Функциональная грамотность на уроках английского языка: путь к практическим языковым навыкам
Автор: Алексеева Анастасия Николаевна, Глазкова Ольга Михайловна, учителя английского языка МБОУ "Многопрофильная школа № 17" г.Рязани
Аннотация. В статье раскрыты актуальность проблемы, показаны примеры заданий, обозначены цели, которые они преследуют и навыки, которые они развивают.
Ключевые слова: функциональная грамотность, критическое мышление, практические навыки жизни
В современном обществе английский язык стал основным средством общения, и его значимость возрастает с развитием международных связей в различных сферах. Каждый из нас чаще нуждается в использовании английского в повседневной жизни, особенно в условиях активного туризма, помогающего открывать новые культуры и делиться своей.
Главной задачей изучения языка является развитие навыков уверенного общения и практического применения знаний. Это подразумевает, что на уроках учитель охватывает все аспекты формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность представляет собой умение читать, писать и общаться в повседневных обстоятельствах. Это является одной из целей современного образования. Уроки английского языка включают в себя не только изучение литературы и грамматики, но и навыки, необходимые для понимания важной информации.
При проведение обычных занятий зачастую делается акцент на точности. Функциональная грамотность делает ставку на эффективное развитие письменной и устной речи так, чтобы ученики могли выражать свои мысли, не боясь совершить ошибку.
Ниже представлены примеры заданий, имитирующие реальные ситуации, которые требуют использования критического мышления. Они помогут ученикам научится использовать английский язык на практике.
Задание 1: Чтение и объяснение инструкций
Учащимся даются инструкции к технике, которая используется в повседневной жизни (например, к бытовым приборам). Их цель понять, как работает устройство, как выполнить с ним какие-либо действия.
При этом развиваются следующие навыки: работа с текстом, выделение ключевой информации.
Задание 2: Заполнение документов
Выполняя это упражнения, ученики будут заполнять формы, которые есть в жизни каждого. Например, анкету на собеседование, заявку на визу, регистрацию на учебном сайте и так далее. Нужно правильно заполнить все поля, следуя инструкциям.
Развивающиеся навыки: грамотность, понимание формальных текстов и речи.
Задание 3. Анализ объявления о приёме на работу
Для анализа даются объявления о вакансиях на английском языке. Учащиеся должны определить требования к кандидату, ключевые навыки и условия работы. К этому заданию можно добавить обсуждение должности и сферы деятельности. Далее нужно составить сопроводительное письмо, ответ на вакансию.
При выполнении этого задания также развивается понимание официального стиля речи. Ещё улучшаются навыки анализа текста, изучается профессиональная лексика из разных областей.
Задание 4. Планирование поездки
Учащиеся составляют план поездки. Они должны найти оптимальные маршруты, используя расписание автобусов, поездов или самолётов и после этого устно или письменно описать маршрут.
Приобретаются навыки описания последовательности действий, чтение текстов.
Задание 5. Работа со временем. В этом упражнении даются различные расписания (например, школьных занятий или поездов). Ученики должны рассчитать время в зависимости от вида этих расписаний.
Пример задания: You need to take the 2:30 PM train to London, which takes 2 hours and 45 minutes. What time will you arrive in London?
Развивающие навыки: чтение расписаний, расчет времени, работа с временными выражениями.
Задание 6: Написание резюме
В этом задание составляется резюме на английском языке. В тексте нужно указать: навыки, образование и опыт работы (все данные могут быть вымышлены). Цель упражнения - презентовать себя в письменной (устной) форме.
Развивающие навыки: письменная (устная) речь, понимание структуры текста и профессиональной лексики.
Задание 7: Анализ новостных статей
Ученикам даются различные статьи из кого-нибудь новостного издании. Они должны выделить основную информацию, понять кто, что, где, когда и почему. После этого проводиться обсуждение новости, оценка значимости.
Развивающие навыки: критическое мышление, анализ текста и последующая работа с ним.
Задание 8: Организация мероприятия
В данном упражнении нужно спланировать небольшое мероприятие. Например, пикник, день рождения или любой другой праздник и так далее. Учащиеся должны составить план действий, написать список покупок, расписание и приглашение на мероприятие.
Развивающиеся навыки: навыки организации, письменная (устная) речь, планирование.
Задание 9: Создание рекламного текста
Ученики придумывают слоган и текст с описанием вымышленного товара или услуги. Их цель - создать креативное рекламное сообщение и презентовать его.
Развивающие навыки: использование выразительных средств.
Задание 10: Дебаты на необычные темы
Проводиться обсуждение какой-либо интересной темы из любой сферы жизни. Учащимся необходимо привести аргументы, креативно подойти к защите своей точки зрения.
Пример задания: “Debate the topic: “Is graffiti art?”
Развивающие навыки: устная речь, привидение аргументов.
Задание 11: Создание схемы на основе прочитанного текста. Даётся текст для прочтения. Учащиеся должны составить его схему, где им необходимо отобразить основную информацию, ключевые идеи.
Развивающие навыки: обработка и структурирование информации.
Задание 12: Продолжение текста
Ученикам даётся кусок текста. Им необходимо дополнить его, исходя из логики и стиля написания.
Развивающие навыки: способность к творческому мышлению, анализ текста, посменная речь.
Задание 13: Обсуждения сценария “Что если?”
В этом упражнение ученики придумать какую-либо гипотетическую ситуацию и анализируют её. Учащиеся должны представить возможные сценарии.
Пример задания: “What if there were no exams in schools? How would that change education?”
Развивающие навыки: критическое мышление, воображение, устная речь.
Задание 14: Оценка достоверности информации. В данном задании предоставляются несколько источников информации (новостные статьи, блоги, рекламные материалы). Ученики должны проанализировать их объективность, предвзятость.
Пример задания: “Look at these two news articles on the same event. Which one seems more reliable and why?”
Развивающие навыки: анализ источников, критическое мышление
Задание 15: Обсуждение новостей
Учитель выбирает актуальную новость и обсуждает её с учениками. Учащиеся должны высказать своё мнение, предположить возможные последствия.
Пример задания: “Discuss the recent environmental issue we read about. What caused it, and what could have been done to prevent it?”
Развивающие навыки: анализ информации, критическое мышление, обсуждение.
Подобных заданий может быть огромное множество. В статье приведено только несколько примеров.
Введение функциональной грамотности в уроки английского языка направлено не только на подготовку учащихся к экзаменам, но и на обучение их жизненным навыкам. С акцентом на практическом применении языка, учителя могут быть уверены, что их студенты выходят из класса с компетенциями, которые пригодятся им в самых различных сферах: от профессиональной деятельности до личных взаимодействий.
Будущее обучения английскому языку будет связано с переходом к более практическому и осмысленному подходу, который позволяет учащимся не только овладеть теоретическими знаниями, но и приобрести необходимые навыки для эффективного общения в повседневной жизни. С растущим вниманием к такому подходу студенты становятся уверенными и способными к коммуникации людьми, готовыми к вызовам, которые несёт современное общество.
Литература
1. Адрианова Г.А.Методы творческого обучения английскому языку: разрабатываем задания для учащихся// Центр дистанционного образования «Эйдос» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23421767
2. Максимова Е.А., Филоненко М.В. Актуальность формирования функциональной грамотности учащихся//Вестник научных конференций 2022 · N 11-4 (87) [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL https://ukonf.com/doc/cn.2022.11.04.pdf
Документ во вложении (pdf 150KB)
Скачать вложение