Использование аутентичных материалов на уроках английского языка
Автор: Баранова Светлана Олеговна, учитель английского языка МБОУ «Ордена «Знак Почета» гимназия №2 имени И.П. Павлова», г. РязаньИз опыта работы.
В современной методике иностранного языка часто поднимается проблема использования аутентичных материалов на уроке. Как ни странно, иногда аутентичным называют любой материал, написанный или произведённый на иностранном языке или носителем языка. Это не совсем так, поэтому необходимо представить определение аутентичного материала, затем будут приведены практические примеры использования таких материалов на уроках английского языка.
Аутентичным может называться материал, который не был произведён специально для учебных нужд. Это материал, который ориентирован на носителя иностранного языка. Таких материалов по определению не может быть в учебных курсах по иностранным языкам. Это статьи из настоящих газет, журналов, брошюры, листовки, реклама, контент различных сайтов (не по изучению языка!), меню из реально существующего ресторана, настоящая карта города, видео-ролики, не предназначенные для обучения.
Аутентичные материалы дают возможность обучающимся «прикоснуться» к настоящему языку, увидеть, что они действительно могут понять язык, оказавшись с ним один на один, а не выполняя задания из учебника.
На своих уроках я часто использую видео Ted Talks. Это проект, где люди выступают с какой-то интересной темой.
Существуют ролики, авторами которых являются подростки.
Самый простой вариант урока по такому видео (а длятся такие ролики от 5 до 20 минут):
- прослушать и определить тему выступления, главную идею, которую хочет донести до аудитории выступающий (listening for gist);
- прослушать второй раз и выполнить задания на понимание прослушанного (это может быть true/false, multiple choice) (listening for detail);
- обсудить основные идеи, поднятые в этом ролике, в парах, затем объединиться в группы (pyramiding);
- поделиться идеями со всем классом (feedback).
Такое видео идеально в качестве аудио-материала, ведь там нет никакого видео-ряда, который может помочь ученикам понять смысл того, что говорит выступающий, там только человек на сцене. В то же время, это гораздо интереснее, чем просто слушать аудио и выполнять упражнения. Домашним заданием может быть подготовка собственной идеи для подобного выступления на классном, школьном или межшкольном мероприятии.
Ещё один, уже апробированный мною прием, это использование Airbnb. Это сайт, где можно найти жильё по всему миру для своего путешествия: комнаты, квартиры, дома, коттеджи, хостелы, гэстхаусы.
Информация о каждом хозяине и его жилье может быть представлена на английском языке.
Примерный урок с использованием этого сайта:
1) показать короткое (не больше 1,5 минуты) видео, чтобы контекст урока был понятен ученикам (допустим, ролик о путешествиях);
2) устроить brainstorming , задав ученикам вопрос «What makes a good traveling?»;
3) когда они упомянут идею жилья, спросить знают ли они о таком сайте. Дать возможность ученикам объяснить друг другу, что это за сайт и для чего он предназначен;
4) дать заранее подготовленные три описания квартир с сайта без названий и сказать ученикам изучить каждый текст и подобрать к нему подходящее название (reading for gist);
5) распределить учеников по группам и дать задание обсудить плюсы и минусы каждой квартиры (расположение, удобства, стоимость, количество отзывов и т.д.);
6) выступить перед классом и сказать, какую квартиру они выбрали и куда отправляются;
7) предоставить ученикам материал (картинки мебели и удобств на липучках) и снова дать им возможность работать в группах и «спроектировать» свою квартиру;
8) представить макет перед классом. Если же это часовой урок, то еще можно «отправить» в каждую из квартир другую группу и дать задание написать отзыв хозяевам квартиры.
Данные задания могут быть рассчитаны на любой уровень, начиная с уровня B1 по CEFR, поэтому, если мы говорим о школьниках, то можно смело давать такие задания с 7 класса, адаптируя их под нужды и уровень обучающихся. Другие же задания с аутентичными материалами могут использоваться и на более ранних стадиях обучения иностранному языку.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1) Jim Scrivener. Learning Teaching. – Oxford: Macmillan, 2005. – 432 с.
2) http://www.cambridge.org
3) https://www.ted.com
4) https://www.airbnb.com
Скачать вложение