Конспект индивидуального занятия по теме: «Продукты. Сыр. Колбаса. Бутерброды» с обучающимся с расстройством аутистического спектра
Автор: Степахина Людмила Александровна, учитель-логопед, ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»», г. РязаньПо предмету: «Речь и альтернативная коммуникация», 4 класс.
Специфические особенности развития обучающихся, у которых имеются аутистические расстройства в сочетании с нарушением интеллекта, значительно препятствуют и ограничивают их полноценное общение с окружающими. У наших обучающихся устная (звучащая) речь отсутствует, или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, осуществляется целенаправленная педагогическая работа по вовлечению обучающихся с РАС в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий, по активизации сохранных речевых механизмов, а также по использованию альтернативных средств коммуникации для выстраивания социального общения.
Цель: Организовать образовательную деятельность обучающегося, направленную на обобщение знаний о продуктах, на обеспечение усвоения понятия «продукты»; способствовать овладению навыками самостоятельного использования доступных альтернативных средств для выстраивания взаимодействия с окружающими и для удовлетворения собственных потребностей.
Задачи:
Обучающие:
- расширять знания о понятии «продукты» за счет включения новых (сыр, колбаса) в эту группу;
- формировать умения узнавать и различать продукты: сыр, колбаса на картинках, возможности их сочетания с другими продуктами (хлеб), соотносить их с соответствующими словами;
- способствовать овладению навыками использования вербальных (слово «да»), невербальных (указательный жест, мимику) и альтернативных (GoTalk, коммуникативный альбом, компьютер) средств коммуникации для выполнения учебных заданий, выстраивания взаимодействия с окружающими, для удовлетворения собственных потребностей;
- способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.
Коррекционные:
- способствовать формированию произвольного поведения в процессе выполнения учебных заданий, создавать условия для выполнения задания до конца;
- обеспечить условия для развития слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
- содействовать развитию умений применять полученные знания в разных учебных ситуациях с использованием компьютера, коммуникативного альбома (с привлечением незначительной помощи со стороны педагога).
Воспитательные:
- способствовать развитию потребности в общении со взрослым;
- способствовать формированию адекватных форм общения.
Тип урока: урок с целью обобщения знаний, умений и навыков.
Технология: учебно-игровая деятельность.
Словарная работа: бутерброд с сыром, бутерброд с маслом, бутерброд с колбасой (слова - карточки).
Оборудование: календарь (время года, месяцы, дни недели); опорные сигналы (карточки с описанием алгоритма урока); картинки: хлеб, колбаса, сыр, бутерброд с сыром, бутерброд с маслом, бутерброд с колбасой; рабочая тетрадь; компьютер; аппарат GoTalk; коммуникативный альбом.
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
- Работа с календарём. (Рис. 1. Обучающийся выбирает из карточек название времени года, месяца; находит в календаре число, день недели).
- Настрой на работу. Упражнение: «Вы готовы?».
Вы готовы, глаза? (Поглаживание глаз. Ответ обучающегося: «да»).
Вы готовы, уши? (Растирание ушей. Ответ обучающегося: «да»).
Вы готовы, руки? (Хлопки руками. Ответ обучающегося: «да»).
Вы готовы, ноги? (Топание ногами. Ответ обучающегося: «да»).
Ты готова, голова? (Указательные пальцы приложить к голове. Ответ обучающегося: «да»).
- Учитель-логопед сообщает тему занятия: «Продукты. Сыр. Колбаса. Бутерброды».
- Сообщение алгоритма деятельности обучающегося с помощью опорных сигналов (Рис. 2).
1. Основная часть.
- Работа в коммуникативном альбоме (Рис. 3). Упражнение: «Правильный ответ». Педагог указывает на картинку с изображением определенного продукта и задает вопрос (название предмета может не совпадать с изображением). Обучающийся дает правильный ответ («да» или «нет»), с использованием аппарата GoTalk (Рис. 4).
- Упражнение: «Выбери нужное слово». Подбор обобщенного слова (продукты) из трёх предъявленных к группе картинок.
- Работа в коммуникативном альбоме: составление фраз (я хочу… ; я не хочу…).
- Упражнение: «Сенсорные дорожки (для стоп)».
- Упражнение: «Составь слово из букв» (Рис. 5. Составление слов из букв, ориентируясь на слова - образцы).
- Упражнение: «Найди предметы в пространстве» (Рис. 6. Пространственная ориентировка на ограниченной площади).
- Упражнение для развития межполушарных связей: «Рисуем руками» (Рис. 7).
- Работа в тетради. Написание слов, предложения (Рис. 8).
- Динамическая минутка (выполнение растяжки на массажном коврике).
Вверх правая рука,
Вниз левая рука.
Потянули их слегка.
Поменяем наши руки!
Вверх левая рука,
Вниз правая рука.
Потянули их слегка.
Нам сегодня не до скуки.
Вверх – хлопок и вниз – хлопок,
Точно знаем – будет прок.
2. Закрепление материала.
- Печатание на компьютере (Рис. 9). Упражнение: «Напечатай, что ты хочешь?» (я хочу бутерброд с сыром).
- Упражнение: «Убери лишнюю картинку (масло, колбаса, кастрюля)» (работа в коммуникативном альбоме).
- Гимнастика для глаз. Ориентировка по цветным линиям (Рис. 10).
3. Итог урока.
Оценка выполнения заданий. (Обучающийся, при направляющей помощи педагога, выкладывает схемы – карточки алгоритма урока в обратном порядке, т.о. возвращаясь к началу урока, к изучаемой теме).
Литература
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (АООП НОО, вариант 8.4).
2. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2001.
3. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002.
4. Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой – М.: РУДН, 2007.
5. Специальные индивидуальные программы развития обучающихся 4 класса ОГБОУ «Школа- интернат «Вера»» [официальный сайт]. Режим доступа: URL: https://shkola-vera.edusite.ru/ (дата обращения 15.03.2022).
Полный вариант статьи с приложением к уроку во вложении (pdf, 858Kb)
Скачать вложение