РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Воспитание основ толерантности на уроках географии

Автор: Луковкина Инна Ивановна, учитель географии ОГБОУ Областное государственное общеобразовательное учреждение « Школа №10» г. Рязани

«Если я чем-то на тебя не похож,

Я этим вовсе не оскорбляю тебя а,

напротив, одаряю»

(Антуан де Сент – Экзюпери)

Сегодня очень остро стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. По результатам переписи населения численность страны сокращается. Это является причиной острой нехватки рабочей силы, что в свою очередь, порождает иммиграцию из ближнего зарубежья - т.е. людей, которые плохо разговаривают или не разговаривают на русском языке и имеют другую культуру. Вследствие этого на территории страны вспыхивают конфликты на почве ксенофобии. Ксенофобия страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и эгоизм через средства фмассовой информации проникают в семью, школу. Бороться с ксенофобией можно не только ужесточением законодательной базы, но и воспитанием толерантности у учеников.

Уважение и утверждение культурных различий – высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности, когда учитель и ученик понимают необходимость активной позиции. Патриотизм и толерантность в современной России неотделимы друг от друга.

Для учащихся важно понимание, что Россия – многонациональное государство. Уроки географии позволяют вводить в мировоззрение учащихся понятие толерантности. В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношения к ним, а значит развивается толерантность.

География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы.

Значение географии определяется:

· огромным воспитательным и развивающим потенциалом, способствующим развитию личности;

· пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого;

· реализацией идей гуманизации, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением.

Учебный предмет «География» представляет собой определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры то есть религии, языка, традиций. Например, развить уважение к правам людей различных рас и национальностей при изучении на уроках географии темы «Человеческие расы» в 6 классе. При изучении курса «Географии материков, океанов, народов и стран» в 7- 8 классах знакомить детей с культурой, достижениями, памятниками народов мира, прививать чувство уважения к людям иной культуры. На изучение темы «Население России» в 9 - 10 классах отводится немало уроков, поэтому имеется возможность уделить внимание изучению культуры, обычаев, традиций народов России.

Урочная работа, предполагающая изучение учащимися национально – регионального и страноведческого содержания образования, построена на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Носители культуры – это народы, каждый из которых имеет свои традиции и культуру отношений, поведения. На своих уроках географии я стремлюсь показать учащимся, что, соприкасаясь с другой нормой поведения, люди удивляются «чудачествам» другого народа. Например, арабы считают бесстыдством не закрытые лица женщин, а европейцы – многоженство. Танцы на похоронах в племени «ашанти» приводят в изумление.

На своих уроках я использую различные педагогические технологии для развития толерантности, особенно часто интерактивные. Они не только повышают активность учащихся, но и предают уроку иное эмоциональное содержание, которое, надеюсь, останется в памяти и во взрослой жизни нынешних учеников. Значительную помощь в изучении темы «Население» помогают информационно-компьютерные технологии. Они наглядно, красочно иллюстрируют теоретический материал. При просмотре программ «Далеко, и ещё дальше» с Михаилом Кожуховым, «Неизвестная планета» ребята совершают заочное путешествие, узнают о жизни и быте разных народов.

В нашей школе, где обучаются так же дети разных национальностей, разных статусов и традиций, нужна терпимость в отношении друг к другу. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со всеми учебными предметами. Учить принимать других такими, как они есть. Учить терпимо относиться к самобытности, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия.

Большой потенциал для формирования поликультурной образовательной среды представляют такие темы уроков, в которых рассматривается понятие толерантности (табл. 1)

Таблица 1

Раздел учебника

Тема урока

Задачи

Ожидаемые результаты

6класс

Население Земли

Человечество – единый биологический вид

Воспитание уважения и терпимости к людям, независимо от расовой принадлежности

Ребята понимают, что за расовыми признаками стоят люди с разным цветом кожи, глаз и волос, формой головы, разрезом глаз. Эти различия несущественны, т.к. человечество представляет собой единый биологический вид

7 -8 класс

Земля – планета людей

Население и политическая карта

Народы и страны.

Народы и страны на материках

Создание доброжелательной атмосферы в классе. Воспитание уважения и терпимости к разным народам

Прививать уважение и интерес к традициям быта разных народов

Создание условий для воспитания толерантности

Создание условий для понимания важности толерантного отношения к разным народам

9 - 10 класс

Население России

Национальный состав России

Население и хозяйственное освоение регионов России

Воспитывать у учащихся правильное, разумное, терпимое отношение к людям разных национальностей.

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, развивать творческие способности, интерес к традициям и культуре народов России

Уважение к культуре и традициям, самобытности каждого народа

Развитие навыков межкультурного общения

Мы с вами живём в многонациональном приветливом крае! Уважительное отношение представителей различных народов с разной религией – вот секрет мирного сосуществования на небольшой территории огромного количества имеющих разные исторические корни народов.

Воспитание духовно-нравственной личности, обладающей толерантным мышлением - это задача всей воспитательной системы школы, но каждый учитель на своем уроке должен внести свою лепту в формирование гражданской позиции школьника. Это достигается посредством решения конкретных задач воспитания, формулируемыми учителями для каждого конкретного урока.

Для гражданина России важно понимание, что Россия многонациональное государство и многонациональность – специфический фактор формирования и развития. Выпускник школы должен уметь использовать географические знания для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений особенно для нас, жителей ЦФО. Содержание образования современной школы создаёт предпосылки для формирования человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной, «поликультурной» среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, а также формирует и воспитывает навыки толерантного поведения и сознания.

Статью я хочу закончить словами: «Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир».

Литература

1. Байбородова Л. В. Ярославский «Педагогический вестник №1, Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников, Ярославль, 2003.

2. Максакова В., Полякова С. “Учимся договариваться”, издательство “Магистр”, Москва, 1998.

3. Родионова О.Г. «Живой журнал». Цитаты и афоризмы/ Антуан де Сент-Экзюпери. Москва, 2000.

4. Степанов П.В. Классный руководитель № 3, «Феномен толерантности» автор:

« Издательский дом 1 сентября»2004, С. 5–14.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru