РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Использование интернет-мемов на уроках истории

Автор: Ивахин Никита Сергеевич, МБОУ "Школа №1 имени В.П. Екимецкой" г. Рязань

В статье рассматривается применение интернет-мемов как метода обучения на уроках истории

Процесс глобализации оказал огромное влияние на развитие всех сфер жизни общества, в том числе и духовную. Продукты культуры информационного общества отличает их увеличившееся количество даже по сравнению с культурой индустриальной эпохи, а также ускоренная “текучка”, т.е. процесс смены трендов объектов культуры. В нашем случае речь идет о продуктах экранной культуры социальных сообществ сети Интернет, таких как “Вконтакте”, “Твиттер”, “Инстаграм”, “Фейсбук” и др. В корне неправильно отрицать или открещиваться от того, какое важное место в нашей жизни стали занимать социальные сети. Также как и неправильно будет нежелание педагога пытаться понять природу новых явлений общественной жизни. Хотя следует отметить, что процент учителей, зарегистрированных в социальных сетях растет год от года, а молодые педагоги, приходящие в школу в последнее время уже являются уверенными пользователями социальных сетей. Педагог, который активно пользуются данными сетями, несомненно, имеет преимущество перед педагогом далеким от современных коммуникационных технологий: во-первых, он может лучше понимать учащихся, что явно повысит его авторитет в школе; во-вторых, знание популярных трендов и современной молодежной лексики позволит учителю намного грамотнее преподнести материал, появится возможность сделать это в интересной форме, пробудить интерес к предмету даже среди тех учащихся, которые потеряли его уже очень и очень давно, а может его и вовсе не было.

Когда речь заходит о современных методах преподавания на уроках, то в первую очередь это должно быть использование так называемых интернет-мемов. Этим термином в первом десятилетии XXI века стали обозначать явление спонтанного распространения в интернет-среде некоторой информации (текстовой, графической, видео) или фразы путем “тиражирования” всеми возможными способами в сети Интернет. [1, с.162]

Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации были подробно описаны в статье Ю.В. Щуриной. [Там же, с.160-172] Поэтому наша задача разобраться как же можно применять мемы на примере уроков истории.
Конечно, наиболее популярной формой мема будет являться графическое изображение. Это может быть изображение исторической личности с какой-либо подписью, отражающей важную идею, которую необходимо передать учащемуся.

Например, портрет Александра II с подписью:

Ивахин

В первом случае, подпись к портрету Александра II позволит нам понять, что он был убит в результате террористического акта, когда народники бросили бомбу под колеса его кареты, а во втором случае царь-освободитель представлен в виде главного героя фильма “Матрицы”: Александр “уворачивается” от множественных покушений, будто Нео останавливает огромное количество пуль, летящих в него.

Следует отметить, что необязательно интернет-мем должен нести какую-то смысловую нагрузку, он может быть просто использован на уроке в качестве средства развлечения, ведь юмор, использованный в меру, всегда располагает к лучшему усвоению материала.

В качестве творческого задания учащимся можно дать задание придумать подобные графические интернет-мемы на определенные темы и коллективно обсудить получившееся на уроке и даже выбрать лучшие, которые будут размещены на временной выставке.

Отличным средством для обучения также являются видеомемы, которые можно показывать на подходящих уроках. Так, например, можно использовать отрывок из серии “Том и Джерри”, где мышонок выпивает лекарство, делающее его супер-солдатом, а Том всячески пытается его остановить, но у него ничего не выходит, а на экране появляются названия известнейших битв Великой Отечественной войны (Битва за Сталинград, Курская битва и др.)

Таким образом, преимущества использования данного метода заключаются в информативности и развлекательном характере одновременно, в тиражируемости среди учащихся не только одной школы, но и в целом заинтересованных людей, а также простота создания, так как многие шаблоны есть уже в сети Интернет и задача учителя сводится только к созданию необходимой надписи на изображении. Более того, в настоящее время существует масса интернет-сайтов, где объясняется суть того или иного интернет-мема, что позволит наиболее точно передать смысл. Также существует множество сообществ “Вконтакте”, где такие мемы публикуются пользователями каждый день (“Студент-историк”, “Исторические мемы” и др.) Поэтому возможностей использовать подобный прием на уроках истории огромное количество, главное, чтобы это было уместно и служило главной цели - наилучшему усвоению школьного курса истории России.

Литература

1. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. №3.

2. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Известия ВГПУ. 2013. №6 (81).

Полный текст статьи во вложении (pdf, 217KB)




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru