Начало Северной войны. Реорганизация армии. Изменения в живописи.
Автор: Котягина Елена Николаевна, учитель истории; Калабухова Елена Николаевна, учитель ИЗО ОГБОУ " Специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани"Конспект бинарного урока для 7 класса по истории и ИЗО.
Цели:
Коррекционная составляющая урока: дробный способ подачи и усвоения информации; развитие зрительно-слухового внимания, автоматизация произношения терминов со сложной слоговой структурой.
Основные понятия: Северная война, реформа, регулярная армия, рекрут, батальный жанр.
Основные даты: 1699 г. – Северный союз, 1700-1721 г.г. – Северная война,1700 г. – поражения русских войск под Нарвой, 1703 г. – начало строительства Санкт-Петербурга.
Методы обучения: иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: проектор, доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, заготовки по ИЗО).
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
3. Определение темы урока, постановка целей
4. Усвоение новых знаний
5. Закрепление знаний
6. Подведение итогов
7. Обсуждение домашнего задания
8. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель истории и учитель ИЗО: Здравствуйте ребята. Приготовьтесь к уроку. Сегодня у нас необычный урок – бинарный урок. Сегодня на уроке вы получите знания по истории и ИЗО. Слушайте, думайте, выполняйте все требования учителя на уроке.
Учащиеся - приветствуют учителей. Готовятся к уроку.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:
Учитель истории: Домашнее задание мы сегодня повторим с помощью игры « Что? Где? Когда?». Перед вами лежат карточки со словами связанными с предыдущей пройденной темой. Я вам показываю слайд на презентации, вы выбираете из карточек, лежащих перед вами ту карточку, которая связана со слайдом (Слайд 1 – 4) .
На карточках слова: детство Петра1, Азовские походы, Швеция, 1697-1698 гг.
Учащиеся - выполняют индивидуально задание.
3. Определение темы урока, постановка целей:
Учитель истории: На прошлом уроке мы познакомились с началом правления Петра1.Мы узнали о первых шагах политики Петра, об Азовских походах, Великом посольстве. Какую тему мы будем изучать сегодня? Прочитайте план и скажите, о чем будем говорить на уроке? (Слайд5).
План урока (на слайде):
1. Обстановка перед войной.
2. Начало войны. Нарва.
3. Военная реформа.
4. Первые победы.
5. Строительство Санкт – Петербурга.
6. Изменения в изобразительном искусстве.
Учащиеся – формулируют тему, с помощью учителя.
Учитель истории: Записываем тему урока:
«Начало Северной войны. Реорганизация армии. Изменения в живописи» (Слайд 6)
Учащиеся – записывают тему урока.
4. Усвоение новых знаний:
Учитель истории: По ходу объяснения нового материала мы будем участвовать в игре «Чистая доска». Посмотрите на доску. На доске написаны вопросы. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду задавать вопросы по материалу урока. Если вы правильно отвечаете, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой.
Вопросы: (на доске)
1. Причины Северной войны.
2. Какие страны участвовали в Северной войне?
3. Когда началась Северная война?
4. Какую реформу провёл Пётр I во время войны?
5. Какие изменения произошли в русской армии?
6. Что произошло в 1703 году?
Учитель истории: Мы знаем, что Россия оставалась отре¬занной от Черного и Балтийского морей. Турция господствовала на Черном море. Шведский флот безраздельно господст-вовал в Балтийском море. Итак, мой первый вопрос: « Каковы причины Северной войны?»
Учащиеся - отвечают на вопрос №1(России необходимо выйти к Балтийскому морю)(Вопрос стирается)
Учитель истории: Союзников против Османской империи Петр1 в Европе не нашел, зато наметился союз против Швеции. Россию поддержали Дания и Саксония, правитель которой Август II был одновременно и королём Речи Посполитой. Итак, ответьте на вопрос: « Какие страны участвовали в Северной войне?» (Слайд 7) .
Учащиеся - отвечают на вопрос №2. (В Северной войне участвовали Россия, Дания, Саксония) (Вопрос стирается)
Учитель истории: В 1700 году Пётр объявил войну Швеции. Так началась Северная война (Слайд 8) . Когда началась Северная война?
Учащиеся - отвечают на вопрос №3. ( Северная война началась в 1700г.) (Вопрос стирается)
Учитель истории: Русский царь направил большую армию под шведскую крепость Нарву. Она преграждала путь в Прибалтику, так как находится на побережье Балтийского моря.
Полтора месяца русские войска осаждали крепость, но Нарву не удалось захватить.
Русская армия потеряла 7 тыс. убитыми, а шведские потери составили 2 тыс. человек. Но взять Нарву войско Петра так и не смогло. Ска¬зывались отсутствие опыта, плохая подготовка солдат. Не было умелых военачальников, не хвата¬ло пороха и ядер. Безрезультатная осада Нарвы за¬тянулась (Слайд 9, 10, 11).
Неудачи не сломили Петра1, он решил провести реформы в армии.
Реформа – преобразование. Запишите определение в тетрадь. ( Слайд 12)
Учащиеся – записывают определение.
Учитель истории: Сейчас вы будете работать в парах с раздаточным материалом, находящимся на партах. Задание: прочитайте текст на карточке и ответьте на вопросы: 1) Какие изменения провел Петр1 в армии. К каким последствиям они привели?
Учитель раздает карточки с тестом:
« Военная реформа Петра I
Набор в войска стал проходить по новому принципу — рекрутской системе. Теперь на военную службу призывали рекрута – солдата – новобранца. Служба была пожизненной.
России нужно было огнестрельное оружие (пушки), а металла в стране не хватало. Тогда Царь пошёл на крайние меры: он приказал снимать монастырские и церковные колокола и переплавлять их на пушки.
Вводилось единообразие в вооружении и обмундировании.
Были изданы военный и морской уставы (правила), которые составил сам царь. Здесь излагались правила армейской и флотской жизни.
Проводилось обучение офицеров. В 1701 году в Москве открылась Навигацкая школа, которая готовила офицеров флота.
Так создавалась в России регу¬лярная армия»
Регулярная армия - постоянная армия, хорошо обученная, солдаты одинаково вооружены и одеты (Слайд 13) . Ответьте на вопросы: «Какую реформу провёл Пётр I во время войны? Какие изменения произошли в русской армии?»
Учащиеся - Работают индивидуально с раздаточным материалом, отвечают на вопрос №4,5.(Петр1 провел военную реформу. Армия набиралась путем рекрутских наборов. Стала регулярной. Были приняты военные уставы, единая форма) (Вопрос стирается)
Давайте запишем определения - регулярная армия, рекрут (Слайд14).
Учащиеся – записывают определения в тетрадь.
Учитель истории: Проведя реформу армии, Петр1 одерживает первые победы (Слайд 15) .
Весной 1703 года на Неве был заложен город Санкт – Петербург, ставшей на 200 лет столицей России. Началось строительство Балтийского флота (Слайд 16, 17). Ответьте на вопросы: «Что произошло в 1703 году?»
Учащиеся – отвечают на вопрос( В 1703 году был основан Санкт – Петербург). ( Вопрос стирается).
Учитель истории: Итак, посмотрим на доску. Она чистая. Справились мы с заданием? Ответили на все вопросы?
Учитель ИЗО: Реформирование коснулось и изобразительного искусства. Петру 1 принадлежит идея организации Академии художеств. Еще раньше в Петербурге начала работать рисовальная школа при типографии, а затем школа при так называемой
« канцелярии от строений». Значение этих школ в подготовке молодых художников было чрезвычайно велико. Перед могучим натиском грандиозных петровских преобразований отступала церковь, авторитет которой был так велик в Древней Руси. На смену искусству, подчиненному религиозной идеологии, приходило новое, светское, призванное утверждать и прославлять великие деяния Русского государства, мощи и силу русского оружия.
Искусство, по мысли Петра, как и все, что он делал , должно было носить сугубо практический характер. Ушли в прошлое условные иконописные приемы. На смену плоскостному, построенному по законам обратной перспективы изображению битвы в древнерусских иконах пришло иное – правдивое и точное воспроизведение сражения, передача реальной глубины пространства, точно подмеченных деталей. Более активным сделался фон картины (слайд 18) .
Батальный жанр – более всего любимый Петром. Он самолично делал заказы на картины, посвященные героическим событиям Северной войны. Батальный жанр часто переплетался с « портретом, т. е. изображался полководец на фоне сражения (слайд 19) .
Ребята, как вы думаете, зачем нужно было большое количество художников, изображающих военные сражения? Сделали бы фотографии?
Учащиеся - Отвечают, что фотографии еще не изобрели (в 19 в), а для того чтобы запечатлеть события нужны были художники.
Учитель ИЗО: Большое внимание художники уделяют изображению русских солдат. Форма у них теперь единая. Давайте посмотрим, как она выглядит и изобразим солдат (Слайд 20) .
Учащиеся - Обсуждают фасон, цвет, детали формы, работают с раздаточным материалом, рисуют форму.
5. Закрепление знаний
Учитель истории: Давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали ? Выполните задание на карточке. Заполните пропуски в тексте:
Северная война началась в _________ году.
В Северной войне участвовали страны: ___________.
Петр I провёл военную реформу и создал _________армию.
Рекрут – это _________________________.
В 1703 году был основан город ___________.
Учащиеся - выполняют задание индивидуально.
6. Подведение итогов
Учитель истории: Давайте сделаем выводы :
Вывод:
Начало Северной войны было неудачным для России.
Пётр I провёл военную реформу и добился первых побед.
Россия вышла к Балтийскому морю.
Символом стала новая столица России – город Санкт-Петербург
Учащиеся - Фронтально отвечают.
7. Обсуждение домашнего задания
Учитель ИЗО: Запишите домашнее задание. Параграф 14 , пункты 1, 2. Дорисовать форму петровского времени (слайд 21) .
8. Рефлексия.
Учитель ИЗО: Ответьте на вопросы на доске (слайд 22) .
На уроке я работал (а)
Сегодня я узнал (а)
Я выполнял(а) задания .
Материал урока мне был
Учащиеся - Отвечают на вопросы.
Учитель ИЗО: Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.
Список литературы:
1. Данилов А. А. История России: конец XVII – XVIII век: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
2. Энциклопедия истории России. 862-1917. «Интерактивный мир». 1997-2002 «Коминфо».
3. Соловьёв С.М. Учебная книга по Русской истории ГЛАВА XL. Электронный источник www.km.ru
4. Электронный источник www.km.ru http://ru.wikipedia.org/wiki/Северная_война
Презентация к уроку во вложении (ppt, 5.5MB)
- обучающая: рассмотреть международную обстановку, сложившуюся в Европе к началу Северной войны, выяснить причины поражения русской армии в начальный период, рассмотреть военную реформу Петра 1, выяснить изменения в изобразительном искусстве при Петре 1 .
- развивающая: развивать локально-пространственные представления учащихся, умение находить причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий, выяснить изменения в изобразительном искусстве при Петре 1.
- воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа; развитию культуры и изобразительного искусства на примере мужества русских людей в Северной войне вызвать у учащихся чувство гордости историей своих предков.
- предметные УУД: формирование знаний и умений по изучаемому материалу, закрепление основных событий, персоналий, дат по теме « Северная война»;
- личностные УУД: формирование навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, устойчивой мотивации к обучению;
- регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, понимание причины ошибок;
- познавательные УУД: умение заменять термины определениями, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- коммуникативные УУД: умение организовать учебное взаимодействие в коллективе, паре, умение высказывать точку зрения, обосновывая её.
Коррекционная составляющая урока: дробный способ подачи и усвоения информации; развитие зрительно-слухового внимания, автоматизация произношения терминов со сложной слоговой структурой.
Основные понятия: Северная война, реформа, регулярная армия, рекрут, батальный жанр.
Основные даты: 1699 г. – Северный союз, 1700-1721 г.г. – Северная война,1700 г. – поражения русских войск под Нарвой, 1703 г. – начало строительства Санкт-Петербурга.
Методы обучения: иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: проектор, доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, заготовки по ИЗО).
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
3. Определение темы урока, постановка целей
4. Усвоение новых знаний
5. Закрепление знаний
6. Подведение итогов
7. Обсуждение домашнего задания
8. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель истории и учитель ИЗО: Здравствуйте ребята. Приготовьтесь к уроку. Сегодня у нас необычный урок – бинарный урок. Сегодня на уроке вы получите знания по истории и ИЗО. Слушайте, думайте, выполняйте все требования учителя на уроке.
Учащиеся - приветствуют учителей. Готовятся к уроку.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:
Учитель истории: Домашнее задание мы сегодня повторим с помощью игры « Что? Где? Когда?». Перед вами лежат карточки со словами связанными с предыдущей пройденной темой. Я вам показываю слайд на презентации, вы выбираете из карточек, лежащих перед вами ту карточку, которая связана со слайдом (Слайд 1 – 4) .
На карточках слова: детство Петра1, Азовские походы, Швеция, 1697-1698 гг.
Учащиеся - выполняют индивидуально задание.
3. Определение темы урока, постановка целей:
Учитель истории: На прошлом уроке мы познакомились с началом правления Петра1.Мы узнали о первых шагах политики Петра, об Азовских походах, Великом посольстве. Какую тему мы будем изучать сегодня? Прочитайте план и скажите, о чем будем говорить на уроке? (Слайд5).
План урока (на слайде):
1. Обстановка перед войной.
2. Начало войны. Нарва.
3. Военная реформа.
4. Первые победы.
5. Строительство Санкт – Петербурга.
6. Изменения в изобразительном искусстве.
Учащиеся – формулируют тему, с помощью учителя.
Учитель истории: Записываем тему урока:
«Начало Северной войны. Реорганизация армии. Изменения в живописи» (Слайд 6)
Учащиеся – записывают тему урока.
4. Усвоение новых знаний:
Учитель истории: По ходу объяснения нового материала мы будем участвовать в игре «Чистая доска». Посмотрите на доску. На доске написаны вопросы. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду задавать вопросы по материалу урока. Если вы правильно отвечаете, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой.
Вопросы: (на доске)
1. Причины Северной войны.
2. Какие страны участвовали в Северной войне?
3. Когда началась Северная война?
4. Какую реформу провёл Пётр I во время войны?
5. Какие изменения произошли в русской армии?
6. Что произошло в 1703 году?
Учитель истории: Мы знаем, что Россия оставалась отре¬занной от Черного и Балтийского морей. Турция господствовала на Черном море. Шведский флот безраздельно господст-вовал в Балтийском море. Итак, мой первый вопрос: « Каковы причины Северной войны?»
Учащиеся - отвечают на вопрос №1(России необходимо выйти к Балтийскому морю)(Вопрос стирается)
Учитель истории: Союзников против Османской империи Петр1 в Европе не нашел, зато наметился союз против Швеции. Россию поддержали Дания и Саксония, правитель которой Август II был одновременно и королём Речи Посполитой. Итак, ответьте на вопрос: « Какие страны участвовали в Северной войне?» (Слайд 7) .
Учащиеся - отвечают на вопрос №2. (В Северной войне участвовали Россия, Дания, Саксония) (Вопрос стирается)
Учитель истории: В 1700 году Пётр объявил войну Швеции. Так началась Северная война (Слайд 8) . Когда началась Северная война?
Учащиеся - отвечают на вопрос №3. ( Северная война началась в 1700г.) (Вопрос стирается)
Учитель истории: Русский царь направил большую армию под шведскую крепость Нарву. Она преграждала путь в Прибалтику, так как находится на побережье Балтийского моря.
Полтора месяца русские войска осаждали крепость, но Нарву не удалось захватить.
Русская армия потеряла 7 тыс. убитыми, а шведские потери составили 2 тыс. человек. Но взять Нарву войско Петра так и не смогло. Ска¬зывались отсутствие опыта, плохая подготовка солдат. Не было умелых военачальников, не хвата¬ло пороха и ядер. Безрезультатная осада Нарвы за¬тянулась (Слайд 9, 10, 11).
Неудачи не сломили Петра1, он решил провести реформы в армии.
Реформа – преобразование. Запишите определение в тетрадь. ( Слайд 12)
Учащиеся – записывают определение.
Учитель истории: Сейчас вы будете работать в парах с раздаточным материалом, находящимся на партах. Задание: прочитайте текст на карточке и ответьте на вопросы: 1) Какие изменения провел Петр1 в армии. К каким последствиям они привели?
Учитель раздает карточки с тестом:
« Военная реформа Петра I
Набор в войска стал проходить по новому принципу — рекрутской системе. Теперь на военную службу призывали рекрута – солдата – новобранца. Служба была пожизненной.
России нужно было огнестрельное оружие (пушки), а металла в стране не хватало. Тогда Царь пошёл на крайние меры: он приказал снимать монастырские и церковные колокола и переплавлять их на пушки.
Вводилось единообразие в вооружении и обмундировании.
Были изданы военный и морской уставы (правила), которые составил сам царь. Здесь излагались правила армейской и флотской жизни.
Проводилось обучение офицеров. В 1701 году в Москве открылась Навигацкая школа, которая готовила офицеров флота.
Так создавалась в России регу¬лярная армия»
Регулярная армия - постоянная армия, хорошо обученная, солдаты одинаково вооружены и одеты (Слайд 13) . Ответьте на вопросы: «Какую реформу провёл Пётр I во время войны? Какие изменения произошли в русской армии?»
Учащиеся - Работают индивидуально с раздаточным материалом, отвечают на вопрос №4,5.(Петр1 провел военную реформу. Армия набиралась путем рекрутских наборов. Стала регулярной. Были приняты военные уставы, единая форма) (Вопрос стирается)
Давайте запишем определения - регулярная армия, рекрут (Слайд14).
Учащиеся – записывают определения в тетрадь.
Учитель истории: Проведя реформу армии, Петр1 одерживает первые победы (Слайд 15) .
Весной 1703 года на Неве был заложен город Санкт – Петербург, ставшей на 200 лет столицей России. Началось строительство Балтийского флота (Слайд 16, 17). Ответьте на вопросы: «Что произошло в 1703 году?»
Учащиеся – отвечают на вопрос( В 1703 году был основан Санкт – Петербург). ( Вопрос стирается).
Учитель истории: Итак, посмотрим на доску. Она чистая. Справились мы с заданием? Ответили на все вопросы?
Учитель ИЗО: Реформирование коснулось и изобразительного искусства. Петру 1 принадлежит идея организации Академии художеств. Еще раньше в Петербурге начала работать рисовальная школа при типографии, а затем школа при так называемой
« канцелярии от строений». Значение этих школ в подготовке молодых художников было чрезвычайно велико. Перед могучим натиском грандиозных петровских преобразований отступала церковь, авторитет которой был так велик в Древней Руси. На смену искусству, подчиненному религиозной идеологии, приходило новое, светское, призванное утверждать и прославлять великие деяния Русского государства, мощи и силу русского оружия.
Искусство, по мысли Петра, как и все, что он делал , должно было носить сугубо практический характер. Ушли в прошлое условные иконописные приемы. На смену плоскостному, построенному по законам обратной перспективы изображению битвы в древнерусских иконах пришло иное – правдивое и точное воспроизведение сражения, передача реальной глубины пространства, точно подмеченных деталей. Более активным сделался фон картины (слайд 18) .
Батальный жанр – более всего любимый Петром. Он самолично делал заказы на картины, посвященные героическим событиям Северной войны. Батальный жанр часто переплетался с « портретом, т. е. изображался полководец на фоне сражения (слайд 19) .
Ребята, как вы думаете, зачем нужно было большое количество художников, изображающих военные сражения? Сделали бы фотографии?
Учащиеся - Отвечают, что фотографии еще не изобрели (в 19 в), а для того чтобы запечатлеть события нужны были художники.
Учитель ИЗО: Большое внимание художники уделяют изображению русских солдат. Форма у них теперь единая. Давайте посмотрим, как она выглядит и изобразим солдат (Слайд 20) .
Учащиеся - Обсуждают фасон, цвет, детали формы, работают с раздаточным материалом, рисуют форму.
5. Закрепление знаний
Учитель истории: Давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали ? Выполните задание на карточке. Заполните пропуски в тексте:
Северная война началась в _________ году.
В Северной войне участвовали страны: ___________.
Петр I провёл военную реформу и создал _________армию.
Рекрут – это _________________________.
В 1703 году был основан город ___________.
Учащиеся - выполняют задание индивидуально.
6. Подведение итогов
Учитель истории: Давайте сделаем выводы :
Вывод:
Начало Северной войны было неудачным для России.
Пётр I провёл военную реформу и добился первых побед.
Россия вышла к Балтийскому морю.
Символом стала новая столица России – город Санкт-Петербург
Учащиеся - Фронтально отвечают.
7. Обсуждение домашнего задания
Учитель ИЗО: Запишите домашнее задание. Параграф 14 , пункты 1, 2. Дорисовать форму петровского времени (слайд 21) .
8. Рефлексия.
Учитель ИЗО: Ответьте на вопросы на доске (слайд 22) .
На уроке я работал (а)
Сегодня я узнал (а)
Я выполнял(а) задания .
Материал урока мне был
Учащиеся - Отвечают на вопросы.
Учитель ИЗО: Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.
Список литературы:
1. Данилов А. А. История России: конец XVII – XVIII век: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
2. Энциклопедия истории России. 862-1917. «Интерактивный мир». 1997-2002 «Коминфо».
3. Соловьёв С.М. Учебная книга по Русской истории ГЛАВА XL. Электронный источник www.km.ru
4. Электронный источник www.km.ru http://ru.wikipedia.org/wiki/Северная_война
Презентация к уроку во вложении (ppt, 5.5MB)
Скачать вложение