РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Новый год с Русалочкой

Автор: Ефимочкина Наталья Дмитриевна, учитель-логопед, ОГБОУ "Школа № 10", г.Рязань

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [р] - [л] для учащегося начальных классов

Лексическая тема: Морская флора и фауна.
Цели:
Коррекционно-образовательная:
организация познавательно-речевой деятельности, направленной на усвоение умения различать звуки [р] - [л] в словах, словосочетаниях и предложениях;
Коррекционно-развивающая:
способствовать развитию слухоречевой памяти при воспроизведении речевого материала с дифференцируемыми звуками;
Коррекционно-воспитательная:
создать условия для формирования осмысленного отношения к правильному произнесению звуков [р], [л] в словах и фразах.
Задачи:
1. Развивать навыки слогового синтеза, фонематического анализа.
2. Совершенствовать фонематические представления.
3. Развивать артикуляционную моторику.
4. Дифференцировать звуки [р] - [л] в словосочетаниях, предложениях.
5. Создать условия для развития общей, мелкой моторики,
6. Обогащать и активизировать словарный запас ребёнка по лексической теме «Морская флора и фауна»,
7. Закреплять навык употребления имён существительных в родительном и винительном падеже без предлога.
8. Организовать рефлексивные действия.

Формируемые УУД:
1. Регулятивные: определение и понимание учебной задачи, развитие самоконтроля, оценивание результатов выполненного задания.
2. Познавательные: анализ предъявленного материала.
3. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы педагога.
4. Личностные: мотивация на усвоение новых знаний, познавательный интерес к учебному материалу.

Материально-техническое обеспечение:
1. карточки со слогами (ру, са, лоч, ка);
2. зеркало;
3. предметные карточки (с изображением коралла, краба, омара, лангуста, рыбы, морского конька, морского ежа, акулы, кашалота, планктона, водорослей (морская капуста), красного, розового, оранжевого, голубого, жёлтого, шаров, ракушки, морской звезды);
4. предметные картинки (с «подарками», содержащими звуки [р], [л]);
5. стол для «гостей»;
6. раскраска с Русалочкой.

Деятельность ребёнка: выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, ответы на вопросы педагога, составление словосочетаний, составление предложений с согласованием имён существительных в родительном и винительном падеже без предлога, работа с карточками.

Планируемые результаты: использование и различение ребёнком в собственной речи звуков [р], [л].

I. Организационный момент
Слоговой синтез слова:
- Здравствуй, какое у тебя настроение? Сегодня мы отправимся в гости! А кто нас приглашает, ты узнаешь, когда соберёшь слово из этих карточек. Какое слово у тебя получилось? Ты правильно его собрала? («Русалочка»)

II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика:
- Нас пригласила Русалочка на свой подводный Новый год. Чтобы туда попасть, придётся отправиться на подводной лодке. Ты готова?
- Открываем люк (упражнение «Окошко»).
- Чистим палубу (упражнения «Чистим зубки»,«Маляр»).
- Сдуваем везде пыль (упражнение«Фокус»).
- Задраиваем люки (упражнение «Грибочек»).
- Заводим мотор (изолированное произнесение звука [р], привлечение внимания к артикуляции).
- Гудит пароход (изолированное произнесение звука [р], привлечение внимания к артикуляции).
- Посмотри в зеркало и расскажи, что делает язык, когда ты заводишь мотор? (Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, язык напоминает ложечку). Что делает горло? (горло дрожит, есть голос). А когда гудишь как пароход? (Кончик языка упирается в верхние зубы, боковые края языка опущены, язык напоминает седло, воздух проходит по бокам языка). А что делает горло? (горло дрожит, есть голос). А чем отличаются эти звуки? (ребёнок попеременно воспроизводит звуки [р] и [л] и сравнивает их).
- Трудно было быстро произносить эти звуки? Как ты думаешь, чем мы сегодня займёмся на занятии? Верно, мы будем учиться различать и красиво говорить эти звуки.

2. Дифференциация звуков в чистоговорках:

- Мотор ревёт, мы плывём в подводный мир. Давай петь песенки в дороге:
ра-Ла-ра – весёлая игра
ла-Ра-ла – лодочка плыла
ру-Лу-ру – ракушек наберу
ло-Ро-ло – в лодке новое весло
ры-Лы-ры – повесим мы шары
лы-Ры-лы – все мы веселы
ир-иЛ-ир – мы закатим пир
ула-уРа-ула – плавает акула

- У тебя получилось спеть песенки правильно? Ты не запуталась? Молодец!

3. Пальчиковая гимнастика (стихотворения проговаривает педагог):
«Волны» - согнуть руки в локтях, переплести пальцы, соединяя руки. Плавно перекатываем сцепленными руками, совершаяволнообразные покачивания, приподнимая то один, то другой локоть.
Светит полная луна
– За волной бежит волна,
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море
«Чайки» - перекрестить руки на уровне запястий и прижать друг к другу. Ладони расслабить и опустить, затем несколько раз взмахнуть ладонями, как крыльями.
Летите чайки, летите,
Рыбки себе вы найдите.
«Рыбки» - сложить ладони вместе перед собой на уровне груди. Совершать плавные волнообразные движения влево и вправо.
Рыбки пляшут в синем море
– Хорошо им на просторе.
«Брызги» - сжать кисти рук в кулаки и резко распрямить, встряхивая.
Брызги над водой летят,
Всех развеселить хотят.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях:
- Вот мы и добрались. Без чего не обойтись, когда празднуешь Новый год? Конечно, без праздничного дерева. Ёлки! Только под водой свои традиции, ёлок здесь нет, а есть кораллы. Их мы и будем наряжать. Что у нас есть? Называй и прикрепляй (мишура из морской капусты, шар красного цвета, розовая ракушка и т. д.).

5. Дифференциация звуков в предложениях:
- Какой же праздник без гостей? Расскажи, кого позвала Русалочка (Русалочка позвала краба, Русалочка позвала рыбу и т. д.).

6. Развитие фонематического анализа:

- Всё уже готово, осталось только правильно рассадить всех за стол. Если в имени гостя есть звук [р] - посадим его слева, если есть звук [л] – посадим его справа (рак, краб, рыба, морской конёк, морской ёж, акула, кашалот, планктон, лангуст, омар).
- Кого ты посадила справа? (Я посадила морского конька). Проверь, правильно ли ты рассадила гостей? Молодец!

7. Дифференциация звуков в предложениях:
- Гости в сборе, можно начинать! Давай обмениваться подарками. Расскажи, что подарили гости? (Рак вручил пирамидку и т. д.). Ты правильно произнесла звуки занятия?
8. Совершенствование фонематических представлений:
- Все развеселились и хотят послушать стихотворение. Гости аплодируют Русалочке, которая читает стихотворение. Хлопай, когда слышишь слово со звуком [р], топай, когда слышишь слово со звуком [л].

Ёлочка-ёлочка,
Свечи, мишура,
Как здорово и весело,
Играет детвора!
Какой чудесный
Праздник,
На славный Новый год,
Хозяюшка
С гостями
Танцует и поёт!

- Повтори слова со звуком [р], которые ты запомнила. А теперь со звуком [л]. Молодец!

III. Подведение итогов, рефлексия
- Как здорово встречать Новый год вместе с Русалочкой! Но пришло время прощаться. Садимся в подводную лодку и возвращаемся домой.
- Понравилось тебе на празднике у Русалочки? Что больше всего понравилось? У тебя получалось произносить звуки [р], [л]? А чтобы ты не забыла это путешествие и не путала наши звуки, Русалочка оставила тебе подарок - раскраску.

Литература
1. Анищенкова, Елена Степановна.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. - Москва: АСТ; Владимир: Астрель; 2009. - 61, [2] с.: ил.
2. Сахарова И. И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32 с. (Конфетка).

Вложений нет


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru