из степени сложности. К первым можно отнести: различные виды ходьбы, бега, подскоков, обще-развивающие движения, простые приемы хореографии и танца. Ко вторым: упражнения (основные), которые имеют наиболее сложные движения, предназначенные в первую очередь тем, кто специализирует свою деятельность по художественной гимнастике: упражнения без снарядов (волны, взмахи, равновесие, повороты, прыжки), упражнения со снарядами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой), сочетания и комбинации упражнений без снаряда и со снарядом (как индивидуально и в группе).
Актуальность и важность данной разработки можно указать по следующим причинам. Сочетание приемов из различных областей способствует к многогранным и разнообразным по формам реализации результатам. Использование теннисного мяча в гимнастике способствует разнообразию при обучении и позволяет развить разные составляющие, такие как координация, равновесие, гибкость и музыкальность. Инновационные способы в обучении постоянно помогают привлечь внимание. Применение новых средств, на примере теннисного мяча, поможет выделяться среди разных танцевальных комбинаций и средств воспитания, вовлекая большее количество занимающихся и тем, кому это интересно. Тренировки с теннисным мячом могут способствовать улучшению выносливости, координации, реакции и силы, что в свою очередь окажет положительный результат в технике танца.
Выявленная эффективность и потенциал применения теннисного мяча в учебном процессе танцевальных техник, характеризуется развитием координации, баланса и другие физических составляющих в танце, а также выявляется возможные практические и творческие подходы к внедрению подобного элемента в практику танца.
Литература
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М.: Просвещение, 2020. 287 с.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. – М.: ПедиатрЪ, 2023. – 192 с.
3. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. – М.:МГУП, 2020, – 160 с.
4. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 2021, – 228 с.
5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 2021. – 193 с.
6. Бондин В.И., Максименко С.А. К вопросу о поиске современных оздоровительных технологий в системе физического воспитания школьников // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2021. – с. 312-316.
7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – Учебник. М.: Советский спорт, 2023, – с 464.
8. Лоськова Е.С. Воспитание координационных способностей средствами танцевальной аэробики у детей 10-11 лет / Е.С. Лоськова, Л.М. Кравцова // – Молодой ученый, 2021. – № 21 (363). – с. 429-432.
9. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. – М.: Советский спорт. 2023. – с 224.
10. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2020. – с 273.
11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2023, – с 160.
12. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Изд 2-е. испр. и доп. (в 2-х т.). – М.: «Физкультура и спорт», 2006.
13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – с 480.
14. Словарь спортивной терминологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: httрs://www.sроrt-diс.ru/ (Дата обращения: 20.09.2024).
Полный текст во вложении (pdf 445Kb)
Скачать вложение