Народные промыслы: в гостях у Шиловской лозы
Автор: Андронова Валентина Степановна, воспитатель ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»», г. РязаньКонспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями среднего школьного возраста (5-9 классы).
Приобщение ребёнка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нём, включаться в социальные отношения.
Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2), в коррекционном образовательном учреждении предусматривается наличие программы нравственного воспитания, которая должна обеспечивать:
- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, умения ориентироваться в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
- формирование представлений о себе как отдельной личности.
- формирование представления о семейных ценностях.
- формирование представлений о себе, как гражданине своей страны.
- формирование представлений о социальной среде.
- формирование представлений об эстетических ценностях (красота, музыка, искусство, заповедная природа).
- формирование представлений о нормах и правилах поведения.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями, испытывают трудности в осознании социальных явлений. Ребенок с интеллектуальными нарушениями не обладает достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Он не может сравнить своё поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям. Всё это нередко приводит к нарушению норм поведения. В процессе обучения в связи с развитием мышления, речи, интересов и познавательных способностей умственно отсталый ребёнок и нравственно развивается. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем более правильно ориентируется в жизни, понимает её связи и отношения.
«Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями» (А.М.Мехнецов, президент Российского фольклорного союза).
С древних времен русские люди воспитывались на ценностях, которые формировали такое качество, как духовность. Этому качеству характерно не внешнее подражание нравственным идеалам, а глубокое внутреннее одухотворение. «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл).
К. Ушинский говорил: «Нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной». Поэтому в основе образования и воспитания должно лежать национальное начало.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Ориентация в национальных ценностях ,традициях и следование им на доступном уровне является важным направлением нравственного воспитания обучающихся.
Необходимо знакомить детей с традициями своего народа, его историей, воспитывать в русле сохранения духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
Народные промыслы – это история страны, города, семьи. Нельзя забывать истории народных промыслов и труд народных мастеров. Рязанская область - территория, обладающая разнообразным и богатым культурным наследием. На Рязанской земле, были развиты народные художественные промыслы, часть из которых сохранилась и до наших дней.
Знакомясь с народными промыслами, дети учатся ценить труд человека, видеть и понимать красоту им сотворённую, своеобразие изделий, присущее только данному народу, познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
Ребенку с нарушениями развития очень трудно увидеть,услышать, почувствовать все многообразие окружающего мира. Дети с интеллектуальными нарушениями – это особые дети,в работе с которыми искусство используется не только ,как средство эстетического развития,оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Искусство имеет широкие возможности для успешной социализации и адаптации ребенка с интеллектуальными нарушениями в социум.
Обозначенной проблеме коррекционной педагогики посвящены работы Князевой О.Л., М.Д. Маханевой. Авторы полагают, что русская народная культура является богатейшим материалом для знакомства ребенка интеллектуальными нарушениями, с миром искусства и традициями русского народа. Она способствует развитию речи, восприятия, мышления, воображения в процессе художественно-эстетического воспитания, а также умения видеть красоту и гармонию, формирует эстетическое восприятие.
Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в условиях школы-интерната заключается в том,что коррекционно-развивающие занятия выстраиваются с учетом требований коррекционной педагогики:
- подача учебного материала малыми объемами;
- максимальная развернутость и расчлененность сложных понятий;
- постоянное повторение пройденного материала;
- опора на чувственный и практический опыт обучающихся;
- дифференцированное руководство действиями обучающихся
Специфика работы по программе «Как прекрасен этот мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в группе, но и за пределами группы, проводятся экскурсии в парки, музеи, театры.библиотеки, где дети наблюдают за деятельностью окружающих людей, учатся вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Решая эти задачи, я использую разнообразные формы и методы: беседы, игры-занятия, рассказы взрослых, дидактические игры, чтение книг , рассматривание фотографий и иллюстраций, выставки народно-прикладного искусства. Совместно с коллегами проводим праздники , знакомим детей с праздниками «Рождество», «Масленица», в культурно-досуговых мероприятиях принимают родители наших воспитанников.
Данное занятие относится к разделу «Как прекрасен этот мир» коррекционно-воспитательной программы по нравственному воспитанию, разработанной и реализуемой педагогами ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»». Программа предназначена для воспитанников младшего, среднего, старшего школьного возраста и рассчитана на весь период пребывания обучающихся в школе-интернате. Занятия по программе проводятся воспитателем во второй половине дня, 2 раза в неделю.
Цель: формирование представлений о Шиловском промысле «Лозоплетение».
Задачи:
Образовательные: :
- уточнить и закрепить знания о деревьях (ива);
- совершенствовать знания о Рязанских народных промыслах (Скопинская керамика, Михайловское кружево, Кадомский вениз, Пощуповская игрушка, Касимовская роспись через игровой прием (посещение выставки народного творчества)
- дать краткое представление об истории возникновения Шиловского лозоплетения (через презентацию).
- продолжать учить элементам лозоплетения из бумажной лозы;
Коррекционные: корректировать общую и мелкую моторику, внимание, речь, тактильное восприятие, эмоционально-волевую сферу;
Воспитательные:
- прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев родного края;
- воспитывать бережное отношение к материалам плетения;
- развивать интерес к изучению народных промыслов;
Обогащение словаря: лоза, лозоплетение.
Оборудование: компьютер, презентация, готовые изделия из лозы, керамики, деревянные расписные изделия, картинки, клей, бумажная лоза.
Предварительная работа: - рассматривание альбома с иллюстрациями русских народных промыслов; - оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России». - создание развивающей среды.
Продолжительность: 40 минут.
Полный вариант статьи с презентацией к занятию во вложении (zip, 5Mb)
Скачать вложение