РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Траектория - спорт и здоровье

Автор: Коровченко Татьяна Николаевна, заместитель директора по УВР Юрочкин Иван Васильевич, учитель физической культуры, МБОУ Покровская средняя школа ухоловского муниципального района Рязанской области

Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в школе

Целевая аудитория программы:

- обучающиеся 1-11 классов школы;
- педагогический коллектив образовательного учреждения;
- родители обучающихся;
- жители поселения;
- социальные партнёры.

Обоснование актуальности, цели и задачи программы

Проблема сохранения здоровья – одна из более актуальных проблем нашего государства. С каждым годом спорт, здоровый образ жизни играют все более важную роль в развитии, взрослении и социализации обучающихся. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Мы расплачиваемся очень дорого за пренебрежение к ценностям физической культуры, которая должна рассматриваться как единственный предмет, готовящий учеников к здоровому образу жизни. Он должен быть, как записано в Международной хартии физического воспитания и спорта, сфокусирован на развитие физических, психических и социальных качеств личности, воспитании уважения к себе и другим людям, обучении этическим нормам, терпимости и ответственности, справедливости, самодисциплины и самоконтроля для жизни в демократическом обществе. Физическая культура - предмет один из важнейших, необходимых для социальной интеграции личности, воспитания ее общей культуры, творческого мышления, нравственных характеристик. В Олимпийской хартии говорится о том, что олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпийские игры и, лежащие в их основе философские и религиозные концепции, стали важным феноменом античной культуры. Олимпиада, как демонстрация физического (телесного) совершенства, также непосредственно выражала идею античной души. Известно мощное воздействие Олимпиад на развитие греческой культуры, что проявлялось практически во всех ее сферах: в религии (олимпизм способствовал созданию общегреческой, так называемой "олимпийской религии"), в политике и экономике (идея священного перемирия - экехерия - прекращение военных конфликтов; объединение страны; развитие рынка), в общественной мысли, морали, искусстве (утверждение образа "калос кагатос"), внедрение полисного гражданского демократического мировоззрения в структуру общественного и художественного мышления. Специфичность спорта как одной из сфер культуры, главным образом, состоит в том, что имеет самое непосредственное отношение к человеку, поскольку служит одним из средств удовлетворения его потребностей, причем, не только телесных, но и духовных. Теория и практика олимпийского движения от самых его истоков до настоящего времени доказывает это. Объединение в олимпийском движении разноплановых, многомерных смыслов спорта, этики, юриспруденции, социального сотрудничества имеет очень важные духовные и социальные последствия. Такое объединение создает основание для мыслей и чувств участников олимпийского движения, привлекает к нему внимание политических деятелей, педагогов, молодежи, различных слоев населения и профессиональных групп, признает за олимпийским движением универсальную общечеловеческую значимость. В связи с этим, школа как социокультурная среда «Траектория - спорт и здоровье», в которой дети находятся значительное время, способна с начальной ступени образования воспитывать в детях желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, изучать историю спорта, спортивных традиций и символики, знакомить обучающихся с Олимпийским и Параолимпийским движением в нашей стране и мире.

Знание истории Олимпийского движения, олимпийских ценностей, традиций – очень важны для современных учеников. А знание достижений своей страны на Олимпийских играх, служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Постепенно шаг за шагом у учащегося формируется внутренняя позиция спортсмена, система его отношений и мировоззрение. Олимпийские рекорды, история страны и достижения спортсменов на Олимпийских, и особенно, Параолимпийских играх – все это, собранное воедино, должно передаваться из поколения в поколение. Это часть духовности нашего народа. А уважительное отношение к истории спорта в целом – признак гражданской зрелости. Поэтому, наполнив конкретным современным содержанием олимпийское движение в нашей школе мы сможем повысить уровень развития духовной культуры и мировоззрения обучающихся. Реализация программы может способствовать не только укреплению здоровья обучающихся, но и формированию нравственного мира человека и таких важных качеств как: гражданственность, нравственность, патриотизм, стремление приумножить славу России. А через все это и способность к защите нашей Родины.

Поэтому программа включает в себя различные направления воспитательного воздействия, рассчитана на обучающихся 1-11 классов и предусматривает проведение различных воспитательных мероприятий: семинаров, круглых столов, уроков, конкурсов, викторин, пресс-конференций, классных часов и других форм работы по олимпийской тематике.

В ходе реализации программы у всех участников образовательного процесса сформируется мотивация к познанию и творчеству; всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей; повысится интерес к занятиям физической культурой и спортом; будут в полном объёме реализованы дополнительные образовательные программы и услуги по физическому воспитанию; учащиеся школы будут сориентированы на ведение здорового образа жизни; будет обеспечен рост спортивных достижений учащихся.

Программа охватывает всех субъектов образовательного процесса в школе (учеников, учителей и родителей) и окружающего социума (жителей поселения).

Идея проекта «Траектория – спорт и здоровье» заключается в создании саморазвивающейся образовательной спортивной среды путем активизации внутренних ресурсов и интересов участников (внутренней позиции спортсмена) в области олимпийского движения, занятием спортом и физической культурой, то есть погружения в проектные объединения, созданные по инициативе учащихся и при кураторской - супервизорской поддержке со стороны учителей.

Цель программы:

Формирование у учащихся «внутренней позиции спортсмена» - осознанного, мотивированного отношения к улучшению и сохранению своего здоровья средствами физической культуры и спорта в процессе приобщения к идеалам и ценностям олимпийского движения, путем целенаправленного внедрения программы в систему спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

Задачи программы:

1. Способствовать развитию олимпийского образования среди школьников, родителей, педагогов, жителей поселения.

2. Создать условия для повышения двигательной активности и укреплению здоровья школьников, формировать их физическую культуру, как элемент здорового образа жизни

3. Формировать у школьников потребность в систематических занятиях спортом.

4. Создавать условия для успешной социализации различных категорий обучающихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

5. Выявлять талантливых детей для их дальнейшего целенаправленного занятия спортом.

6. Обеспечить поддержку педагогов, активно внедряющих в образовательный процесс элементы инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы.

Стратегические принципы программы:

1.Траекторное движение - всякое тело находится лишь в относительном покое. Всякое тело находится в непрерывном движении, взаимодействии с другими телами и перманентном процессе изменения своих состояний. Это движение определяется: системой воздействий внешних сил, особенностями организации тела, уровнем потенциальной энергии, отсюда очевидна его «траектория», - уникальный и неповторимый путь в пространстве взаимодействия с другими телами и во времени из своего прошлого в непрестанном моменте настоящего в будущее. Непрерывность траекторного движения в динамике «ученик начальной школы, ученик средней школы, выпускник - компетентный человек в области физкультуры, спорта, олимпийского движения (родитель, житель поселения активно занимающийся спортом).

3. Единство всех направлений активности в олимпийском движении.

4. Взаимообучение и преемственность между ступенями олимпийского образования как во внутришкольной среде, так и в социуме поселения.

Содержание программы

Содержание программы определяется системой программных мероприятий, предусматривающей мероприятия по направлениям как уже реализуемым, так и выделяемым непосредственно для достижения целей программы и включает знания об особенностях зарождения физической культуры, истории первых олимпийских игр. О роли и значении физической культуры в развитии общества и человека. Цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире. Влияние на развитие массовой физической культуры спорта высших достижений. Значение в развитие сотрудничества и дружбы между народами международного и национальных олимпийских комитетов.

НАПРАВЛЕНИЕ 1.«Совершенствование содержания физкультурного образования»

Работа по данному направлению предполагает: включение в содержание уроков физической культуры, литературы, биологии, основ безопасности жизнедеятельности. изобразительного искусства, иностранного языка, групповых занятий в системе дополнительного образования, индивидуальных занятий с обучающимися во внеурочное время, их самообразования вопросов олимпийской тематики; формирование банков методических и информационных материалов, разработка методических рекомендаций для различных категорий педагогических работников.

НАПРАВЛЕНИЕ 2. «Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы»

Деятельность коллектива по этому направлению должна быть ориентирована на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей их организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Направление включает в себя: утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, туристические слеты, спартакиады, занятия в спортивных кружках и секциях, соревнования в субботние и воскресные дни, спортивный досуг на каникулах. спортивные праздники т.д.

НАПРАВЛЕНИЕ 3. «Популяризация спортивных достижений спортсменов (Сылвенской школы, города, области, страны). Ведущая идея выделения данного направления в программе в самостоятельное заключается в реализации воспитательного потенциала олимпийского образования. Мероприятия по направлению предусматривают проведение конкурсов рисунков, организацию выставок спортивных достижений, встречи с Пермскими спортсменами- олимпийцами.

НАПРАВЛЕНИЕ 4. «Просветительская работа с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами». Данное направление ориентировано на повышение уровня информированности участников образовательного процесса об олимпийском движении в целом. НАПРАВЛЕНИЕ 5. «Организация взаимодействия с социальными партнерами» Объективно возможности любой образовательной системы в реализации специфических образовательных потребностей потребителей её услуг ограничены. Их расширение возможно за счет привлечения кадровых, организационных и материальных ресурсов социальных партнеров МБОУ Покровской СШ

В школе имеется богатый опыт взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, общественными организациями в физическом воспитании и спортивной подготовке обучающихся, формированию у них ценностей здоровья. Среди них управления образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, молодежной политики.

Среди возможных направлений сотрудничества: формирование систематической согласованной программы проведения оздоровительных мероприятий различной направленности, молодежных социальных проектов воспитательной направленности, подготовке единого календаря спортивной и спортивно-массовой работы; объединение ресурсных возможностей в обеспечении физического воспитания детей и обучающихся; организации стажировок спортсменов в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства; работа с родительской общественностью; расширение содержания и объема дополнительного образования спортивной направленности на базе образовательных учреждений различного уровня.

Используемые педагогические технологии:

Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).

Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).

Технология использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска).

Информационные компьютерные технологии (использование на занятиях информации из источников в Интернете, с помощью компьютерных программ составление перспективных планов по развитию олимпийского движения в России.)

Полный текст статьи во вложении (doc, 144 KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru