Современные методы и приемы в изучении лексики на уроках английского языка
Автор: Мелконян Екатерина Серобовна, учитель английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Сасово
Статья посвящена актуальной проблеме об использовании различных методов и технологий в изучении лексики в образовательном процессе. В статье описана методика формирования лексических навыков с помощью лексических игр, флэш - карточек, технологий критического мышления (Синквейн, кластер, интеллектуальная разминка, учебно-мозговой штурм и т.д..), методов проекта и др.
Ключевые слова: методы, приёмы изучение лексики, синквейн.
Abstract
The article is devoted to the actual problem of the use of various methods and technologies in the study of vocabulary in the educational process. The article describes a methodology for the formation of lexical skills using lexical games, flash cards, critical thinking technologies (cinquain, cluster, intellectual warm-up, brainstormingand so on)
Keywords: methods, techniques, vocabulary learning, cinquain
В наше время наблюдается снижение интереса школьников к учебной деятельности, нежелание учить лексические единицы, работать с информацией, выражать свои мысли и анализировать свою деятельность. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний.
Предполагается, что при целенаправленном и грамотном использовании методик, гуманном и индивидуально-личностном подходе к ребёнку процесс формирования у учащихся лексических навыков в соответствии с ситуациями общения и коммуникации проходит наиболее успешно.
Для запоминания лексики очень важно активное участие всех видов памяти: зрительной, которая тренируется путем чтения и написания слов; слуховой, которая развивается при восприятии иностранного языка на слух и в процессе устной речи; моторной, участие которой связано с работой органов речи и актом письменной фиксации слов, и, наконец, логической, при помощи которой происходит полное осмысление и всестороннее продумывание усвоенного материала.
Константин Дмитриевич Ушинский писал, что для запоминания информации важно,«чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и дажеесли возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». «При таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения», - указывал Ушинский, - «вы победите самую ленивую память».[9, с. 14]. Одним из самых сложных, скучных и длительных видов работы по изучению иностранного языка, как показывает опыт, является для учащихся заучивание новых слов и выражений. Но именно у детей с богатым словарным запасом больше шансов овладеть навыками устной и письменной речи.
Когда речь идёт об общих тенденциях в современной методике, можно выделить основные:
- индивидуальный подход к ученикам (метод подстраивается под ученика, а не наоборот),
- Более активная роль учащихся,
- Использование онлайн ресурсов в обучении (учебные видеоролики, веб- упражнения и тесты, онлайн-платформы для обучения)
- Частое применение игровых заданий
- Внедрение творческих заданий с использованием технологий (проекты, веб -квесты, запись аудио и видео монологов)
Итак, как же добиться того, чтобы ученики могли спокойно пользоваться иностранной речью в повседневной жизни, и при этом процесс обучения был для них непринужденным и интересным? Как известно бучение лексике иностранного языка традиционно складывается из трех этапов:
1) ознакомление с новым материалом (введение и объяснение слов, словосочетаний);
2) тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление);
3) употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность).
Литература и источники:
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Апатова. –М.: ИОШ РАО, 1994.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров: Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ № 2,3 2001г.
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
5. Полат Е.С., ИОСО РАО, Метод проектов, http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005.
7. Тевс Д.П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В., Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул – БГПУ – 2006.
8. Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка/ Т.Н Телицына, А.Ф. Сидоренко//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.
9. Ушинский К.Д. Воспитать ребенка как? – СПб.: АСТ, Астрель, 2014.
10. http://a4esl.org/
11. https://agendaweb.org/vocabulary-exercises.html
12. https://www.english-4kids.com/flashcards.html
13. https://englishteststore.net/#gsc.tab=0
14. https://en.islcollective.com/
15. https://juliaapt.blogspot.com/
16. https://www.kids-pages.com/flashcards.htm
17. https://learningapps.org/
Полный вариант статьи во вложении (pdf, 412Kb)
Скачать вложение