РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Методические аспекты обеспечения эффективного внедрения электронного журнала в учебный процесс

Автор: Мытарова Надежда Аркадьевна, методист ОГБПОУ "Касимовский техникум водного транспорта"

В статье «Методические аспекты обеспечения эффективного внедрения электронного журнала в учебный процесс» рассмотрен анализ применения электронного журнала в учебном процессе. Он основан на результатах ответов трех групп пользователей (преподаватели, родители, обучающиеся). Сделан вывод об эффективности использования, представлены рекомендации по сопровождению электронного журнала.

Данные статьи могут  быть использованы образовательными учреждениями в своей работе.

Введение ФГОС СПО нового поколения изменяет подходы к учету результатов оценивания учебной деятельности обучающегося. В период развития современного учебного процесса возрастает актуальность правильности оформления документов, включая заполнение и ведение электронных журналов. В связи с использованием электронных журналов учета учебных достижений, нет необходимости для заполнения бумажного варианта.

Электронные журналы прочно вошли в повседневную жизнь образовательных учреждений. В техникумах, колледжах воспитывают специалистов, которым предстоит жить в обществе будущего, а представить завтрашний день без компьютеров, интернета и других инновационных средств, становится невозможным.

Электронный журнал - это лучший способ решения ежедневных вопросов, связанных с учебным процессом, как для учебных заведений, так и для студентов и родителей.

В учреждениях образования журнал остается основным документом, который учитывает работы в группах и отражает этапы, результаты фактического освоения обучающимися учебных программ дисциплин и профессиональных модулей. Журнал учета учебных занятий – это наиболее высокоинформативный документ, по которому можно определить результаты освоения учебного материала, уровень обучения, способы преподавания, развитие организационной культуры профессиональной образовательной организации, профессиональную квалификацию педагогического состава и эффективность управления образовательным процессом.

Преподаватель обязан осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала). (Закон РФ №273-ФЗ от 29.12.2012, приказ Министерство просвещения РФ от 24.08.2022 №762, положение о ведении электронного журнала в ОГБПОУ «КТВТ» №1 от 30.08.2024).

Рассматривая возможности электронных журналов можно отметить  следующее:

- программа имеет понятный интерфейс, повторяющий традиционный классный журнал;

- основные приемы работы очень просты, что позволяет значительно облегчить освоения программы с разными навыками ПК;

- экономится время при работе с программой и освобождение преподавателя от бумажных операций;

- программа автоматизирует процесс тематического планирования и дает возможность, как преподавателю, так и администрации отслеживать прохождение программы и при необходимости осуществлять ее корректировку;

- возможна работа как по сети интернет, так и локально.

Программа работает на основе уже имеющихся в техникуме данных, что освобождает учебное заведение от необходимости ведения нескольких баз данных. В работе мы используем 1С: Колледж ПРОФ электронный журнал.

Использование заполнения преподавателями электронного журнала завершает построение единого информационного пространства.

Цель внедрения электронного журнала – это  переход от бумажной формы учета в образовательной организации к электронной, удобство ведения учета и анализа учебной деятельности, повышение надежности хранения информации, уменьшение бумажного документооборота.

Электронный журнал содержит различные показатели (средней оценки, % успевающих, персональных данных, приказы о зачислении, академический отпуск, переводе). В журнале составляются отчеты автоматизировано (посещаемость и причины пропусков), происходит прямая связь между преподавателями и родителями обучающихся, домашнее задание и замечания сразу же появляются на странице каждого студента. С помощью электронного журнала происходит оповещение об изменении в расписании, заменах и мероприятиях централизовано. Также проводятся опросы и тестирование через интернет.

Преимущества электронного журнала:

- «прозрачность» перед обучающимися, родителями и администрацией техникума хода педагогического процесса;

- объективность выставления промежуточных и итоговых отметок;

- возможность прогнозирования успеваемости каждого обучающегося и группы в целом;

- облегченность контроля, за посещением  занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ преподавателями;

- высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности.

Преимущества использования электронного журнала для родителей:

 - родители узнают об оценках в день их выставления;

 - немедленно информируются о прогулах своих детей;

 - контролируют ребенка с помощью электронного журнала, в котором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания;

 - своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью;

 - могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку;

 - при желании будут получать уведомления через sms или электронную почту;

 - будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни;

 - видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки;

 - смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания.

Обучающиеся, используя электронный журнал:

 - могут всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен;

 - следят за своей средней оценкой;

 - мотивированы к обучению, посещению занятий.

Недостатки электронного журнала:

- сбои системы;

- риск потери логина и пароля;

- необходимость качественного доступа в  сети Интернет;

- несвоевременное заполнение журнала;

- несвоевременное выставление отметок.

Наш техникум  имеет опыт работы с электронными журналами.

После внедрения электронного журнала, было проведено исследование мнений пользователей.  Для этого было проведено анкетирование.  Анализ результатов проводился в разрезе трех групп пользователей: преподавателей, обучающихся, родителей. Анкета состояла из 5 вопросов.

1. Насколько удобен ввод информации о посещаемости и успеваемости студентов, домашнее задание, сведений о достижениях студентов, состоянии здоровья (варианты ответов: очень удобно, удобно, некоторые моменты неудобны, неудобно, затрудняюсь ответить)?

2. Сколько времени Вы тратите на ввод информации в электронный журнал в сравнении с обычным журналом (варианты ответов: меньше, столько же, больше)?

3. После начала использования электронного журнала стали ли контакты с обучающимися и родителями более частыми (варианты ответов: да, нет, затрудняюсь ответить).

4. Назовите, какие преимущества дает использование электронного журнала (ответ в свободной форме).

5. Назовите, какие трудности возникли у Вас при использовании электронного журнала (ответ в свободной форме).

По результатам анкетирования большая часть преподавателей отмечает удобство использования электронного журнала, причем для ввода различного вида информации (См. рисунок 1). Но надо отметить, что у части преподавателей возникают сложности при вводе информации в период его первоначального заполнения.

На 2 вопрос преподаватели отметили, что времени на ввод информации в электронный журнал тратят столько же, как и на работу с бумажным журналом. При этом построение отчетов происходит автоматически, а это определяет преимущество электронного журнала. Контакты с обучающимися и родителями оказались более частыми, при этом более оперативными.

Родителям и обучающимися также было задано три вопроса.

1. Как часто Вы пользуетесь возможностями электронного журнала (варианты ответов: часто, только для просмотра итоговых отчетов об успеваемости, редко, не пользуюсь)?

2. Удобен ли электронный журнал для просмотра расписания, оценок и домашнего задания (варианты ответов: очень удобно, удобно, некоторые моменты неудобны, неудобно, затрудняюсь ответить)?

3. Какие трудности у Вас возникают при использовании электронного журнала (ответ в свободной форме)?

По результатам опроса родителей и студентов выявлено, что в электронном журнале удобно просматривать расписание, оценки и домашнее задание (См. рисунок 2,3).

Родители в качестве проблемы, отмечают, что не знают порядок просмотра информации. Поэтому следует провести семинар по поводу работы с журналом и подготовить наглядные инструкции.  Обучающиеся проблем не отмечают.

Анализ результатов анкетирования по вопросам внедрения электронного журнала показал, что использование журнала позволяет организовать работу всех участников образовательного процесса более эффективно. Электронный журнал предоставляет быстрый доступ к необходимым данным, упорядочен процесс поиска информации. В работе куратора главным преимуществом является формирование быстрых отчетов для анализа успеваемости и посещаемости в группе, что позволит вовремя исправить сложные ситуации. Администрация техникума быстро получает информацию по всем учебным группам  и индивидуально по каждому студенту. Родители могут получить доступ к просмотру посещаемости, оценок и заданному домашнему заданию, что позволит улучшить качество успеваемости студентов.

Анкетирование в техникуме показало, что необходимо сопровождать работу с журналом консультациями с отдельным специалистом, который будет вносить большой объем данных, консультировать преподавателей и сотрудничать с преподавателями  для решения возникающих вопросов.

В 2024 учебном году наш техникум планирует внедрение электронного журнала в группах 1 курса. Преподаватели, работающие на 1 курсах должны работать с электронным журналом на своем рабочем месте, в режиме реального времени.

Внедрение электронного журнала - это новый стандарт информатизации образовательных учреждений в ближайшем будущем. Это позволит техникуму встать на современную ступень информационно-коммуникативных технологий.

Электронный журнал – новый инструмент преподавателя и администрации, а также прекрасный помощник для обучающихся и родителей.

Литература:

1. Васева Е.С., Христова Ю.А. Формирование требований к электронному журналу на примере учреждения среднего профессионального образования // Научное обозрение. Педагогические науки. ­– 2021 . – № 4 . ­ – 21 – 25 с.

2. Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Электронные дневники и журналы в школе в оценках учителей // Информационное общество. – 2017 . – № 6 . – 54 – 60 с.

3. Темирова Ч.Х., Бейтуллаева Р.Х., Халикова Х.А. Внедрение систем « электронный журнал» и «электронный рейтинг» // Педагогика высшей школы. – 2020 . – № 2 ( 8 ) . – 45 – 46 с.

4. Электронный журнал. Электронный журнал для школы. – [ Электронный ресурс ] – URL : http : // eljur . ru / elektronnyj – dnevnik – zhurnal – vhod – v – sistemu – hello –   ( Дата обращения 10 .08 . 2022).

Полный вариант статьи с приложениями во вложении (pdf, 301 Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru