РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Народные промыслы: в гостях у Шиловской лозы

Автор: Андронова Валентина Степановна, воспитатель ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»», г. Рязань

Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями  среднего школьного возраста (5-9 классы).

Приобщение ребёнка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нём, включаться в социальные отношения.

Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2), в коррекционном образовательном учреждении предусматривается наличие программы нравственного воспитания, которая должна обеспечивать:

- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, умения ориентироваться в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

- формирование представлений о себе как отдельной личности.

- формирование представления о семейных ценностях.

- формирование представлений о себе, как гражданине своей страны.

- формирование представлений о социальной среде.

- формирование представлений об эстетических ценностях (красота, музыка, искусство, заповедная природа).

- формирование представлений о нормах и правилах поведения.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями, испытывают трудности в осознании социальных явлений. Ребенок с интеллектуальными нарушениями не обладает достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения.    Он не может сравнить своё поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям. Всё это нередко приводит к нарушению норм поведения. В процессе обучения в связи с развитием мышления, речи, интересов и познавательных способностей умственно отсталый ребёнок и нравственно развивается. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем более правильно ориентируется в жизни, понимает её связи и отношения.

«Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями» (А.М.Мехнецов, президент Российского фольклорного союза).  

С древних времен русские люди воспитывались на ценностях, которые     формировали такое качество, как духовность. Этому качеству характерно не внешнее   подражание нравственным идеалам, а глубокое внутреннее одухотворение. «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл).     

К. Ушинский говорил: «Нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной». Поэтому в основе образования и воспитания должно лежать национальное начало.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из   приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Ориентация в национальных ценностях ,традициях и следование им на доступном уровне является важным направлением нравственного воспитания обучающихся.

Необходимо знакомить детей с традициями своего народа, его историей, воспитывать в русле сохранения духовной, культурной и социальной преемственности поколений.

Народные промыслы – это история страны, города, семьи. Нельзя забывать истории народных промыслов и труд народных мастеров. Рязанская область - территория, обладающая разнообразным и богатым культурным наследием. На Рязанской земле, были развиты народные художественные промыслы, часть из которых сохранилась и до наших дней.

Знакомясь с народными промыслами, дети учатся ценить труд человека, видеть и понимать красоту им сотворённую, своеобразие изделий, присущее только данному народу, познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.

Ребенку с нарушениями развития очень трудно увидеть,услышать, почувствовать все многообразие окружающего мира. Дети с интеллектуальными нарушениями – это особые дети,в работе с которыми искусство используется не только ,как средство эстетического развития,оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Искусство имеет широкие возможности для успешной социализации и адаптации ребенка с интеллектуальными нарушениями в социум.

Обозначенной проблеме коррекционной педагогики посвящены работы Князевой О.Л., М.Д. Маханевой. Авторы полагают, что русская народная культура является богатейшим мате­риалом для знакомства ребенка интеллектуальными нарушениями, с миром искусства и тради­циями русского народа. Она способствует развитию речи, восприятия, мышления, воображения в процессе художественно-эстетического воспитания, а также умения видеть кра­соту и гармонию, формирует эстетическое восприятие.

Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в условиях школы-интерната заключается в том,что коррекционно-развивающие занятия выстраиваются с учетом требований коррекционной педагогики:

- подача учебного материала малыми объемами;

- максимальная развернутость и расчлененность сложных понятий;

- постоянное повторение пройденного материала;

- опора на чувственный и практический опыт обучающихся;

- дифференцированное руководство действиями обучающихся

Специфика работы по программе «Как прекрасен этот мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в группе, но и за пределами группы, проводятся экскурсии в парки, музеи, театры, библиотеки, где дети наблюдают за деятельностью окружающих людей, учатся вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Решая эти задачи, я использую разнообразные формы и методы: беседы, игры-занятия, рассказы взрослых, дидактические игры, чтение книг , рассматривание фотографий и иллюстраций, выставки народно-прикладного искусства. Совместно с коллегами проводим праздники , знакомим детей с праздниками «Рождество», «Масленица», в культурно-досуговых мероприятиях принимают родители наших воспитанников.

Данное занятие относится к разделу «Как прекрасен этот мир» коррекционно-воспитательной программы по нравственному воспитанию, разработанной и реализуемой педагогами ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»». Программа предназначена для воспитанников младшего, среднего, старшего школьного возраста и рассчитана на весь период пребывания обучающихся в школе-интернате. Занятия по программе проводятся воспитателем во второй половине дня, 2 раза в неделю.

Цель: формирование представлений о Шиловском промысле «Лозоплетение».

Задачи:

Обучающие:
- уточнить и закрепить знания о деревьях (ива);

- совершенствовать знания о Рязанских народных промыслах (Скопинская керамика, Михайловское кружево, Кадомский вениз, Пощуповская игрушка, Касимовская роспись через игровой прием (посещение выставки народного творчества);

- дать краткое представление об истории возникновения Шиловского лозоплетения (через презентацию);

- продолжать учить элементам лозоплетения из бумажной лозы;

Коррекционные: корректировать общую и мелкую моторику, внимание, речь, тактильное восприятие, эмоционально-волевую сферу.

Воспитательные:

- прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев родного края;   

- воспитывать бережное отношение к материалам плетения;

Развивающие:

- развивать интерес к изучению народных промыслов;

Обогащение словаря: лоза, лозоплетение.

Оборудование: компьютер, презентация, готовые изделия из лозы, керамики, деревянные расписные изделия, картинки, клей, бумажная лоза.

Предварительная работа: - рассматривание альбома с иллюстрациями русских народных промыслов; - оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России». - создание развивающей среды.

Продолжительность: 40 минут.

Полный вариант статьи с презентацией к занятию во вложении (zip, 5Mb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru