Профессия: парикмахер
Автор: Степахина Людмила Александровна, учитель-логопед ОГБОУ «Школа-интернат «Вера», г. РязаньКонспект индивидуального занятия по предмету: «Логопедические занятия, формирование коммуникативных умений», 6 класс.
Цель: Организовать образовательную деятельность обучающегося, направленную на закрепление знаний о профессии парикмахер, разнообразии действий, которые он выполняет; обеспечение условий для использования доступных альтернативных средств при узнавании и различении напечатанных слов – действий и их соотнесения с соответствующими картинками; развитие стремления к взаимодействию с окружающим социальным миром.
Задачи:
Обучающие:
· способствовать обобщению знаний о профессии парикмахер, формированию умений узнавать и различать человека данной профессии среди людей других профессий, узнавать и различать действия, характерные для этой профессии и соотносить их с соответствующими словами.
· создавать условия для использования невербальных (указательный жест, мимику) и альтернативных (GoTalk, коммуникативный альбом) средств коммуникации.
· создавать условия для развития познавательного интереса к окружающему социальному миру.
Коррекционные:
· способствовать формированию произвольного поведения, создавать условия для выработки устойчивого желания выполнять задания до конца.
· способствовать формированию сенсомоторного контроля, развитию тактильно-двигательного восприятия, зрительной памяти.
· способствовать развитию социальной активности обучающегося (в соответствии с его индивидуальными возможностями).
Воспитательные:
· способствовать развитию самостоятельности при выполнении доступных для обучающегося заданий.
· способствовать формированию адекватных форм поведения в общественных местах.
Тип урока: урок с целью обобщения знаний, умений и навыков.
Технология: учебно-игровая деятельность.
Понятийный аппарат: ноутбук, GoTalk, указательный жест, парикмахер, стрижёт, моет, сушит, расчёсывает, прическа.
Оборудование: ножницы, расчёска, фен; опорные сигналы; слова – карточки: стрижёт, моет, сушит, расчёсывает, это, парикмахер; календарь; дидактическое пособие «гимнастика мозга»; компьютерная презентация; разрезная картинка; аппарат GoTalk, дидактическая игра «подбери прическу».
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока
1. Организационный момент.
· Приветствие обучающегося с логопедом с помощью коммуникативного альбома.
· Сообщение алгоритма деятельности обучающегося с помощью опорных сигналов.
· Массаж рук (с использованием мячей су-джок, круговые движения рук).
· Артикуляционная гимнастика.
· Работа над развитием дыхания: «песенка гласных звуков» Предполагаемые действия обучающегося: выполняет вдох и на выдохе совместно с логопедом артикулирует звуки у-у-о-о-а-а-и-и.
· Мимическое упражнение «Улыбнулись - рассердились».
· Работа с календарём. (Предполагаемые действия обучающегося: раскладывает в последовательности слова - карточки с названием времени года, месяцев весны).
· Учитель-логопед предъявляет предметы: ножницы, расчёску, фен и сообщает о теме урока (показ слайда № 1).
2. Основная часть.
Актуализация знаний обучающегося.
· Упражнение: «Найди парикмахера» (Предполагаемые действия обучающегося: среди предметных картинок (врач, повар, парикмахер) находит нужную. Затем картинка сравнивается с изображением на слайде № 2. С помощью аппарата GoTalk озвучивается ответ: парикмахер.
· Компьютерная презентация (слайд № 3): «Вова в парикмахерской». (Предполагаемые действия обучающегося: опираясь на свой опыт, показывает на своё изображение и на вывеску парикмахерской).
· Беседа: «Какие бывают парикмахеры». ( Давай поговорим о профессии парикмахер. В парикмахерской работают разные мастера. Одни стригут мужчин, и они называются мужскими парикмахерами. Другие стригут женщин, это – женские парикмахеры. А детей подстригают детские парикмахеры. Беседа сопровождается показом слайда № 4).
· Упражнение: «Собери картинку». (Предполагаемые действия обучающегося: обучающийся собирает разрезную картинку с изображением парикмахера, инструментов, необходимых для данной профессии). Образец картинки на слайде № 5.
· Упражнение для развития межполушарных связей.
«Побежали по дорожке». (Предполагаемые действия обучающегося: выполнение движений указательными пальцами обеих рук одновременно. Работа по пособию «гимнастика мозга»).
· Упражнение «Что делает парикмахер?» (Предполагаемые действия обучающегося: рассматривает действия парикмахера на фото. Логопед комментирует каждое действие парикмахера, обращает внимание на карточку - слово). Слайды 6-9.
· Пальчиковое упражнение: «Колечки». Предполагаемые действия обучающегося: поочередно перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
· Упражнение: «Составь предложение». (Предполагаемые действия обучающегося: составляет предложение из двух слов – карточек: «это», «парикмахер» по образцу со слайда № 10)
Физминутка.
Мастер в парикмахерской
Стрижки выполняет.
Как работать ножницами
Хорошо он знает.
Девочкам и мамам сделает прическу,
Ловко поработает феном и расчёской.
· Работа с аппаратом GoTalk. Упражнение: «Что делает парикмахер?» (Предполагаемые действия обучающегося: закрепление умений соотносить картинки и слова – карточки с использованием возможностей аппарата).
· Гимнастика для глаз. Предполагаемые действия обучающегося: голова фиксирована; движения глаз направо, налево, вверх, вниз. Прослеживание глазами за движениями игрушки, расположенной на расстоянии вытянутой руки.
· Упражнение «Подбери прическу для модели и для мамы». (Предполагаемые действия обучающегося: работа с раздаточным материалом. Из перечня причесок выбирает прическу для модели, а затем и для мамы).
Итог урока.
Оценка выполнения заданий. (Педагог выкладывает схемы – карточки алгоритма урока в обратном порядке, т.о. возвращаясь к началу урока, к изучаемой теме).
Учитель-логопед совместно с обучающимся оценивает учебную деятельность по опорным сигналам. Предполагаемые действия обучающегося: используя указательный жест, указывает на опорные сигналы.
Что рассматривал? Что слушал? Как думал? Как оценивает свою работу?
Предполагаемый ответ обучающегося: используя указательный жест, показывает на карточки, поднимает большой палец для оценки работы.
Литература:
1. Закрепина А.В. Развитие речи и обучение альтернативной коммуникации: основные компоненты рабочей программы (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /А.В. Закрепина, Е.А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. - № 2. – С. 33-42.
2. Никольская О. С., Розенблюм С.А. Дети с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие для учителя общеобразовательной школы. Серия: Работаем по ФГОС ОВЗ. М.: Просвещение, 2018
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - М.: Просвещение, 2017. - 364 с.
4. Стребелева, Е.А. Выбор варианта адаптированной основной общеобразовательной программы обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Стребелева, А.В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - № 4. – С. 3 - 8.
5. Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. No 1. С. 27—37. doi:10.17759/autdd.2016140103
6. https://yandex.ru/images/search?text=профессия%20парикмахер%20картинки%20для%20детей&sty....
Полный вариант статьи с приложениями и презентацией к занятию во вложении (zip, 4Mb)
Скачать вложение