Применение химических веществ в ходе Первой мировой войны
Автор: Романцева Татьяна Викторовна, учитель химии, Котягина Елена Николаевна, учитель истории, ОГБОУ « Школа № 10» г. РязаниБинарный урок по истории и химии (Из опыта работы)
Деятельность обучающихся на уроке будет направлена на формирование следующих результатов:
Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе, толерантность,
Метапредметные результаты:
- регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- познавательные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией; анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей работы, формировать познавательный интерес учащихся, реализуя межпредметные связи химии и истории;
- коммуникативные: готовность к сотрудничеству в коллективной работе, формирование коммуникативных навыков через работу в группе.
Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества , способность применять понятийный аппарат, приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Первой мировой войны для прошлого и современности, умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
Дидактические средства и оборудование:
- презентация к уроку;
- карта «Первая мировая война».
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок) и реактивы (железо, соляная кислота) для проведения опытов,
- дидактические карточки.
Предварительная работа: подготовка учащихся (сообщения).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: бинарный.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: иллюстративный, проблемный.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация внимания.
2. Мотивация и целеполагание.
Учитель истории. XX век… Великий и страшный… Великий в своих открытиях и прорывах человеческого разума… И страшный в своих разрушениях… (слайд1)
Ученик:
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла)
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Что ж человек? - За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
(А. Блок)
Учитель истории. И первое тяжелейшее испытание – война. Сколько пережил человек за эти сто лет! Первая мировая война явилась рубежным событием, положившим начало новейшей истории человечества. В ней участвовало более 30 держав из разных частей света. На полях её сражений погибло более 10 миллионов человек. Она положила конец четырём могущественным империям: Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской. Для России как одного из ключевых государств – участников войны она обернулась самыми трагическими последствиями Революции, Гражданская война.
Первую мировую войну часто называли «войной химиков», т.к. в ходе войны активно использовали химическое оружие (слайд 2)
Тема нашего урока:
« Применение химических веществ в ходе Первой мировой войны »
Учитель химии. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать цель урока. (Дети формулируют цель урока)
Цель урока:
- обобщить знания об истории 1 Мировой войны
- узнать о химических веществах, применяемых в ходе 1 Мировой войны в качестве химического оружия (слайд 3)
Проблемный вопрос на урок: Как бы вы оценили достижения химической науки в годы Первой мировой войны?
3. Актуализация знаний.
Учитель истории. Давайте вспомним события Первой мировой войны. (слайд 4). Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами карточки с заданиями. Вам надо, работая в группе, ответить на задание в карточке, а потом представить классу свою работу.
Карточки.
1. Группа. Выделите события, которые относятся к 1 мировой войне:
- 1 августа 1914 года Германия объявила войну России,
- Галицийская битва 1914 г.
- июнь-август 1916 г. - Брусиловский прорыв
-21 февраля 1916 г. - «Верденская мясо¬рубка»
- 2 марта 1917 г. – Свержение самодержавия в России
- 27—31 августа 1917 г.- выступление генерала Корнилова
- 11 ноября 1918 года - Компьенское перемирие
2 группа. Выберите из списка имена, связанные с 1 Мировой войной:
Николай 2
Альфред фон Шлиффен
Алексей Алексеевич Брусилов
П.Н. Милюков
В.И.Ленин
Франц- Иосиф II
В.Вильсон
3 группа. Выберите из списка виды оружия, которые впервые активно применялись в 1 мировой войне:
- применение отравляющих веществ (газов)
- установка реактивного огня - "Катюша"
- применение танков
- ручной пулемет В. А. Дегтярева
- Бомбардировочная авиация дальнего действия
- Радиоуправляемая бомба
- бронированные машины
Заслушиваются и обсуждаются ответы обучающихся.
4. Изучение нового материала.
Учитель истории. В 2004 г. в Москве был открыт мемориальный комплекс в память о героях Первой мировой войны. Он открыт на месте Братского кладбища, где были захоронены воины стран, участвующих в войне. Всего 17,5 тысяч человек. Военные действия происходили на суше, на воде, в воздухе и под водой. Для этого были созданы новые виды вооружения. В годы войны появилось химическое оружие, с одной стороны – это достижение человечества, а с другой проявление жестокости человека. И сейчас мы подробнее рассмотрим вопрос о химическом оружии (слайд 5).
Перенесёмся в солнечный день 22 апреля 1915 года. Было противостояние между союзными и германскими войсками. Вдруг французские солдаты увидели желтый туман, от которого щипало в носу и резало глаза, туман душил их. Это было первое применение газа хлора, как оружия, в районе Ипра.
Покажите на географической карте у доски, где находится Ипр.
Ипр - город, расположенный на северо-западе Бельгии, близ границы с Францией на берегу реки Иперле. Ипр обеспечил себе место в мировой истории как ключевой пункт Западного фронта Первой мировой войны.
