Проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции при изучении английского языка
Автор: Васина Любовь Васильевна, учитель английского языка МБОУ «Рыбновская средняя школа №4», Рязанская область
Современные дети с раннего возраста стремятся к самостоятельности, спешат поскорее узнать окружающий мир. Они не любят, когда их заставляют что-то делать, не объясняя цели и не ставя перед ними определённых задач. Некоторые из них борются за свои права, хотят быть наравне со взрослыми, спорят с учителями, вступают в дискуссии. Другие же, наоборот, боятся высказать свою точку зрения, сомневаются в своих ответах на уроках. Они считают, что им лучше промолчать, чем ответить, и почему-то многие из них уверены, что их ответ будет неправильным.
Один из способов, который я применяю на уроках английского языка, является проектный метод. Проектная деятельность обладает высокой коммуникативностью, развитием активности в процессе обучения, демонстрацией творческого подхода к выполнению проекта. А самое главное, что она помогает побороть детский страх и неуверенность в своих знаниях. Они все очень разные и моя задача найти к каждому из них не только индивидуальный подход, но и научить работать коллективно. Быть с учащимися на одной волне, быть им другом и наставником, создать дружелюбную атмосферу на уроках. В таких условиях у детей появляется уверенность в своих силах и в дальнейшем процессе обучения иностранному языку. [2]
Я выстраиваю учебно-воспитательный процесс по английскому языку таким образом, чтобы ученики приобрели соответствующие знания, умения и навыки для дальнейшего использования языка в пределах программы.
Во-первых, проект помогает реализовать межпредметные связи в обучении английского языка, позволяет «выйти» за границы учебной программы.
Во-вторых, работа над проектом это, конечно, процесс творческий. Ученики самостоятельно или под контролем учителя работают над проектом, который в большинстве случаев предполагает самостоятельного использования знаний, навыков и умений.
В-третьих, ученики, даже слабые в языковом отношении и неактивные в классе, работая над проектом, имеют возможность показать свою фантазию и самостоятельность.
В-четвёртых, проект объединяет ученика и учителя. Дети активно участвуют в работе над проектом, учитель помогает и консультирует. Что даёт нам сплочённую совместную работу. [2]
На основании всего вышеперечисленного можно утверждать, что проектная деятельность придаёт процессу обучения английского языка в школе личностно-ориентированный и деятельностный характер, что отвечает новым требованиям образования.
Проекты помогают закрепить изученный материал, совместив знания с творчеством. Поэтому учащиеся выполняют их после изучения определённой темы или в процессе, если тема не очень сложная.
Проектные работы могут быть:
1) краткосрочными (1 или 2 занятия) – ставятся определённые задачи и распределяются по группам;
2) творческими – индивидуальная или групповая работа, направленная на исследование творческих задач;
3) информационными монопроектами – ученик находит информацию по определённой теме, работает с ней, а затем выступает перед классом, «защищая» свой проект.
Для того, чтобы проектная деятельность принесла положительные результаты, я учитываю следующие критерии:
- создавать благоприятную атмосферу для учеников; побуждать интересы обучающихся практически использовать иностранный язык;
- взбодрить школьника, вовлечь в проектную деятельность его эмоции, чувства;
- осуществлять индивидуальную, групповую, коллективную работу для стимуляции активности учащихся;
- создавать условия, при которых учитель не является главным; ученики должны понять, что изучение иностранного языка напрямую связано с его интересами, нежели с установками учителя. [3]
Мои ученики с удовольствием выполняют проектные работы. Они ответственно подходят к данному процессу, выступают перед классом, обсуждают конечный «продукт».
Учащиеся могут сами придумать тему для своих проектов, согласовав её со мной.
Данный метод формирует у учащихся социальную компетенцию, что является одним из самых главных результатов в обучении английского языка. Развивает чувство ответственности за результат, умение выступать перед публикой. [1]
Хотелось бы с вами поделиться последними краткосрочными проектами моих учеников. Тема: Be safe on the road.
https://disk.yandex.ru/i/JZf-RelrAM9uuQ
https://disk.yandex.ru/i/GVvemlxLFwzAjQ
https://disk.yandex.ru/i/aSg5SQmQ7jVoKw
https://disk.yandex.ru/i/mK62Nnoe6snVYQ
https://disk.yandex.ru/i/6MtXgEegNe5VxA
https://disk.yandex.ru/i/1x4l56_ivbn5Gw
https://disk.yandex.ru/i/TYVPRAYui7_sqA
https://disk.yandex.ru/i/6JxKe8T5fsCC6A
Литература
1. Еропова И.А. Проектная деятельность в обучении английскому языку как средство реализации обновленных ФГОС общего образования. Методическая разработка. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2023. – с. 6-8
2. Молодой учёный. Международный научный журнал №12/250/2019. Семененко Н. И. Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС. – с. 286-288
3. Внедрение проектной деятельности на уроках английского языка как важный компонент внедрения функциональной грамотности учащихся [электронный ресурс] / Режим доступа: https://iro23.ru/wp-content/uploads/2022/12/Хвостова-Л.Г..pdf (Дата обращения 5.12.24)
Текст во вложении (pdf 150Kb)Скачать вложение