Смешанное соединение проводников
Автор: Бортникова Татьяна Александровна, МОУ Аладьинской СОШ Чучковского района РОУрок физики в 8 классе
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
Цели:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска. Наборы л/о «Электричество» - 2 шт., ЛИП -2 шт. удлинитель.
Цели:
- Образовательная: формирование умений рассчитывать параметры комбинированных электрических цепей, используя знания учащихся о различных соединениях проводников.
- Развивающая: Развитие познавательной активности, аналитического мышления. Формирование навыков исследовательской деятельности.
- Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного от-ношения к знаниям, дисциплинированности, умения совместно работать, оказывать взаимопомощь. Формирование серьезного отношения к правилам техники безопасности при использовании электрического обору-дования.
- диалогичность,
- последовательность,
- наглядность,
- доступность,
- научность,
- связь теории с практикой.
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин) (СЛАЙД 1)
Учитель. История- анекдот о физике. Вы сейчас все улыбнулись, пусть наш урок пройдет на позитиве.
- Ребята, какую тему мы сейчас изучаем?
- Что вы узнали на предыдущем уроке?
- Итак, мы изучили законы последовательного и параллельного соединений проводников, вы знаете закон Ома для участка цепи, знаете за-коны соединений.
- Сегодня мы познакомимся с новой темой: «Смешанное соединение проводников». Запишите число, тему урока в тетрадях.
2. Актуализация знаний
Учитель. Вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.
Предлагаю двум желающим выполнить практические задачи (Приложение2). (Учащиеся проходят к первым партам, где стоит оборудование). Затем вызываю еще двух слабых учеников, которые помогают первым в сборке цепей, а наиболее подготовленные дети обучат своих одноклассников и вместе с ними еще раз повторят законы для последовательного и параллельного соединения.
Всему классу предлагаю выполнить Тест. (раздаю карточки по вариантам I и II)
Тестирование. (10 мин) (Приложение 1) (СЛАЙД 1)
Организует взаимопроверку. Дети работают парами: друг у друга проверяют тест.
Оценивают работы друг друга. (соответственно 5 верных ответов – «5», 4 верных ответа – «4», и т.д.) ( Критерии в Приложении 1. Стр. 2)
Затем каждый анализируют свою работу.
Учащиеся, выполнявшие практическую работу, сдают оборудование и садятся на свои места.
3. Мотивация и целеполагание (6мин)
Учитель Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руки.
Кто допустил одну ошибку? Поднимите руки.
Кто допустил две ошибки? Поднимите руки.
Какие ошибки были допущены? Какова цель нашего сегодняшнего урока? Что хотел бы каждый из вас достичь к концу урока? Чему научиться? (ведется индивидуальный опрос)
Учитель формулирует общую цель. Нам следует еще раз повторить основные понятия и законы постоянного электрического тока, и продолжать учиться применять полученные знания в решении задач.
Сегодня мы рассмотрим с вами еще один вид соединения проводников – комбинированный. Его часто называют смешанным.
4. Первичное усвоение новых знаний, фронтальная беседа. (4 мин)
Учитель.
- Какие физические величины, параметры характеризуют электрическую цепь?
- Каким законом они связаны?
- Если в цепи, которые мы с вами собираем, напряжение = const, а сопротивление у каждого потребителя свое, то что вы можете сказать о силе тока? (Ответ: силу тока мы можем изменять.)
- Как? С помощью какого прибора? ( Ответ: с помощью реостата.)
Демонстрирует слайды 3.17. слайд 10
Обсуждаем. Делают вывод из увиденного на доске интерактивного опыта: Чем больше сопротивление цепи, тем меньше сила тока в ней и яр-кость лампочки уменьшается.
Учитель. Этот факт надо учитывать при решении задач. Прежде, чем вычислять распределение токов в цепи, необходимо рассчитать сопро-тивление на ее участках.
5. Первичная проверка понимания (8 мин)
Демонстрирует слайд: 3.18. слайд 2
Вызывает трех человек: Один собирает интерактивную цепь. Двое записывают законы для последовательного и параллельного соединения проводников на доске в виде таблицы. (Таблица подготовлена заранее на доске)
Учитель дает слово практикам.
- Подтвердилось ли это на практике? Если мнения разошлись, предлагает калу высказать свое мнение на этот счет. Делают вывод, кто прав.
Учитель. Демонстрирует слайд: 3.18. слайд 7
Вызывает ученика к доске, который проводит сравнительный анализ видов соединения.
Учитель предлагает решить четыре простейшие устные задачи на расчет параметров цепи при последовательном и параллельном соединении.
- Какой вид на ваш взгляд наиболее применим в реальной жизни? (пример с электропоездом: все вагоны соединены параллельно, но лампочки в каждом вагоне – последовательно, печки в вагоне – последовательно).
- Какие виды соединений используются в электропроводке автомобиля преимущественно? (ответы)
Учитель демонстрирует 3.18. слайд.
Какое соединение проводников вы видите? (смешанное соединение).
Динамическая пауза. (1 мин) Давайте встанем и попробуем пред-ставить, что вы резисторы, а вы лампочки, а ваши руки, поднимите их, – это соединительные провода. Вам необходимо соединиться последовательно…. а затем Вас соединили параллельно. Молодцы!
6. Включение в систему знаний(10 мин)
Учитель предлагает решить задачу на смешанное соединение. (СЛАЙД 3)Составляем алгоритм решения задач на смешанное соедине-ние проводников (резисторов): (СЛАЙД 5)
1. Анализируем схему, находим только последовательное или только параллельное соединения, смотрим, как распределяются токи.
2. Определяем общее сопротивление данного участка цепи и со-противление всей цепи.
3. Применяя законы последовательного или параллельного соединений и закон Ома, находим распределение токов и напряжений.
Вместе читаем и сопоставляем с нашим решением задачи.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)
§§ 48,49 повторить. Упражнение 33 № 2,3. Для желающих предла-гается дополнительная задача (Приложение3).
8. Подведение итогов урока (7 мин)
Тест. (СЛАЙД 6-8)
9. Рефлексия (СЛАЙД 9) (2 мин)
Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока (Приложение 4)
При подготовки урока использованы литература и Интернет ресурсы:
Учитель. История- анекдот о физике. Вы сейчас все улыбнулись, пусть наш урок пройдет на позитиве.
- Ребята, какую тему мы сейчас изучаем?
- Что вы узнали на предыдущем уроке?
- Итак, мы изучили законы последовательного и параллельного соединений проводников, вы знаете закон Ома для участка цепи, знаете за-коны соединений.
- Сегодня мы познакомимся с новой темой: «Смешанное соединение проводников». Запишите число, тему урока в тетрадях.
2. Актуализация знаний
Учитель. Вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.
Предлагаю двум желающим выполнить практические задачи (Приложение2). (Учащиеся проходят к первым партам, где стоит оборудование). Затем вызываю еще двух слабых учеников, которые помогают первым в сборке цепей, а наиболее подготовленные дети обучат своих одноклассников и вместе с ними еще раз повторят законы для последовательного и параллельного соединения.
Всему классу предлагаю выполнить Тест. (раздаю карточки по вариантам I и II)
Тестирование. (10 мин) (Приложение 1) (СЛАЙД 1)
Организует взаимопроверку. Дети работают парами: друг у друга проверяют тест.
Оценивают работы друг друга. (соответственно 5 верных ответов – «5», 4 верных ответа – «4», и т.д.) ( Критерии в Приложении 1. Стр. 2)
Затем каждый анализируют свою работу.
Учащиеся, выполнявшие практическую работу, сдают оборудование и садятся на свои места.
3. Мотивация и целеполагание (6мин)
Учитель Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руки.
Кто допустил одну ошибку? Поднимите руки.
Кто допустил две ошибки? Поднимите руки.
Какие ошибки были допущены? Какова цель нашего сегодняшнего урока? Что хотел бы каждый из вас достичь к концу урока? Чему научиться? (ведется индивидуальный опрос)
Учитель формулирует общую цель. Нам следует еще раз повторить основные понятия и законы постоянного электрического тока, и продолжать учиться применять полученные знания в решении задач.
Сегодня мы рассмотрим с вами еще один вид соединения проводников – комбинированный. Его часто называют смешанным.
4. Первичное усвоение новых знаний, фронтальная беседа. (4 мин)
Учитель.
- Какие физические величины, параметры характеризуют электрическую цепь?
- Каким законом они связаны?
- Если в цепи, которые мы с вами собираем, напряжение = const, а сопротивление у каждого потребителя свое, то что вы можете сказать о силе тока? (Ответ: силу тока мы можем изменять.)
- Как? С помощью какого прибора? ( Ответ: с помощью реостата.)
Демонстрирует слайды 3.17. слайд 10
Обсуждаем. Делают вывод из увиденного на доске интерактивного опыта: Чем больше сопротивление цепи, тем меньше сила тока в ней и яр-кость лампочки уменьшается.
Учитель. Этот факт надо учитывать при решении задач. Прежде, чем вычислять распределение токов в цепи, необходимо рассчитать сопро-тивление на ее участках.
5. Первичная проверка понимания (8 мин)
Демонстрирует слайд: 3.18. слайд 2
Вызывает трех человек: Один собирает интерактивную цепь. Двое записывают законы для последовательного и параллельного соединения проводников на доске в виде таблицы. (Таблица подготовлена заранее на доске)
Учитель дает слово практикам.
- Подтвердилось ли это на практике? Если мнения разошлись, предлагает калу высказать свое мнение на этот счет. Делают вывод, кто прав.
Учитель. Демонстрирует слайд: 3.18. слайд 7
Вызывает ученика к доске, который проводит сравнительный анализ видов соединения.
Учитель предлагает решить четыре простейшие устные задачи на расчет параметров цепи при последовательном и параллельном соединении.
- Какой вид на ваш взгляд наиболее применим в реальной жизни? (пример с электропоездом: все вагоны соединены параллельно, но лампочки в каждом вагоне – последовательно, печки в вагоне – последовательно).
- Какие виды соединений используются в электропроводке автомобиля преимущественно? (ответы)
Учитель демонстрирует 3.18. слайд.
Какое соединение проводников вы видите? (смешанное соединение).
Динамическая пауза. (1 мин) Давайте встанем и попробуем пред-ставить, что вы резисторы, а вы лампочки, а ваши руки, поднимите их, – это соединительные провода. Вам необходимо соединиться последовательно…. а затем Вас соединили параллельно. Молодцы!
6. Включение в систему знаний(10 мин)
Учитель предлагает решить задачу на смешанное соединение. (СЛАЙД 3)Составляем алгоритм решения задач на смешанное соедине-ние проводников (резисторов): (СЛАЙД 5)
1. Анализируем схему, находим только последовательное или только параллельное соединения, смотрим, как распределяются токи.
2. Определяем общее сопротивление данного участка цепи и со-противление всей цепи.
3. Применяя законы последовательного или параллельного соединений и закон Ома, находим распределение токов и напряжений.
Вместе читаем и сопоставляем с нашим решением задачи.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)
§§ 48,49 повторить. Упражнение 33 № 2,3. Для желающих предла-гается дополнительная задача (Приложение3).
8. Подведение итогов урока (7 мин)
Тест. (СЛАЙД 6-8)
9. Рефлексия (СЛАЙД 9) (2 мин)
Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока (Приложение 4)
При подготовки урока использованы литература и Интернет ресурсы:
- Физика. 8 класс. /А.В. Перышкин – М.: Дрофа, 2014
- Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А.В. Перышкина «Физика.8 класс»/ О.И. Громцева – М.: «Экзамен», 2012
- Физика 8: Кимы/ С.Б. Бобошина – М.: «Экзамен», 2014.
- http://class-fizika.narod.ru
- http://festival.1september.ru
Материалы к уроку во вложении (zip, 1.7MB)
Скачать вложение