Применяя хлор, немецкие войска рассчитывали разъединить французcкие и английские войска, посеять панику, нанести урон противнику и захватить Ипр. Но Ипр взят не был.
Учитель химии (слайд 6). Первое в истории применение газа хлора не принесло германцам явного успеха. Но этого применения началось массовое использование химического оружия.
Сообщение учащегося. Хлор (CI2) – газ с резким неприятным запахом, желто-зеленого цвета. Хлор относится к группе веществ удушающего действия. Вдыхание этого газа вызывает сильное раздражение дыхательных путей и глаз, воспаление слизистых оболочек. Хлор разрушает лёгочную ткань, вызывая отёк лёгких. Под воздействием хлора весь организм подвергается сильному отравлению. Хлор – это смертельный газ.
22 апреля 1915 года немецкая армия распылила 168 тонн хлора. Надо заметить, что немецкая пехота также пострадала от этого газа.
Из-за того, что в Первую мировую войну впервые стали применяться отравляющие вещества, её также иногда называли «войной химиков».
Учитель химии. Красноречивое описание газовой атаки можно прочитать в статье О.С. Уоткинса (Лондон) (слайд 7).
Сообщение учащегося. «После бомбардировки города Ипра, продолжавшейся от 20 до 22 апреля, — пишет Уоткинс, — среди этого хаоса вдруг появился ядовитый газ.
Когда мы вышли на свежий воздух, чтобы отдохнуть несколько минут от душной атмосферы окопов, наше внимание было привлечено очень сильной стрельбой на севере, где фронт занимали французы. Очевидно, шел горячий бой, и мы энергично принялись исследовать местность нашими полевыми биноклями, надеясь уловить что-нибудь новое в ходе сражения. Тогда мы увидали зрелище, заставившее остановиться наши сердца, — фигуры людей, бегущих в смятении через поля.
Мы не могли верить тому, что услыхали от беглецов: мы приписывали их слова расстроенному воображению: зеленовато-серое облако, спустясь на них, становилось желтым по мере своего распространения и опаляло на своем пути все, до чего касалось, заставляя растения гибнуть. Никакой самый мужественный человек не мог устоять перед подобной опасностью. Среди нас, шатаясь, появились французские солдаты, ослепленные, кашляющие, тяжело дышащие, с лицами темно-багрового цвета, безмолвные от страданий, а позади их в отравленных газом траншеях остались, как мы узнали, сотни их умирающих товарищей».
Учитель химии. Хлор, однако, оказался не так эффективен, как полагали немцы, потому что после первых применений были использованы средства защиты. Хлор имеет специфический запах и яркий цвет, за счёт чего его было достаточно легко обнаружить. Газ хорошо растворим в воде, поэтому самым простым способом защиты от него было просто прикрытие лица влажной тканью.
В июне 1915 года был применен бром (Br2), его употребляли в минометных снарядах (слайд 8). Бром при нормальных условиях является тяжёлой ядовитой жидкостью красно-бурого цвета с сильным неприятным запахом. При соприкосновении с кожей вызывает ожоги, при вдыхании паров брома возникает удушье.
Группа французских химиков синтезировала ещё один смертельно ядовитый газ – фосген. Газ впервые был использован Францией в 1915 году(слайд 9).
Сообщение учащегося. Фосген (CCI2O) - бесцветный газ с запахом заплесневелого сена. Этот газ было труднее обнаружить, чем хлор, что сделало его более эффективным оружием. Фосген, как боевой газ, превосходил хлор своей токсичностью. При отравлении фосгеном появлялся сладковатый привкус во рту, кашель, слабость.
Потенциальным недостатком фосгена считалось то, что симптомы отравления им иногда наступали лишь через 24 часа после вдыхания. Это давало возможность солдатам, отравленным фосгеном, продолжать некоторое время вести боевые действия. С другой стороны, на следующий день эти солдаты умирали.
Защитой от фосгена может служить противогаз.
Учитель химии. В 1917 году Германия впервые применяет новое химическое оружие иприт, у города Ипр(слайд 10).
Сообщение учащегося. Иприт (C4H8CI2S) известен также под названием «горчичный газ». Так как иприт имеет иногда запах чеснока или горчицы, а иногда не обладает никаким запахом. Он может существовать в газообразном состоянии, в виде маслянистой жидкости или твердого вещества.
При воздействии на организм ипритом в высоких концентрациях, происходит поражение дыхательных путей, общее отравление. Иприт имеет скрытый период действия от двух до восьми часов. Поражение кожи начинается с покраснения, а через сутки появляются пузыри, нарывы на коже.
Для защиты от действия иприта используются противогаз и специальная одежда.
Учитель истории. Кроме химического оружия на войне активно использовалось огнестрельное оружие, военная техника (слайд 11). Первый танк был построен в Великобритании в 1915 году, а использован английской армией против германской армии в 1916 году.
Учитель химии. В Российской империи существовал проект танка, разработанный инженером Василием Менделеевым, сыном химика Дмитрия Ивановича Менделеева.
Однако проект не был реализован.
Для изготовления танков за основу берут сталь, кроме того используют алюминий, никель, резину. Бронированная сталь - это сплав в который входят углерод, кремний, марганец, хром, ванадий, железо. Нержавеющую сталь изобрел в 1913 году британский металлург и ученый Гарри Бреарли, работая над сплавами для стволов пушек.
Как вы думаете, почему не используют чистое железо для изготовления оружия, а используют именно сплав железа?
Демонстрация опыта.
Железо легко вступает во взаимодействия со многими веществами. Рассмотрим взаимодействие железа и кислоты(слайд 12).
Fe + 2HCI = FeCI2 + H2
Сплав железа со специальными добавками (ванадий, вольфрам, титан, хром, молибден) обладает наиболее ценными свойствами: твёрдостью, жаропрочностью, устойчивостью к агрессивным средам.
За годы войны различными газами было поражено более миллиона человек. (слайд 12 ) Марлевые повязки, так легко нашедшие себе место в солдатских заплечных мешках, стали почти бесполезными. Нужны были радикально новые средства для защиты от отравляющих веществ.
За время войны отмечено около 60-ти разных химических веществ, умерщвлявших человека или делавших его совершенно неспособным к продолжению боя.
5. Подведение итогов, закрепление.
Учитель истории. Вспомните проблемный вопрос урока: Как бы вы оценили достижения химической науки в годы 1 мировой войны? Какие можно сделать выводы? (слайд 13)
Заслушиваются ответы обучающихся и формулируется общий вывод:
Вывод урока: Первая мировая война – одна из самых кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Опыт первой мировой войны оказал решающее влияние на организацию и строительство вооруженных сил, на дальнейшее развитие стратегии, оперативного искусства и тактики.
Никто не знал, что достижения химической науки не только поднимут возможности человечества на немыслимые ранее высоты, но создадут угрозу самому существованию жизни на Земле.
Сейчас вопрос об использовании химического оружия на войне стоит очень остро и актуально.
С тех пор, как в 2011 году в Сирии началась гражданская война, применение химического оружия в разных регионах страны стало частым явлением (слайд 14).
Причем, для мирового сообщества, всегда было трудно установить, кто наносит удар. Но итог остается неизменным: после вдыхания отравляющих веществ мирные жители страдают и гибнут.
По описаниям медиков, у пострадавших наблюдалось покраснение глаз, шла пена изо рта, были сужены зрачки, посинела кожа и губы, было затруднено дыхание вплоть до полного удушья. Всё это признаки атаки ядовитыми газами.
В октябре 2013 года под контролем экспертов ООН и Организации по запрещению химического оружия началось уничтожение сирийского химического оружия. 4 января 2016 года в своем докладе Организация по запрещению химического оружия заявила, что все химикаты, вывезенные из Сирии в 2014 году, уничтожены.
Пусть мощь прекрасной науки – химии – будет направлена не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.
Затем обучающимся предлагается вспомнить цель урока (слайд 15) и ответить на вопрос: Как вы думаете, достигли ли мы цели урока?
Выслушав ответы, педагог переходит к организации рефлексии.
6. Рефлексия
Учитель химии.
Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Продолжите предложения (слайд 16)
1. На уроке я узнал….
2 Мне было интересно…
3. Мне было трудно…
4. Мне захотелось….
Учитель истории.
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание: составить словарь терминов по теме «Первая мировая война» (слайд 17)
Учитель истории (слайд 18).
Гул слышу Первой мировой –
Гул тектонический, подземный:
Не забывайте никогда
О нашей участи плачевной:
Солдаты мёртвые – а к нам
Они взывают, как живые.
Забвение убитых – грех,
Забудем – значит: никакие.
Они ушли, чтоб жили мы!
Подземный гул солдатской боли.
Гул слышу Первой мировой
В земной любви, в земной юдоли.
(А. Балтин)
Литература
1. Боевые отравляющие вещества в Первой мировой войне. Википедия. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 14.11. 2017 г.)
2. Видеоурок по химии. URL:https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/10/26/urok-prezentatsiyatema-khimiya-i-pervaya-mirovaya-voyna (дата обращения: 10.11. 2017 г.)
3. Гражданская война в Сирии. URL:https://ria.ru/spravka/20160315/1388247407.html (дата обращения: 23.11.2017 г.)
4. Историческая химия. URL:http://pedsovet.su/ (дата обращения: 19.11. 2017 г.)
5. История отравляющих веществ. URL:http://www.alhimikov.net/himerunda/otdych.html (дата обращения: 15.11.2017 г.)
6. Камертон. Сетевой литературный журнал. URL:http://webkamerton.ru/2014/08/k-100-letiyu-pervoj-mirovoj-vojny (дата обращения: 13.11. 2017 г.)
Вложение содержит материалы к уроку (zip, 3.2 MB)
Скачать вложение