Формирование образов букв у детей с умеренной умственной отсталостью, посредством опоры на личный двигательно-чувственный опыт.
Автор: Мыскова Лилия Владимировна, учитель «Школа-интернат «Вера»», г. РязаньНа протяжении многих десятилетий к детям с выраженныминарушениями интеллектуальной и эмоциональной сферы относились как к «необучаемым», даже специальные (коррекционные) школы воспринимали детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития как «неформат», в силу мифических представлений о бесперспективности их обучения. Это привело к тому, что особенности данных детей изучены недостаточно, определение их особых образовательных потребностей затруднено и, как следствие – образовательная инфраструктура оказалась не готова к включению этих детей в образовательную среду.
В региональной системе образования 30-ти летний сегрегационный опыт школы-интерната «Вера» доказал перспективность, своеобразие и специфичность процесса обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, подтвердив законодательный тезис о необходимости создания специальных условий для обеспечения качества образования обучающихся.
В качестве специальных условий, в том числе, рассматриваются специальные методы обучения, специальные учебные пособия и дидактические материалы. На первое место встаёт вопрос «КАК ОБУЧАТЬ?» этих детей.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2) определяют содержательные аспекты обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, отвечая на вопрос «ЧЕМУ ОБУЧАТЬ?». Вопрос «КАК ОБУЧАТЬ?» по-прежнему остаётся без ответа, терзая мысли и сердца учителей, у которых состоялась встреча с ребёнком, имеющим выраженные интеллектуальные нарушения.
Данная статья – попытка дать ответ педагогам-практикам на вопрос «КАК?» формировать образы букв у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Работа по формированию образов букв у детей, имеющих выраженные интеллектуальные нарушения длительна и кропотлива. В связи со своеобразием нарушенного развития этот процесс пролонгируется на 4 года обучения. Но даже при таких растянутых сроках, дети испытывают серьёзные трудности в усвоении образов букв. Одним из эффективных способов преодоления этих трудностей является построение процесса обучения с опорой на личный двигательно-чувственный опыт, поскольку ребёнку важно дать переживание речевых звуков через движение.
Если ребёнок с умеренной умственной отсталостью не находит непосредственной опоры на собственное переживание, то он становится беспомощным в процессе познания. Ему необходима направляющая и поддерживающая помощь педагога в поиске смысловой опоры, в качестве которой, для формирования образа буквы, выступает действие (движение). Важным лейтмотивом процесса обучения становится иерархичный девиз:
«Я делаю.
Я чувствую.
Я знаю.»
В процессе формирования образа буквы условно можно выделить 5 этапов.
На первом этапе ребёнку предлагается по подражанию воспроизвести действие с реальным предметом, сопровождающееся соответствующим звуком. Первоначальный образец действий, ритмически и художественно оформленный, даёт учитель.
Примеры приведены в таблице «Действие-жест-буква»
«Действие-жест-буква»
Таблица
Звук |
Предмет |
Ритмическое и художественное оформление |
Движение |
Основной жест |
[а] |
Кровать-качалка с куклой |
У кроватки я стою, Анечку качаю, Анечку качаю, Песню напеваю: «А-А-А…»
|
Ноги и руки расставлены широко, движения рук вперёд-назад, в соответствии с ритмом. Ноги расставлены широко, руки разведены в стороны, на уровне груди. Рот широко открыт. |
Ноги расставлены широко, руки разведены в стороны, на уровне груди. По возможности, рот широко открыт. |
[у] |
Поезд (экскур- сия на вокзал) |
На перроне я стою, Говорит мне поезд: «У-у-у», Удержаться не могу, Отвечаю громко: «У-у-у» |
Ноги соединены вместе, руки опущены вниз вдоль туловища. Руки подняты высоко вверх, параллельно друг другу. Руки вперёд, на уровне груди, параллельно друг другу. Губы растянуты в узкую «трубочку», выдвинуты вперёд. |
Ноги вместе. Руки вперёд, на уровне груди, параллельно друг другу. По возможности, губы растянуты в узкую «трубочку», выдвинуты вперёд. |
[о] |
Яркий однотонный платок или шарф |
Заболело ухо «о-о-о» Подарю тепло «о-о-о», Вылечу его «о-о-о». |
Ноги расставлены, пальцы рук соединяем, образуя руками форму круга на уровне груди. Повязываем платок (шарф) вокруг головы (форма «О»). Руки вверх, пальцы рук соединяем, образуя руками форму круга над головой. Губы растянуты по вертикали, как сама буква «о». |
Ноги расставлены, пальцы рук соединяем, образуя руками форму круга на уровне груди. По возможности, губы растянуты по вертикали, как сама буква «о». |
[м] |
Малиновое варенье ложка |
Из ягоды малины Я варенье ем. Рот не открываю Я, как рыба, нем. «М-м-м» Очень вкусно «м-м-м» (долгий звук). |
Ощущаем запах малины, малинового варенья. Черпаем ложкой варенье, ощущаем его вкус. Ладонь на уровне рта, параллельно губам. Губы плотно сжаты и воздушная струя выходит через носовую полость. |
Ладонь на уровне рта, параллельно губам. По возможности, губы плотно сжаты. |
[с] |
Насос, воздушный шарик. |
У меня в руках насос «с-с-с-с» Для накачки колёс «с-с-с-с». Шарик тоже накачаю «с-с-с-с» И потом с ним поиграю «с-с-с-с». |
Ноги расставлены, две руки держат ручку насоса. Движение двумя руками и корпусом вверх-вниз в соответствии с ритмом стиха. Губы растянуты в улыбке, зубы оскалены. |
Движение двумя руками и корпусом вверх-вниз. По возможности губы растянуты в улыбке, зубы оскалены.
|
[х] |
Таз с холодной водой |
Ах, вода, вода, вода. Ты текуча, холодна. Очень холодно рукам, Им тепло отдам: «Х-Х-Х» |
Игра с холодной водой, переливание из одной ладони в другую. Ладони сложены, образуя перекрест (форма «Х»). Греем ладони потоком тёплого воздуха. Рот широко открыт, язык уходит вглубь рта, воздушная струя выходит свободно и «тепло». |
Ладони сложены, образуя перекрест (форма «Х»). По возможности рот широко открыт, язык уходит вглубь рта, воздушная струя выходит свободно и «тепло». |
Действия детей фотографируются, а фотографии используются для оформления индивидуальных букварей.
На втором этапе происходит целенаправленная работа по формированию правильного артикуляционного уклада, необходимого для воспроизведения звука в процессе выполняемого действия. Работа на этом этапе носит индивидуализированный комплексный характер, поскольку речевые возможности детей с умеренной умственной отсталостью различны. Для этой работы консолидируются усилия логопеда, учителя, воспитателя, дефектолога, родителей. Если попытка вызвать звук, через организацию правильного артикуляционного уклада, у неговорящего ребёнка не приносит результатов (что говорит о его неспособности организовать моторный рисунок звука), то на помощь приходит большое действие, которое ребёнок пережил на уроке. Оно закрепляется в итоговом жесте, именно его ребёнок будет использовать в дальнейшем для обозначения соответствующих звука-буквы.
На третьем этапе проводится работа, направленная на соотнесение действия и звука. Ребёнку предъявляется фотография, на которой запечатлено действие (основной жест) и выражается просьба воспроизвести его и «озвучить». Этот приём оказывается очень действенным, поскольку к моменту предъявления фотографии в личный опыт ребёнка вошло полное переживание действия и соответствующего звука.
На четвёртом этапе ребёнку предъявляется печатная буква, которая размещается под фотографией и проводится работа по соотнесению уже имеющейся в опыте ребёнка параллели, действие (основной жест) – звук - буква. Буквы размещаются под фотографией. Так формируется страничка личного букваря обучающегося.
На пятом этапе работа направлена на закрепление образа буквы. Перечислю некоторые виды работ с буквой, которые дети выполняют на второй странице личного букваря:
- тактильное исследование объёмной буквы;
- тактильное исследование плоскостных букв, вырезанных из гофрированного картона, наждачной бумаги, бархатной бумаги;
- выделение частей букв, конструирование букв из цветных палочек, полосок, проволоки, толстых ниток;
- лепка букв из пластилина;
- выкладывание букв из горошин, семян арбуза, тыквы и т.п. на пластилиновой основе.
Именно так, в процессе долгосрочной проектной деятельности разрабатывается комплекс действий (основных жестов), являющийся двигательно-чувственной основой для запоминания образа буквы и воспроизведения соответствующего звука в период обучения грамоте детей с умеренной умственной отсталостью.
Таким образом, отвечая на вопрос КАК формировать образы букв у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью, можно выстроить иерархию задач, которые будут в совместной творческой деятельности решать педагог и ребёнок, обогащая друг друга через призму отношения к процессу и ожидающие их открытия:
- исследовать природу возникновения речевого звука;
- вырабатывать в процессе исследования совместные действия (жесты) для воспроизведения речевого звука;
- обучать/обучаться умению сопровождать звуком совершаемые действия (жесты);
-обучать/обучаться умению соотносить действие (жест)-звук-символ (букву);
- обогащать и использовать личный двигательно-чувственный опыт в процессе чтения, письма.
Список литературы:
1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб.: Изд-во «Союз», 2004.
2. Борт Ю. Эвритмия в лечебной педагогике/ Пер. с нем. Д.М. Виноградова. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011.
3. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития на разных уровнях образования (пособие) / Под ред. доктора психологических наук, профессора И.Ю. Левченко; доктора педагогических наук, профессора О.Г. Приходько. М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2016.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://fgos.ru/fgos/fgos-1599
Конспект во вложении (pdf, 221 Kb)
Скачать вложение