Урок - игра по теме " Жизнь первобытных людей"
Автор: Котягина Елена НиколаевнаУрок - игра разработан для учащихся 5 классов, изучающих курс "История Древнего мира".
Методическая разработка урока по истории в 5 классе
Цели урока:
Личностные - воспитание уважения к историческому наследию народов; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные - развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные - овладение историческими понятиями и терминами: первобытное общество, век, племя, род, религия, человеческое стадо, родовая община, искусство, пещера, старейшина, вождь, Альтамира, молитва, идол.
Коррекционные - работать над расширением лексического запаса через использование исторических терминов, развивать речь и культуру.
Планируемые результаты:
1. Образовательные:
Метод проведения: урок-игра в форме «Своя игра».
Класс - 5.
Методы обучения: иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданием.
Основные исторические понятия и термины, повторяемые на уроке: первобытное общество, век, племя, род, религия, человеческое стадо, родовая община, искусство, пещера, старейшина, вождь, Альтамира, молитва, идол.
Личностные - воспитание уважения к историческому наследию народов; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные - развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные - овладение историческими понятиями и терминами: первобытное общество, век, племя, род, религия, человеческое стадо, родовая община, искусство, пещера, старейшина, вождь, Альтамира, молитва, идол.
Коррекционные - работать над расширением лексического запаса через использование исторических терминов, развивать речь и культуру.
Планируемые результаты:
1. Образовательные:
- Усвоение определения понятий по теме « Жизнь первобытных людей».
- Формирование навыков планирования ответа.
- Установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
- Умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
- Умений анализировать, сравнивать, обобщать.
- Умение применять новые знания.
- Развитие творческих, речевых способностей учащихся.
- Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
- Развитие умения формулировать проблему.
- Развитие умения групповой работы.
- Уважение к истории.
- Воспитание уважение к противоположному мнению.
- Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
- Воспитание интереса к предмету, к учению.
Метод проведения: урок-игра в форме «Своя игра».
Класс - 5.
Методы обучения: иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданием.
Основные исторические понятия и термины, повторяемые на уроке: первобытное общество, век, племя, род, религия, человеческое стадо, родовая община, искусство, пещера, старейшина, вождь, Альтамира, молитва, идол.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и задач урока, знакомство с правилами игры.
Учитель – Несколько уроков подряд мы изучали жизнь древних людей. Этот период времени называют первобытностью. Наш урок называется «Жизнь первобытных людей». Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что мы должны вспомнить, чему научиться?
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока. При необходимости, возможна помощь учителя.
Учащиеся – Цель урока: повторение и закрепление знаний и умений по разделу «Жизнь первобытных людей». Научиться работать в команде.
Учитель - Давайте познакомимся с правилами игры.
Правила игры ( объясняет учитель, используя презентацию):
1. Класс делится на команды.
2. Проводится жеребьевка.
3. Команды имеют право выбирать тему и номер вопроса.
4. Повторяются темы – занятие людей, орудие труда и оружие, человеческое общество, искусство, религия.
5. Вопросы расположены по степени сложности и оценены от 10 до 50 баллов.
6. Если команда не ответит на вопрос, то право ответа переходит другой команде.
7. Победителем считается та команда, которая набрала большее количество баллов.
3. Основная часть урока
Деятельность учителя - Рассаживает учащихся по командам за заранее подготовленные для групп столы. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом, знакомит с критериями оценки учащихся в команде. С началом работы учащихся в командах, учитель задает вопросы, выбранные командами, используя презентацию, проверяет правильность ответов, корректирует ответы, считает баллы. Учитель по ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой команды и работой отдельных учащихся.
Критерии оценивания работы группы ( написаны на доске, учитель знакомит учащихся).
1.Правильность изложения материала.
2.Логика изложения материала, чёткость.
3.Культура изложения материала.
4. Дополнения других групп.
5.Поведение в группе, умение сотрудничать.
Деятельность учащихся - В первом раунде каждая команда по очереди выбирает вопрос из предложенных 5 тем, используя презентацию к уроку, отвечают на вопросы. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса. Если команда не дает правильного ответа, право ответа может перейти к команде – сопернику. Если обе команды дают неправильный ответ, выбирается новый вопрос по порядку очередности. Баллы суммируются.
1 этап - Ответы команд на выбранные вопросы, используя презентацию к уроку.
2. Объявление темы и задач урока, знакомство с правилами игры.
Учитель – Несколько уроков подряд мы изучали жизнь древних людей. Этот период времени называют первобытностью. Наш урок называется «Жизнь первобытных людей». Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что мы должны вспомнить, чему научиться?
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока. При необходимости, возможна помощь учителя.
Учащиеся – Цель урока: повторение и закрепление знаний и умений по разделу «Жизнь первобытных людей». Научиться работать в команде.
Учитель - Давайте познакомимся с правилами игры.
Правила игры ( объясняет учитель, используя презентацию):
1. Класс делится на команды.
2. Проводится жеребьевка.
3. Команды имеют право выбирать тему и номер вопроса.
4. Повторяются темы – занятие людей, орудие труда и оружие, человеческое общество, искусство, религия.
5. Вопросы расположены по степени сложности и оценены от 10 до 50 баллов.
6. Если команда не ответит на вопрос, то право ответа переходит другой команде.
7. Победителем считается та команда, которая набрала большее количество баллов.
3. Основная часть урока
Деятельность учителя - Рассаживает учащихся по командам за заранее подготовленные для групп столы. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом, знакомит с критериями оценки учащихся в команде. С началом работы учащихся в командах, учитель задает вопросы, выбранные командами, используя презентацию, проверяет правильность ответов, корректирует ответы, считает баллы. Учитель по ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой команды и работой отдельных учащихся.
Критерии оценивания работы группы ( написаны на доске, учитель знакомит учащихся).
1.Правильность изложения материала.
2.Логика изложения материала, чёткость.
3.Культура изложения материала.
4. Дополнения других групп.
5.Поведение в группе, умение сотрудничать.
Деятельность учащихся - В первом раунде каждая команда по очереди выбирает вопрос из предложенных 5 тем, используя презентацию к уроку, отвечают на вопросы. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса. Если команда не дает правильного ответа, право ответа может перейти к команде – сопернику. Если обе команды дают неправильный ответ, выбирается новый вопрос по порядку очередности. Баллы суммируются.
1 этап - Ответы команд на выбранные вопросы, используя презентацию к уроку.
Вопросы
Тема 1 « Занятие людей»
А) Первые занятия древних людей(10) – охота и собирательство.
Б) Занятие людей, возникшее из собирательства (20) – земледелие.
В) Занятие людей, возникшее после изобретения костяного гарпуна ( 30) - рыболовство.
Г) Широко распространенный материал, используемый для изготовления гончарных изделий(40) – глина.
Д) К какому типу хозяйства относится земледелие, скотоводство и ремесло (50) производящее.
Тема 2 «Орудие труда и оружие»
А) Как называется первое орудие труда (10) – палка – копалка, дубина, рубило.
Б) Из каких материалов были сделаны первые орудия труда древнего человека ( 20) – дерево, камень.
В) Орудие труда, используемое для изготовления одежды (30) – игла.
Г) При охоте на мелких и быстробегующих животных необходимо было новое оружие. Благодаря какому изобретению людей, охота стала успешней(40) – лук и стрелы.
Д) Около 7 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые камни попадая в огонь размягчаются, и застывая, приобретают новую форму. Что это за камни? (50) – медь
Тема 3 « Человеческое общество»
А) Коллектив древнейших людей (10) – человеческое стадо.
Б) Коллектив родственников, который жил и трудился сообща и имел общее имущество (20) - родовая община.
В) Наиболее уважаемый мужчина какого – либо племени (30) – старейшина.
Г) несколько родов, живущих в одной местности (40) – племя.
Д) Кто избирался при ведении военных действий (50) – вождь.
Тема 4 « Искусство»
А) Где были найдены первые рисунки древнего человека (10) – пещера, грот.
Б) Искусство создания изображения из глины, камня, дерева или металла (20) – скульптура.
В) Что чаще всего изображали древние охотники (30) – животных или сцены охоты.
Г) В какой стране были найдены первые рисунки древнего человека (40) – Испания.
Д) Как называлась пещера, в которой были найдена пещерная живопись древнего человека (50) – Альтамира.
Тема 5 « Религия».
А) Как называлась вера в духов и богов (10) – религия.
Б) Просьба, обращенная к Богу (20) – молитва.
В) Подарок, адресованный богу (30) – жертва.
Г) Кто изображен и для чего он служил (40) – Идол, для поклонения и жертвоприношения.
Д) Почему древнейших людей появилась религия (50) – не могли объяснить явления природы.
2 этап – Аукцион « Своя игра»
Команды оценивают баллами правильный ответ, делают ставки, получают задание. За 3 минуты отвечают на него. Если ответ правильный, баллы, которыми команды оценили правильный ответ, суммируются с полученными в 1 раунде. Если ответ неправильный, баллы вычитаются.
Задание – Что было раньше и на сколько : 40 год до нашей эры и 40 год нашей эры. ( 40 год до нашей эры, на 80 лет).
4. Подведение итогов урока, определение победителей, выставление оценок.
Учитель: Достигли мы целей урока? Давайте подведем итоги. Давайте оценим работу каждой команды и свою работу на уроке по заданным в начале урока критериям.
Учащиеся обсуждают работу команды и свою. Учитель выставляет оценки, учитывая обсуждение учащихся.
5. Домашнее задание.
Выполнение в рабочей тетради Годера « История Древнего мира» ч. 1 задание № 16, 17 стр. 14 – 15
6. Контроль знаний, умений, навыков учащихся.
Учитель: А теперь каждый ученик может применить знания на практике. Выполните проверочный тест на карточке.
Учитель раздает карточки с тестом:
1. Древнейшие люди на земле появились
А)1, 5 млн. лет назад Б) более 2 млн. лет назад В) 400 тысяч лет назад
2. « Человек разумный» появился
А) 1, 5 млн. лет назад Б) 100 тысяч лет назад В) 40 тысяч лет назад
3. Древнейшее поселение земледельцев возникло
А) в Западной (Передней) Азии Б) в Африке В) в Северной Америке
4. Первый металл, который люди научились плавить, это
А) свинец Б) медь В) алюминий
5. После распада родовой общины возникает
А) человеческое стадо Б) фермерское хозяйство В) соседская община
Ключ тесту – 1- Б, 2- В, 3-А, 4-Б, 5-В
Критерии оценки –
0 ошибок – оценка « 5»,
1 ошибка – оценка – « 4»,
2 ошибки – оценка – «3»,
3 ошибки и более – оценка « 2»
7. Рефлексия
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали? Как вы думаете, пригодится ли вам полученные знания в жизни, в каких ситуациях?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: У вас на столе карточки красного и зеленого цвета. По окончании урока прикрепите эти карточки на доску. Те учащиеся, которым понравился урок, наклеивают карточку красного цвета. Те, кому урок не понравился, зеленого цвета.
А) Первые занятия древних людей(10) – охота и собирательство.
Б) Занятие людей, возникшее из собирательства (20) – земледелие.
В) Занятие людей, возникшее после изобретения костяного гарпуна ( 30) - рыболовство.
Г) Широко распространенный материал, используемый для изготовления гончарных изделий(40) – глина.
Д) К какому типу хозяйства относится земледелие, скотоводство и ремесло (50) производящее.
Тема 2 «Орудие труда и оружие»
А) Как называется первое орудие труда (10) – палка – копалка, дубина, рубило.
Б) Из каких материалов были сделаны первые орудия труда древнего человека ( 20) – дерево, камень.
В) Орудие труда, используемое для изготовления одежды (30) – игла.
Г) При охоте на мелких и быстробегующих животных необходимо было новое оружие. Благодаря какому изобретению людей, охота стала успешней(40) – лук и стрелы.
Д) Около 7 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые камни попадая в огонь размягчаются, и застывая, приобретают новую форму. Что это за камни? (50) – медь
Тема 3 « Человеческое общество»
А) Коллектив древнейших людей (10) – человеческое стадо.
Б) Коллектив родственников, который жил и трудился сообща и имел общее имущество (20) - родовая община.
В) Наиболее уважаемый мужчина какого – либо племени (30) – старейшина.
Г) несколько родов, живущих в одной местности (40) – племя.
Д) Кто избирался при ведении военных действий (50) – вождь.
Тема 4 « Искусство»
А) Где были найдены первые рисунки древнего человека (10) – пещера, грот.
Б) Искусство создания изображения из глины, камня, дерева или металла (20) – скульптура.
В) Что чаще всего изображали древние охотники (30) – животных или сцены охоты.
Г) В какой стране были найдены первые рисунки древнего человека (40) – Испания.
Д) Как называлась пещера, в которой были найдена пещерная живопись древнего человека (50) – Альтамира.
Тема 5 « Религия».
А) Как называлась вера в духов и богов (10) – религия.
Б) Просьба, обращенная к Богу (20) – молитва.
В) Подарок, адресованный богу (30) – жертва.
Г) Кто изображен и для чего он служил (40) – Идол, для поклонения и жертвоприношения.
Д) Почему древнейших людей появилась религия (50) – не могли объяснить явления природы.
2 этап – Аукцион « Своя игра»
Команды оценивают баллами правильный ответ, делают ставки, получают задание. За 3 минуты отвечают на него. Если ответ правильный, баллы, которыми команды оценили правильный ответ, суммируются с полученными в 1 раунде. Если ответ неправильный, баллы вычитаются.
Задание – Что было раньше и на сколько : 40 год до нашей эры и 40 год нашей эры. ( 40 год до нашей эры, на 80 лет).
4. Подведение итогов урока, определение победителей, выставление оценок.
Учитель: Достигли мы целей урока? Давайте подведем итоги. Давайте оценим работу каждой команды и свою работу на уроке по заданным в начале урока критериям.
Учащиеся обсуждают работу команды и свою. Учитель выставляет оценки, учитывая обсуждение учащихся.
5. Домашнее задание.
Выполнение в рабочей тетради Годера « История Древнего мира» ч. 1 задание № 16, 17 стр. 14 – 15
6. Контроль знаний, умений, навыков учащихся.
Учитель: А теперь каждый ученик может применить знания на практике. Выполните проверочный тест на карточке.
Учитель раздает карточки с тестом:
1. Древнейшие люди на земле появились
А)1, 5 млн. лет назад Б) более 2 млн. лет назад В) 400 тысяч лет назад
2. « Человек разумный» появился
А) 1, 5 млн. лет назад Б) 100 тысяч лет назад В) 40 тысяч лет назад
3. Древнейшее поселение земледельцев возникло
А) в Западной (Передней) Азии Б) в Африке В) в Северной Америке
4. Первый металл, который люди научились плавить, это
А) свинец Б) медь В) алюминий
5. После распада родовой общины возникает
А) человеческое стадо Б) фермерское хозяйство В) соседская община
Ключ тесту – 1- Б, 2- В, 3-А, 4-Б, 5-В
Критерии оценки –
0 ошибок – оценка « 5»,
1 ошибка – оценка – « 4»,
2 ошибки – оценка – «3»,
3 ошибки и более – оценка « 2»
7. Рефлексия
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали? Как вы думаете, пригодится ли вам полученные знания в жизни, в каких ситуациях?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: У вас на столе карточки красного и зеленого цвета. По окончании урока прикрепите эти карточки на доску. Те учащиеся, которым понравился урок, наклеивают карточку красного цвета. Те, кому урок не понравился, зеленого цвета.
Литература
1. Вигасин А. А. « История Древнего мира», М. « Просвещение», 2014 г.
2. Годер Г. И. « Рабочая тетрадь по истории Древнего мира», М. « Просвещение», 2014 г.
Презентация к уроку во вложении (ppt, 1.4MB)
2. Годер Г. И. « Рабочая тетрадь по истории Древнего мира», М. « Просвещение», 2014 г.
Презентация к уроку во вложении (ppt, 1.4MB)
Скачать вложение