Воспитание основ толерантности на уроках географии
Автор: Луковкина Инна Ивановна, учитель географии ОГБОУ Областное государственное общеобразовательное учреждение « Школа №10» г. Рязани«Если я чем-то на тебя не похож,
Я этим вовсе не оскорбляю тебя а,
напротив, одаряю»
(Антуан де Сент – Экзюпери)
Сегодня очень остро стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. По результатам переписи населения численность страны сокращается. Это является причиной острой нехватки рабочей силы, что в свою очередь, порождает иммиграцию из ближнего зарубежья - т.е. людей, которые плохо разговаривают или не разговаривают на русском языке и имеют другую культуру. Вследствие этого на территории страны вспыхивают конфликты на почве ксенофобии. Ксенофобия страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и эгоизм через средства фмассовой информации проникают в семью, школу. Бороться с ксенофобией можно не только ужесточением законодательной базы, но и воспитанием толерантности у учеников.
Уважение и утверждение культурных различий – высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности, когда учитель и ученик понимают необходимость активной позиции. Патриотизм и толерантность в современной России неотделимы друг от друга.
Для учащихся важно понимание, что Россия – многонациональное государство. Уроки географии позволяют вводить в мировоззрение учащихся понятие толерантности. В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношения к ним, а значит развивается толерантность.
География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы.
Значение географии определяется:
· огромным воспитательным и развивающим потенциалом, способствующим развитию личности;
· пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого;
· реализацией идей гуманизации, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением.
Учебный предмет «География» представляет собой определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры то есть религии, языка, традиций. Например, развить уважение к правам людей различных рас и национальностей при изучении на уроках географии темы «Человеческие расы» в 6 классе. При изучении курса «Географии материков, океанов, народов и стран» в 7- 8 классах знакомить детей с культурой, достижениями, памятниками народов мира, прививать чувство уважения к людям иной культуры. На изучение темы «Население России» в 9 - 10 классах отводится немало уроков, поэтому имеется возможность уделить внимание изучению культуры, обычаев, традиций народов России.
Урочная работа, предполагающая изучение учащимися национально – регионального и страноведческого содержания образования, построена на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Носители культуры – это народы, каждый из которых имеет свои традиции и культуру отношений, поведения. На своих уроках географии я стремлюсь показать учащимся, что, соприкасаясь с другой нормой поведения, люди удивляются «чудачествам» другого народа. Например, арабы считают бесстыдством не закрытые лица женщин, а европейцы – многоженство. Танцы на похоронах в племени «ашанти» приводят в изумление.
На своих уроках я использую различные педагогические технологии для развития толерантности, особенно часто интерактивные. Они не только повышают активность учащихся, но и предают уроку иное эмоциональное содержание, которое, надеюсь, останется в памяти и во взрослой жизни нынешних учеников. Значительную помощь в изучении темы «Население» помогают информационно-компьютерные технологии. Они наглядно, красочно иллюстрируют теоретический материал. При просмотре программ «Далеко, и ещё дальше» с Михаилом Кожуховым, «Неизвестная планета» ребята совершают заочное путешествие, узнают о жизни и быте разных народов.
В нашей школе, где обучаются так же дети разных национальностей, разных статусов и традиций, нужна терпимость в отношении друг к другу. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со всеми учебными предметами. Учить принимать других такими, как они есть. Учить терпимо относиться к самобытности, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия.
Большой потенциал для формирования поликультурной образовательной среды представляют такие темы уроков, в которых рассматривается понятие толерантности (табл. 1)
Таблица 1
Раздел учебника |
Тема урока |
Задачи |
Ожидаемые результаты |
6класс Население Земли |
Человечество – единый биологический вид |
Воспитание уважения и терпимости к людям, независимо от расовой принадлежности
|
Ребята понимают, что за расовыми признаками стоят люди с разным цветом кожи, глаз и волос, формой головы, разрезом глаз. Эти различия несущественны, т.к. человечество представляет собой единый биологический вид
|
7 -8 класс Земля – планета людей
Население и политическая карта |
Народы и страны.
Народы и страны на материках |
Создание доброжелательной атмосферы в классе. Воспитание уважения и терпимости к разным народам
Прививать уважение и интерес к традициям быта разных народов
|
Создание условий для воспитания толерантности
Создание условий для понимания важности толерантного отношения к разным народам
|
9 - 10 класс Население России |
Национальный состав России
Население и хозяйственное освоение регионов России
|
Воспитывать у учащихся правильное, разумное, терпимое отношение к людям разных национальностей. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, развивать творческие способности, интерес к традициям и культуре народов России
|
Уважение к культуре и традициям, самобытности каждого народа
Развитие навыков межкультурного общения
|
Мы с вами живём в многонациональном приветливом крае! Уважительное отношение представителей различных народов с разной религией – вот секрет мирного сосуществования на небольшой территории огромного количества имеющих разные исторические корни народов.
Воспитание духовно-нравственной личности, обладающей толерантным мышлением - это задача всей воспитательной системы школы, но каждый учитель на своем уроке должен внести свою лепту в формирование гражданской позиции школьника. Это достигается посредством решения конкретных задач воспитания, формулируемыми учителями для каждого конкретного урока.
Для гражданина России важно понимание, что Россия многонациональное государство и многонациональность – специфический фактор формирования и развития. Выпускник школы должен уметь использовать географические знания для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений особенно для нас, жителей ЦФО. Содержание образования современной школы создаёт предпосылки для формирования человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной, «поликультурной» среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, а также формирует и воспитывает навыки толерантного поведения и сознания.
Статью я хочу закончить словами: «Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир».
Литература
1. Байбородова Л. В. Ярославский «Педагогический вестник №1, Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников, Ярославль, 2003.
2. Максакова В., Полякова С. “Учимся договариваться”, издательство “Магистр”, Москва, 1998.
3. Родионова О.Г. «Живой журнал». Цитаты и афоризмы/ Антуан де Сент-Экзюпери. Москва, 2000.
4. Степанов П.В. Классный руководитель № 3, «Феномен толерантности» автор:
« Издательский дом 1 сентября»2004, С. 5–14.
Скачать вложение