Использование электронных образовательных ресурсов и высокотехнологичного оборудования в образовательном процессе
Автор: А.В. Миловзоров, Е.В. ЛапкинаВ соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования реализация основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
• планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
• мониторинг здоровья обучающихся;
• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:
• информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
• укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена, в том числе, на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.
Одним из условий формирования информационной компетентности учащихся является активное использование ИКТ, в том числе электронных образовательных ресурсов и высокотехнологичного оборудования.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – частный случай ЭОР – образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах представляется принципиальной, поскольку цифровые технологии – всего лишь способ обработки и записи информации. До цифровой системы записи существовала аналоговая. В настоящее время активно разрабатываются другие системы (квантовые, лазерные и др.). Поэтому электронные образовательные ресурсы – название более общее, характеризующее целую область технологии, а не ее часть.
Оценка уровня качества ЭОР
Для оценки уровня качества ЭОР следует использовать систему показателей качества, которая не входит в противоречие с природой образной системы, определяющей форму представления информации, т. е. мультимедийным экранным образом. Оптимальным предполагается сочетание научно-педагогических, эргономических и конструктивно-технических показателей качества ЭОР.
Научно-педагогические показатели – показатели соответствия ЭОР современному уровню развития образования, примерной образовательной программе, такие как:
– соответствие возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся, контекстным знаниям;
– пригодность данного ЭОР к использованию в современных формах обучения, методических комплексах;
– наличие и универсальность заложенной в ЭОР методики работы с учебным материалом;
– воспитательный аспект использования данного ресурса или группы ресурсов.
В группу эргономических показателей качества ЭОР следует включить показатели соответствия:
– итогового продукта возможностям органов зрения человека;
– итогового продукта возможностям органов слуха человека;
– способа кодирования информативных элементов (языка экранной образности и его составляющих – изображение предметов, соотношение статических и динамических элементов образа, цифры, надписи, рамки, их цвет, колорит, форма, последовательность и т. д.) возможностям восприятия учащегося, понимания и переработки им информации;
– оптимальности количества заложенной в ЭОР информации.
Выбор инновационных средств обучения, используемых на уроке, зависит от следующих факторов:
– цели (ожидаемые / формируемые компетенции);
– содержание обучения (важна целесообразность использования тех или иных средств обучения: они должны интегрироваться в учебно-воспитательный процесс в оптимальных формах);
– возрастные и интеллектуальные особенности учебной группы;
– используемые методы (исследовательский, демонстрационный, работа с живым объектом и др.);
– уровень развития учебно-материальной базы образовательного учреждения.
Проанализировать правильность выбора можно по эффективности учебного процесса, что проявляется в следующих показателях:
– интерес учащихся к теме (активность на уроке, дополнительные вопросы и др.);
– достижение поставленных целей и задач урока (степень усвоения материала каждым учащимся);
– формирование ожидаемых компетенций, умений и навыков.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 57.4KB)
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
• планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
• мониторинг здоровья обучающихся;
• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:
• информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
• укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена, в том числе, на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.
Одним из условий формирования информационной компетентности учащихся является активное использование ИКТ, в том числе электронных образовательных ресурсов и высокотехнологичного оборудования.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – частный случай ЭОР – образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах представляется принципиальной, поскольку цифровые технологии – всего лишь способ обработки и записи информации. До цифровой системы записи существовала аналоговая. В настоящее время активно разрабатываются другие системы (квантовые, лазерные и др.). Поэтому электронные образовательные ресурсы – название более общее, характеризующее целую область технологии, а не ее часть.
Оценка уровня качества ЭОР
Для оценки уровня качества ЭОР следует использовать систему показателей качества, которая не входит в противоречие с природой образной системы, определяющей форму представления информации, т. е. мультимедийным экранным образом. Оптимальным предполагается сочетание научно-педагогических, эргономических и конструктивно-технических показателей качества ЭОР.
Научно-педагогические показатели – показатели соответствия ЭОР современному уровню развития образования, примерной образовательной программе, такие как:
– соответствие возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся, контекстным знаниям;
– пригодность данного ЭОР к использованию в современных формах обучения, методических комплексах;
– наличие и универсальность заложенной в ЭОР методики работы с учебным материалом;
– воспитательный аспект использования данного ресурса или группы ресурсов.
В группу эргономических показателей качества ЭОР следует включить показатели соответствия:
– итогового продукта возможностям органов зрения человека;
– итогового продукта возможностям органов слуха человека;
– способа кодирования информативных элементов (языка экранной образности и его составляющих – изображение предметов, соотношение статических и динамических элементов образа, цифры, надписи, рамки, их цвет, колорит, форма, последовательность и т. д.) возможностям восприятия учащегося, понимания и переработки им информации;
– оптимальности количества заложенной в ЭОР информации.
Выбор инновационных средств обучения, используемых на уроке, зависит от следующих факторов:
– цели (ожидаемые / формируемые компетенции);
– содержание обучения (важна целесообразность использования тех или иных средств обучения: они должны интегрироваться в учебно-воспитательный процесс в оптимальных формах);
– возрастные и интеллектуальные особенности учебной группы;
– используемые методы (исследовательский, демонстрационный, работа с живым объектом и др.);
– уровень развития учебно-материальной базы образовательного учреждения.
Проанализировать правильность выбора можно по эффективности учебного процесса, что проявляется в следующих показателях:
– интерес учащихся к теме (активность на уроке, дополнительные вопросы и др.);
– достижение поставленных целей и задач урока (степень усвоения материала каждым учащимся);
– формирование ожидаемых компетенций, умений и навыков.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 57.4KB)
Скачать вложение