Использование «Логопедического твистера» на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Майнингер Наталья Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №99», г. Рязань
В настоящее время дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
ТНР — Это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
Особенности речевого развития детей с ТНР:
- Несовершенство артикуляционной моторики
- Нарушение просодической стороны речи
- Нарушение звукопроизношения
- Недоразвитие фонематических процессов
- Недоразвитие лексико-грамматического строя речи
- Нарушение формирования связной речи
Артикуляционная моторика:
- Невозможность вытянуть губы вперед
- Ассиметричность улыбки при растягивании губ
- Невозможность распластать язык
- Уклонение языка в сторону при высовывании его изо рта
- Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу
- Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней
- Невозможность свободного отведения языка в правый (левый) угол рта
- Невозможность спокойно удерживать высунутый язык изо рта (дрожание, подергивание)
- Склонность к удержанию языка во рту комком.
Просодическая сторона речи (интонационно-выразительная окраска речи):
- слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона), ослаблен речевой выдох;
- голос монотонный, мало- или немодулированный;
- иногда нозальный оттенок (при дизартрии, ринолалии);
- нарушается темп речи (замедленный, реже – ускорение);
- иногда имеет место нарушение ритма речи (скандированность – рубленая речь).
Нарушения звукопроизношения:
- Дефекты произношения свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ]
- Дефект произношения звуков [к], [к’]
- Дефект произношения звуков [г], [г’]
- Дефект произношения звуков [х], [х’]
- Дефект произношения звука [й]
- Дефект произношения звуков [л], [л’]
- Дефект произношения звуков [р], [р’]
- Замена мягких согласных парными твердыми и наоборот
- Замена глухих согласных твердыми и наоборот
Недоразвитие фонематических процессов:
- замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, [р] и [л] звуком [л’] и [йот], [с]на [ш] или [ф] и т.п.). Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками (на [т], [т’], [д], [д’]);
- несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук [ш’] вместо [ш] и т.п.);
- некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков [с] и [ш];
- наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно;
- затруднения детей при анализе звукового состава речи;
- нарушения звуко-слогового анализа и синтеза;
- нарушения звуко-слоговой структуры произносимых дошкольниками слов (ве-ло-си-пед –. ви-си-пед, си-ви-пед и т.д.).
Лексический строй речи:
- бедный активный словарь (особенно глагольный и словарь признаков). Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточки, обложка, страница);
- неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат — часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает — шьет, широкий — большой, вырезает — рвет). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают: поливает в кастрюлю суп вместо наливает; чешет нож вместо точит нож, трет веником пол вместо подметает);
- из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться;
- не знают названия оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой);
- плохо различают и форму предметов: круглый, овальный, квадратный, треугольный;
- мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы;
- редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы.
Грамматический строй речи:
- дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (маленький — помалюскин стул);
- допускают ошибки при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит — идет, вместо спрыгивает — прыгает);
- ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже (синей мятей — синим мячом. Нет синей мяти —Нет синего мяча);
- смешение родовой принадлежности существительных (де веды — два ведра);
- ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов (два рути — две руки, пять руках — пять рук).
- ошибки в употреблении предлогов: их опускание (даю тетитькой — играю с сестричкой); замена (кубик упай и тая — кубик упал со стола); недоговаривание (полезя а дево — полезла на дерево).
Связная речь:
- При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
- Рассказ-описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи будет интересна игра «Логопедический твистер» (приложение 1)
Оборудование.
Игровое поле твистера, бубен, маракас, звоночек, карточки с картинками на заданные звуки [С], [Ш], [З], [Л], [Р]; сюжетные картинки; картинки с гласными и согласные [А],[У],[О], [М], [П], [Т].
Ход игры.
1. Ориентировка в пространстве:
1) наступи на 3-й зелёный кружок, назови что изображено на картинке;
2) наступи на 2-й красный кружок, сделай один шаг вправо и назови, что изображено на картинке;
3) встань на 4-й желтый кружок, сделай два шага влево и назови, что изображено на картинке;
4) встань на 5-й синий кружок сделай два шага вправо и один назад, назови что изображено на картинке.
2. Согласование числительных: произнеси нарисованный предмет и посчитай его (пример: одна сумка, две сумки, три сумки, четыре сумки, пять сумок )
3. Развитие фонематического анализа: позвони в звоночек (маракас) или прохлопай в ладоши столько раз сколько звуков в слове бусы, оса, лиса, ананас.
4. Автоматизация звуков : пройди по всем кружкам и назови, что изображено на картинке, четко произнося звук [С], [Ш], [З], [Л], [Р].
5. Развитие связной речи по серии сюжетных картинок: пройди по кружочкам красного цвета и составь рассказ по картинкам, которые располагаются на кружках.
6. Описательный рассказ предмета: ребенок описывает изображенный предмет.
7. Учимся читать слоги: раскладываем на игровом поле карточки со звуками, на красные кружочки кладем гласные звуки, на синие –согласные и просим ребенка составить заданный слог (МА, ПА, МО, ПО,ТУ и тд).
8. Развитие фонематического слуха: перед каждой дорожкой по ребенку, педагог произносит похожие слоги по звучанию (па-ба-па, ба-ба-па, ба-па-па, ба-па-ба и тд) и попросить каждого повторить, кто правильно произнес двигается вперед, побеждает тот, кто первым пройдет свою дорожку и соответственно выполнит задание.
Выводы:
Пособие «Логопедический твистер» обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность детей. Игра «Логопедический твистер» активизирует словарь, развивает пространственные представления, внимание и память. В игре «Логопедический твистер» автоматизируются звуки, развиваются фонематические процессы, связная речь. Обучение чтению проходит в игровой форме.
Литература:
1. Баль Н.Н., Дроздова Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., «Просвещение» 1974
3. Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
4. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
5. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2015.
6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва: Мозаика-Синтез, 2015.
7. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 2012
8. Обогащение и активизация словарного запаса. Старшая группа / Автор-сост. О.И.Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
9. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2000. – 192 с.
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
Скачать вложение