Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ
Автор: Зиновьева Людмила Викторовна, учитель биологии и химии, ОГБОУ "ЦОДТ", г.РязаньИз опыта работы педагога Центра образования Дистанционные технологии
Дистанционное обучение предусматривает личностный подход и использование электронно-образовательных ресурсов (ЭОР), что повышает доступность образования детей с особыми образовательными нуждами и способствует развитию логического и алгоритмического мышления учащихся, предполагает пошаговое движение школьника по индивидуальной образовательной траектории, самостоятельную познавательную деятельность (работу с различными источниками информации, учебными материалами), формирует умением самостоятельно пополнять знания по предмету. Интерактивная связь между учителем и учеником позволяет повысить коммуникативную компетентность обучающихся и обеспечивает максимальный самоконтроль при оперативной связи с учителем. Спецификой занятий является опора на аудиовизуальные средства, гибкость при выборе методики проведения урока с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
В курсе биологии широко используются технологии учебной среды в различных образовательных ситуациях с целью реализации личностно-ориентированного дифференцированного подхода в обучении детей:
• разноуровневые по сложности и различные типы заданий по вариативности их выполнения для детей, имеющих различные нарушения;
• с целью активизации познавательной деятельности используются видео- и аудиоматериалы, задания, творческие работы на развитие образного мышления, пространственного воображения, памяти, логики, художественной речи;
• в условиях дистанционного обучения не предусмотрены практические работы, но можно на занятиях использовать видеоопыты.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского метода обучения.
Особенности развития познавательной и учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
1. Обучающиеся с ЗПР это дети, первично имеющие недостатки в психологическом развитии (которые могут повлечь проявление вторичных нарушений: речи, эмоционально-волевой сферы и т. п.), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
2. замедленный темп познавательной деятельности;
3. нарушения речи;
В курсе биологии широко используются технологии учебной среды в различных образовательных ситуациях с целью реализации личностно-ориентированного дифференцированного подхода в обучении детей:
• разноуровневые по сложности и различные типы заданий по вариативности их выполнения для детей, имеющих различные нарушения;
• с целью активизации познавательной деятельности используются видео- и аудиоматериалы, задания, творческие работы на развитие образного мышления, пространственного воображения, памяти, логики, художественной речи;
• в условиях дистанционного обучения не предусмотрены практические работы, но можно на занятиях использовать видеоопыты.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского метода обучения.
Особенности развития познавательной и учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
1. Обучающиеся с ЗПР это дети, первично имеющие недостатки в психологическом развитии (которые могут повлечь проявление вторичных нарушений: речи, эмоционально-волевой сферы и т. п.), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
2. замедленный темп познавательной деятельности;
4. низкий уровень произвольной саморегуляции.
Обязательно для таких детей должны быть сопутствующие рекомендации для педагога. Которые можно получить у представителей ПМПК. Особенно это будет актуально и интересно для начинающих или молодых педагогов, которые решили связать свою жизнь с профессией. Работать с детьми с ОВЗ очень непросто, но таких детей в наше время, к сожалению, не мало и они тоже должны учиться и получать образование на ровне со всеми.
Коррекционно-развивающая работа, направленная на реализацию особых образовательных потребностей, учащихся с ЗПР:
1) строить обучение с учётом индивидуальных особенностей учащихся с ЗПР и специфики усвоения ими знаний, умений и навыков, которое предполагает:
2) "пошаговое» предъявление материала, от частного к общему;
3) дозированная помощь взрослого;
4) разработку хорошо структурированного материала, содержащего опоры с детализацией в форме алгоритмов, образцов выполнения заданий для конкретизации действий при самостоятельной̆ работе;
5) тщательный отбор и комбинирование методов и приёмов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения в ней доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов;
6) постоянно стимулировать познавательную активность, побуждать интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру (задания проблемно-поискового характера, создание ситуации успеха, викторины и конкурсы и т. п.);
7) использовать специальные приёмы и упражнения (в соответствии с рекомендациями педагога-психолога) по формированию произвольности регуляции деятельности и поведения, стабилизации его эмоционального фона;
8) стимулировать коммуникативную активность и закреплять речевые навыки (в том числе, по письму и чтению), выработанные на занятиях с учителем-логопедом (дефектологом) в соответствии с его рекомендациями;
9) использовать специальные упражнения для развития ориентировки в пространстве,мелкой моторики: кинезиологические, логоритмические, специальной направленности физминутки и паузы и др.;
10) создавать атмосферу доброжелательности на уроке с целью предупреждения негативного отношения, обучающегося к ситуации школьного обучения в целом, формирования учебной мотивации.
Дети с ОВЗ требуют к себе повышенного внимания и проявления заботы, которыми педагог, с учетом рекомендаций, может их окружить.
Литература
1) Коррекция познавательных процессов у детей с ОВЗ. Ирина Шапуленкова http://www.maam.ru/detskijsad/korekcija-poznavatelnyh-procesov-u-detei-s-ovz.html (25.09.2017)
2) Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Кирсанова Валентина Леонидовна https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/11/15/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-sfery-u (25.09.2017)
3) Формирование познавательной деятельности детей с ОВЗ. Кривецкая Ксения Николаевна http://logoped18.ru/logopedist/razvitiye-poznavatelnoy-deyatelnosti-detey-s-ovz.php (25.09.2017)
Скачать вложение