Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
Автор: Архипова Елена Александровна, учитель географии «Школа №72 г. Рязань; Гавриленко Людмила Николаевна, ст. преподаватель каф. ТОВиДО РИРО
Обобщение педагогического опыта учителя географии «Школа №72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов» Архиповой Елены Александровны подготовлено Л.Н. Гавриленко, ст. преподавателем каф. ТОВиДО РИРО.
Сбережение здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь [2]. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся приобретает с каждым годом все большую актуальность, и подход к ее решению включает более активное использование здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе обучения географии.
В.Д. Сонькин считает, что здоровьесберегающая технология – это, прежде всего:
1) условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2) рациональная организации учебного процесса (соответствие с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3) необходимый, достаточный и рационально ориентированный двигательный режим.
О.В. Петров под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
Н.К. Смирнова о том, что «Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Н.К. Смирнов отмечает: «Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении» [3].
В своей деятельности Елена Александровна опирается на следующие принципы – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Одним из важнейших является принцип уникальности личности ребенка. При этом особое значение имеет необходимость создания ситуации успеха для ученика на всех этапах урока. Для создания таких ситуаций используются следующие средства – учет особенности аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использования приемов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Все это позволяет предотвращать усталость и утомляемость; усиливать мотивацию к учебной деятельности.
К наиболее активно используемым педагогическим технологиям в процессе обучения географии, обеспечивающих здоровьесбережение на уроке, можно отнести следующие:
1) технология личностно-ориентированного обучения;
2) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения;
3) модульного обучения;
4) проблемного обучения;
5) ненасильственного обучения;
6) диалогового обучения;
7) создания положительной самооценки;
8) решения творческих задач;
9) исследования;
10) ИКТ.
В своей работе Е.А. Архипова помимо технологий использует разнообразные учебные приёмы, виды и формы учебных заданий и их развивающий потенциал. Одни приемы чаще всего используются при знакомстве с новым материалом, другие – более эффективны при отработке предметных знаний и навыков, с помощью которых можно развивать и диагностировать уровень развития необходимых ученику ресурсов для учебного успеха.
Среди наиболее активно используемых методов обучения можно выделить:
1) методы организации учебно-познавательной деятельности:
- получение новых знаний,
- выработка учебных умений,
- закрепление и повторение изученного;
2) методы стимулирования учебно-познавательной деятельности как элемент снятия нервно-психического напряжения:
- эмоциональное стимулирование,
- развитие познавательного интереса,
- формирование ответственности и обязательности;
3) методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта как элемент снижения боязни неверного ответа:
- взаимопроверка,
- взаимные задания,
- временная работа в группах,
- ситуация совместных переживаний;
4) методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся как элемент успешности учебной деятельности для каждого школьника:
- творческое задание,
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации,
- дискуссия,
- создание креативного поля,
5) методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности социального и психологического развития учащихся:
- наблюдение за учебной работой,
- опрос (устный, фронтальный, письменный),
- выставление поурочного балла,
- письменные проверочные работы;
6) здоровьесберегающие методы:
- снятие нервно-психического утомления,
- снятие физического утомления,
- раскрепощение психомоторных функций,
- раскрепощение духовно-психической сферы.
Умело сочетая элементы технологий, разнообразные методы и формы организации познавательной деятельности, Елена Александровна проводит нетрадиционные уроки. Среди них можно выделить занятия, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок-размышление, урок-решение, урок открытых мыслей, урок-аннотация); уроки по аналогии с организованными событиями (урок-аукцион, урок-конференция, урок-суд, урок-посвящение); уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности (урок-исследование, урок-интервью, урок-диспут, урок-дискуссия).
В работе педагога активно применяются и более сложные формы учебной работы, требующие проявления всех особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика с целью сохранения его здоровья [4]:
1. «Мозговой штурм».
2. Просмотр видеофрагмента по изучаемой теме с предъявлением задания до просмотра.
3. Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста-географа.
4. Выполнение заданий по изучаемой теме в тестовой форме («И в шутку и всерьёз»).
5. Цифровой диктант «на слух» – ответить на вопросы письменно (да-1, нет-0), с последующей немедленной «работой над ошибками».
6. Буквенный диктант (на слух). Записывать только первые буквы слов.
7. Сравнение двух близких понятий по смыслу, нахождение сходства (устно).
8. Составление текста с географическими ошибками.
9. Нахождение соответствия фактов и понятий.
10. Нахождение «лишнего» слова из списка, объяснение выбора (устно).
11. Называние одним словом.
12. Решение развивающего канона – «прочитать» его решение устно.
13. Загадывание понятия и показ его пантомимой (нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам).
14. Восстановление смысла чисел.
15. Заполнение «слепого» текста пропущенными словами или числами.
16. Решение географической задачи на выдвижение гипотез и их защита.
17. Синквейн (составить, защитить в паре, группе).
18. Принятие участия в «конкурсе шпаргалок».
19. Написание сочинения «от имени…(горной вершины, реки, моря), можно в форме репортажа, интервью.
20. Придумывание и создание на компьютере рекламы, листовки социального содержания: плаката, призывающего к охране Мирового океана, плаката в защиту исчезающего вида и т. д.
21. Рисунок-иллюстрация к изучаемой теме, к художественному произведению о путешествиях.
22. Публичное выступление по теме определённой продолжительности.
23. Реферат по определённой схеме. (Перед этим дается краткая памятка «Как работать над рефератом».)
24. Подготовка и проведение презентации профессии, связанной с географией.
25. Решение «смысловых пропорций».
26. Решение «смыслового уравнения с двумя неизвестными».
28. Подготовка и проведение урока географии по определённой теме.
Активное применение здоровьесберегающей технологии позволяет констатировать положительную динамику результатов по следующим направлениям:
1. Сократились пропуски уроков по болезни и без уважительных причин.
2. Увеличилось количество выполняемых творческих работ по предмету, в том числе с применением современных информационных технологий.
3. Возросла мотивация учащихся к изучению предмета (выборность географии как предмета для итоговой аттестации, переводных экзаменов по выбору, возросло количество школьников, принимающих участие в конференциях с использованием презентаций).
Таким образом, позитивная динамика системы преподавания позволяет осуществить выход образования на качественно новый уровень, повысить эффективность обучения, развить творческие способности учащихся, достигнуть новых уровней развития личности.
Использование здоровьесберегающей технологии способствует сохранению здоровья учащихся, приобщению их к здоровому образу жизни, активизации познавательной деятельности, раскрытию потенциальных возможностей, формированию творческого мышления.
Литература
1. Вайнер, Э.Н Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. – 2012. – №1. – С. 21-26.
2. Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя
// Естествознание в школе. – 2005. – №5. – С. 50-55.
3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М. : АРКТИ, 2003.
4. Тверская, Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе. – 2005. – №2. – С. 40-44.
В.Д. Сонькин считает, что здоровьесберегающая технология – это, прежде всего:
1) условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2) рациональная организации учебного процесса (соответствие с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3) необходимый, достаточный и рационально ориентированный двигательный режим.
О.В. Петров под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся;
- учет особенностей возрастного развития школьников;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности [1].
Н.К. Смирнова о том, что «Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Н.К. Смирнов отмечает: «Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении» [3].
В своей деятельности Елена Александровна опирается на следующие принципы – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Одним из важнейших является принцип уникальности личности ребенка. При этом особое значение имеет необходимость создания ситуации успеха для ученика на всех этапах урока. Для создания таких ситуаций используются следующие средства – учет особенности аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использования приемов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Все это позволяет предотвращать усталость и утомляемость; усиливать мотивацию к учебной деятельности.
К наиболее активно используемым педагогическим технологиям в процессе обучения географии, обеспечивающих здоровьесбережение на уроке, можно отнести следующие:
1) технология личностно-ориентированного обучения;
2) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения;
3) модульного обучения;
4) проблемного обучения;
5) ненасильственного обучения;
6) диалогового обучения;
7) создания положительной самооценки;
8) решения творческих задач;
9) исследования;
10) ИКТ.
В своей работе Е.А. Архипова помимо технологий использует разнообразные учебные приёмы, виды и формы учебных заданий и их развивающий потенциал. Одни приемы чаще всего используются при знакомстве с новым материалом, другие – более эффективны при отработке предметных знаний и навыков, с помощью которых можно развивать и диагностировать уровень развития необходимых ученику ресурсов для учебного успеха.
Среди наиболее активно используемых методов обучения можно выделить:
1) методы организации учебно-познавательной деятельности:
- получение новых знаний,
- выработка учебных умений,
- закрепление и повторение изученного;
2) методы стимулирования учебно-познавательной деятельности как элемент снятия нервно-психического напряжения:
- эмоциональное стимулирование,
- развитие познавательного интереса,
- формирование ответственности и обязательности;
3) методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта как элемент снижения боязни неверного ответа:
- взаимопроверка,
- взаимные задания,
- временная работа в группах,
- ситуация совместных переживаний;
4) методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся как элемент успешности учебной деятельности для каждого школьника:
- творческое задание,
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации,
- дискуссия,
- создание креативного поля,
5) методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности социального и психологического развития учащихся:
- наблюдение за учебной работой,
- опрос (устный, фронтальный, письменный),
- выставление поурочного балла,
- письменные проверочные работы;
6) здоровьесберегающие методы:
- снятие нервно-психического утомления,
- снятие физического утомления,
- раскрепощение психомоторных функций,
- раскрепощение духовно-психической сферы.
Умело сочетая элементы технологий, разнообразные методы и формы организации познавательной деятельности, Елена Александровна проводит нетрадиционные уроки. Среди них можно выделить занятия, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок-размышление, урок-решение, урок открытых мыслей, урок-аннотация); уроки по аналогии с организованными событиями (урок-аукцион, урок-конференция, урок-суд, урок-посвящение); уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности (урок-исследование, урок-интервью, урок-диспут, урок-дискуссия).
В работе педагога активно применяются и более сложные формы учебной работы, требующие проявления всех особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика с целью сохранения его здоровья [4]:
1. «Мозговой штурм».
2. Просмотр видеофрагмента по изучаемой теме с предъявлением задания до просмотра.
3. Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста-географа.
4. Выполнение заданий по изучаемой теме в тестовой форме («И в шутку и всерьёз»).
5. Цифровой диктант «на слух» – ответить на вопросы письменно (да-1, нет-0), с последующей немедленной «работой над ошибками».
6. Буквенный диктант (на слух). Записывать только первые буквы слов.
7. Сравнение двух близких понятий по смыслу, нахождение сходства (устно).
8. Составление текста с географическими ошибками.
9. Нахождение соответствия фактов и понятий.
10. Нахождение «лишнего» слова из списка, объяснение выбора (устно).
11. Называние одним словом.
12. Решение развивающего канона – «прочитать» его решение устно.
13. Загадывание понятия и показ его пантомимой (нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам).
14. Восстановление смысла чисел.
15. Заполнение «слепого» текста пропущенными словами или числами.
16. Решение географической задачи на выдвижение гипотез и их защита.
17. Синквейн (составить, защитить в паре, группе).
18. Принятие участия в «конкурсе шпаргалок».
19. Написание сочинения «от имени…(горной вершины, реки, моря), можно в форме репортажа, интервью.
20. Придумывание и создание на компьютере рекламы, листовки социального содержания: плаката, призывающего к охране Мирового океана, плаката в защиту исчезающего вида и т. д.
21. Рисунок-иллюстрация к изучаемой теме, к художественному произведению о путешествиях.
22. Публичное выступление по теме определённой продолжительности.
23. Реферат по определённой схеме. (Перед этим дается краткая памятка «Как работать над рефератом».)
24. Подготовка и проведение презентации профессии, связанной с географией.
25. Решение «смысловых пропорций».
26. Решение «смыслового уравнения с двумя неизвестными».
28. Подготовка и проведение урока географии по определённой теме.
Активное применение здоровьесберегающей технологии позволяет констатировать положительную динамику результатов по следующим направлениям:
1. Сократились пропуски уроков по болезни и без уважительных причин.
2. Увеличилось количество выполняемых творческих работ по предмету, в том числе с применением современных информационных технологий.
3. Возросла мотивация учащихся к изучению предмета (выборность географии как предмета для итоговой аттестации, переводных экзаменов по выбору, возросло количество школьников, принимающих участие в конференциях с использованием презентаций).
Таким образом, позитивная динамика системы преподавания позволяет осуществить выход образования на качественно новый уровень, повысить эффективность обучения, развить творческие способности учащихся, достигнуть новых уровней развития личности.
Использование здоровьесберегающей технологии способствует сохранению здоровья учащихся, приобщению их к здоровому образу жизни, активизации познавательной деятельности, раскрытию потенциальных возможностей, формированию творческого мышления.
Литература
1. Вайнер, Э.Н Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. – 2012. – №1. – С. 21-26.
2. Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя
// Естествознание в школе. – 2005. – №5. – С. 50-55.
3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М. : АРКТИ, 2003.
4. Тверская, Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе. – 2005. – №2. – С. 40-44.
Скачать вложение