Здоровьесберегающие технологии в обучении английскому языку
Автор: Тимченко Елена Дмитриевна, учитель английского языка МБОУ "СОШ №14" г.Рязани
Под современными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. Современные компьютерные технологии представляют огромные возможности для развития учебного процесса. С помощью таких ресурсов как Google map 360 можно создать виртуальную экскурсию по многим местам на планете. Реально показать учащимся, как живут люди в той или иной стране. На данном ресурсе можно найти города англоязычных стран. При помощи этого ресурса можно также создать экскурсию и по городу Рязани. Многие из вас видели Google автомобиль с web камерой на крыше, который ездил по улицам города. С помощью другого интересного ресурса IEARN.org можно принять участие в различных международных проектах, которые охватывают огромный спектр тематики. Более того, многие учителя используют социальные сети для работы над созданием языковой среды в групповом сообществе. Аудио/видео месенджеры такие как Skype, WhatsApp, Telegram и прочие создали идеальные условия для развития языковой практики путём создания групп по интересам со сверстниками из англоговорящих стран. Если ещё 3-4 года назад для работы с этими месенджерами был необходим компьютер или ноутбук, то теперь эти программы работают со смартфона.
В то же время компьютерные технологии создают всё более напряжённый ритм обучения и процесс познания чаще всего отодвигается на второй план. Многие учителя порою забывают, что перед ними дети и увлекаются деятельностью связанной с компьютерными технологиями, всё больше материала переходит на самостоятельное изучение и как следствие растёт объём домашнего задания. Подобное положение в обучении приводит к переутомлению ребёнка с возникновением стрессовых состояний, с нарушениями психики учащихся. В связи с этим рекомендуется сочетать современные технологии со здоровьесберегающими технологиями.
Здоровьесберегающие технологии основываются на базовых педагогических принципах:
1. Принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав педагога и ребёнка, закреплённых Законом «Об образовании», Декларацией прав ребёнка, Конвенцией о правах ребёнка и другими нормативными документами.
2. Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.
3. Принцип развития предполагает: отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; развитие умственных способностей; использование новейших здоровье сберегающих технологий.
4. Принцип индивидуализации предполагает: всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
5. Принцип дифференциации нацелен на выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей к работе на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся.
6. Принцип целостности, основанный на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания, реализуется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
7. Принцип системности предполагает преемственность знаний, создание целостной системы, органически объединяющей все ступени образования.
8. Принцип вариативности основан на комплексном образовании, поэтому системой обучения и программ должны быть обеспечены факультативные и специализированные курсы.
Согласно вышеперечисленным принципам неправильно сводить использование здоровье сберегающих образовательных технологий лишь к отдельным элементам на уроке в виде физкультминутки или аутотренинга. Процесс обучения английскому языку на основе здоровье сберегающих образовательных технологий должен быть комплексным с использованием всего спектра методов, форм и средств обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
При планировании уроков необходимо выстраивать целостную, логически выверенную систему процесса обучения, основанную на принципе от простого к сложному. В процесс обучения должны включаться элементы позволяющие снизить стрессовую нагрузку на учащихся и создать условия для естественного процесса познания.
В начале урока необходимо включить такой элемент как предопределение темы урока. Если для младших классов предопределение создаётся на основе визуального материала, то для старшеклассников рекомендуется метод основополагающего вопроса , который настраивает учащихся на научный подход в познании предмета. Необходимо на каждом уроке отталкиваться от повторения ранее пройденного материала. Чаще всего под повторением понимают проверку домашнего задания, что выливается в ситуацию, когда учащийся испытывает не комфортное состояние независимо от наличия выполненного домашнего задания. Поэтому для снятия напряжения при повторении необходимо задействовать игровые методы для младших школьников и элементы проектных методов при обучении старшеклассников. При обучении речи рекомендуется применять методы симуляции и актёрского мастерства, чаще использовать ролевые игры и театральные приёмы, которые свойственны детской натуре и не противоречат социально-психологическому развитию учащихся. Без физической активности у детей появляется апатия к процессу обучения, пропадает интерес. Это состояние чаще всего снимается физминуткой, построенной на музыкальной паузе со словами упражнений. Если при выполнении физических упражнений ещё и подпевать, то эффект от физический упражнений увеличивается и настроение учащихся улучшается. Помимо физминутки многие учителя включают гимнастику для глаз и аутотренинг. Однако, если на уроке будет достаточно игровых моментов с физической активностью, то нет необходимости в проведении данных упражнений. Необходимо заострить особое внимание на использовании компьютерных технологий на уроке. Несмотря на их эффективность, применять подобные технологии необходимо в соответствии с рекомендациями и нормами министерства здравоохранения России, которые обязан знать учитель.
Работа на уроке под руководством учителя для учащихся не кажется столь трудной как выполнение домашнего задания. Домашнее задание необходимо задавать в строгом соответствии с возможностями учащихся и с количеством времени отведённом на его выполнение. В тоже время рекомендуется давать задания творческого характера, исключающие монотонный труд выполнения упражнений.
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке является наиважнейшим условием в обучении с использованием здоровье сберегающих технологий. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Поэтому для создания положительной атмосферы, а также снятия усталости и умственного напряжения на уроке я часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть поговорка, шуточное высказывание, смешное четверостишие, юмористическая картинка.
В заключение хотелось бы добавить, что использование на уроке физкультминуток как одного из успешных видов смены деятельности в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку, в чем я убеждаюсь все больше и больше с каждым уроком.
Таким образом, использование здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровье сберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
В то же время компьютерные технологии создают всё более напряжённый ритм обучения и процесс познания чаще всего отодвигается на второй план. Многие учителя порою забывают, что перед ними дети и увлекаются деятельностью связанной с компьютерными технологиями, всё больше материала переходит на самостоятельное изучение и как следствие растёт объём домашнего задания. Подобное положение в обучении приводит к переутомлению ребёнка с возникновением стрессовых состояний, с нарушениями психики учащихся. В связи с этим рекомендуется сочетать современные технологии со здоровьесберегающими технологиями.
Здоровьесберегающие технологии основываются на базовых педагогических принципах:
1. Принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав педагога и ребёнка, закреплённых Законом «Об образовании», Декларацией прав ребёнка, Конвенцией о правах ребёнка и другими нормативными документами.
2. Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.
3. Принцип развития предполагает: отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; развитие умственных способностей; использование новейших здоровье сберегающих технологий.
4. Принцип индивидуализации предполагает: всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
5. Принцип дифференциации нацелен на выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей к работе на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся.
6. Принцип целостности, основанный на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания, реализуется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
7. Принцип системности предполагает преемственность знаний, создание целостной системы, органически объединяющей все ступени образования.
8. Принцип вариативности основан на комплексном образовании, поэтому системой обучения и программ должны быть обеспечены факультативные и специализированные курсы.
Согласно вышеперечисленным принципам неправильно сводить использование здоровье сберегающих образовательных технологий лишь к отдельным элементам на уроке в виде физкультминутки или аутотренинга. Процесс обучения английскому языку на основе здоровье сберегающих образовательных технологий должен быть комплексным с использованием всего спектра методов, форм и средств обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
При планировании уроков необходимо выстраивать целостную, логически выверенную систему процесса обучения, основанную на принципе от простого к сложному. В процесс обучения должны включаться элементы позволяющие снизить стрессовую нагрузку на учащихся и создать условия для естественного процесса познания.
В начале урока необходимо включить такой элемент как предопределение темы урока. Если для младших классов предопределение создаётся на основе визуального материала, то для старшеклассников рекомендуется метод основополагающего вопроса , который настраивает учащихся на научный подход в познании предмета. Необходимо на каждом уроке отталкиваться от повторения ранее пройденного материала. Чаще всего под повторением понимают проверку домашнего задания, что выливается в ситуацию, когда учащийся испытывает не комфортное состояние независимо от наличия выполненного домашнего задания. Поэтому для снятия напряжения при повторении необходимо задействовать игровые методы для младших школьников и элементы проектных методов при обучении старшеклассников. При обучении речи рекомендуется применять методы симуляции и актёрского мастерства, чаще использовать ролевые игры и театральные приёмы, которые свойственны детской натуре и не противоречат социально-психологическому развитию учащихся. Без физической активности у детей появляется апатия к процессу обучения, пропадает интерес. Это состояние чаще всего снимается физминуткой, построенной на музыкальной паузе со словами упражнений. Если при выполнении физических упражнений ещё и подпевать, то эффект от физический упражнений увеличивается и настроение учащихся улучшается. Помимо физминутки многие учителя включают гимнастику для глаз и аутотренинг. Однако, если на уроке будет достаточно игровых моментов с физической активностью, то нет необходимости в проведении данных упражнений. Необходимо заострить особое внимание на использовании компьютерных технологий на уроке. Несмотря на их эффективность, применять подобные технологии необходимо в соответствии с рекомендациями и нормами министерства здравоохранения России, которые обязан знать учитель.
Работа на уроке под руководством учителя для учащихся не кажется столь трудной как выполнение домашнего задания. Домашнее задание необходимо задавать в строгом соответствии с возможностями учащихся и с количеством времени отведённом на его выполнение. В тоже время рекомендуется давать задания творческого характера, исключающие монотонный труд выполнения упражнений.
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке является наиважнейшим условием в обучении с использованием здоровье сберегающих технологий. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Поэтому для создания положительной атмосферы, а также снятия усталости и умственного напряжения на уроке я часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть поговорка, шуточное высказывание, смешное четверостишие, юмористическая картинка.
В заключение хотелось бы добавить, что использование на уроке физкультминуток как одного из успешных видов смены деятельности в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку, в чем я убеждаюсь все больше и больше с каждым уроком.
Таким образом, использование здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровье сберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
Литература
1. Ахаев А.В. Управление здоровье сберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие / А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С. Аманжолова, 2004.
2. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.
3. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2006.
4. Смирнов А. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002
5. http://festival.1september.ru/2003_2004/
6. http://ped-kopilka.ru/
7. Saint Patrick’s Day — День святого Патрика http://www.english-german.ru/ (20.04.2017)
8. Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4174.html (20.04.2017)
9. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html (20.04.2017)
Скачать вложение