РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Типы климатов России

Автор: Луковкина Инна Ивановна, учитель географии ОГБОУ «Школа №10» г. Рязани

Методическая разработка урока географии в 9 классе

Урок составлен на основе Примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень). Учебная программа скорректирована для учащихся с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи). Основное образование они получают за 10 лет, так как испытывают трудности в усвоении учебного материала. В 9 классе учащиеся изучают географию за курс 8 класса по учебнику И. И. Баринова «География России. Природа. 8 класс», М. «Дрофа».
Цель урока:
- обучающая: познакомить с основными типами климатов России; закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»;
- развивающая: способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей); развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательная: воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.
Задачи:
- организовать действия учащихся по усвоению новых знаний о климатических поясах и типах климата на территории России;
- организовать работу в группах, направленную на изучение типов климатов;
- создать условия для развития индивидуальных личностных качеств обучающихся: речь, внимание, память.
- организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей.
Предметные результаты: правильно использовать в речи географические термины; знать основные понятия по теме; уметь характеризовать типы климатов по атласу, читать карту атласа – страница 14-15.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
умение выделять и формулировать познавательную цель (П); работать с текстом учебника п.10; умение работать с картой атласа страница 14 – 15; Коммуникативные:
умение управлять своим поведением (К); умение выслушать товарища; умение владеть основными приёмами устной речи.
Регулятивные: умение ставить проблему (Р). Личностные УУД: проявление интереса к новым знаниям, воспитание чувства ответственности, коммуникабельность (Л). Планируемые результаты: способность называть и показывать на карте – типы климатов, правильное использование в речи географических терминов, умение работать в паре. Виды деятельности: беседа, работа с картой «Климатическая карта России», заполнение таблицы. Основные понятия: умеренно - континентальный, резко – континентальный, муссонный климат.
Оборудование: ИКТ; «Образовательная коллекция» География России. Природа России 8 класс. Мультмедиа – курс разработан в соответствии с учебником географии для 8 класса под редакцией И. И.Баринова 2012 г.; атлас «География России. Природа. 8 класс» издательство «Дрофа» ДИК 2014 г. (физическая карта, климатическая карта России), учебник И.И.Баринова «География России. Природа. 8 класс» издательство «Дрофа» 2014 г.
Раздаточный материал: таблица «Типы климатов», тест.
Тип урока: комбинированный, урок-практикум.
Ход и содержание урока
I. Организационный момент
Психологический настрой
Учитель:
- Вот звенит для нас звонок, начинается урок. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Проверьте готовность к уроку.
- Сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Климат России». (1, 2 слайды)
- Следите за речью, произносите и пишите слова правильно. Вспомните экскурсию на метеорологическую станцию. (3слайд) Желаю успехов.
II. Актуализация знаний
А) Устные вопросы (личностные, познавательные, коммуникативные)
1. Что такое климат?
2. Назовите климатообразующие факторы (географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, рельеф).
3. Назовите основные элементы климата (температура, количество осадков и распределение по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, воздушные массы).
4. Как распределяются осадки? (неравномерно, уменьшается с запада на восток, на Дальнем Востоке снова увеличивается).
5. Назовите сухие и влажные районы (сухие – Прикаспийская низменность, Центральная Якутия, влажные – западные склоны Большого Кавказа, юго-восток Камчатки).
6. Что такое коэффициент увлажнения?
Б) Географический диктант (личностные, познавательные) (4,5 слайды)
1. Господствующие ветры ………….. умеренных широт (западные).
2. Полюс холода Северного полушария ……………. (Оймякон).
3. Самая высокая температура …….(+43ºС, Астрахань, Волгоград).
4. Самая теплая зима ……… (в Сочи).
5. Самое холодное лето ………… (на островах Новая Земля).
6. Отношение годового количества осадков к испаряемости …….. (коэффициент увлажнения).
7. Наибольшее количество осадков выпадает …… (на Кавказе).
В) Взаимопроверка и оценка (6 слайд)
7- «5» 5-6 – «4»3-4 – «3»
III.Изучение нового учебного материала Мотивация учебной деятельности
Учитель:
- Ах, как же прекрасна наша планета! Вот белая лента, Вот синего цвета, А вот голубеет под ней полоса … Земля в разноцветные ленты одета, Точней в климатические пояса. (А.Усачёв).
Запишите тему урока в тетради (7 слайд).
Учитель:
- Ребята, давайте определим цель нашего урока (ответы учащихся) (8 слайд).
- В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории различаются и особенности климата.
- А теперь ребята, посмотрим на карту России и определим, в каких климатических поясах расположена территория России? (показываю на доске схемы и учащиеся заносят ее в свои тетради)
- Какие пояса основные? (арктический, умеренный) - Какие переходные? (субарктический)
- Какой самый большой по площади пояс? (умеренный)
- В каком поясе находится Рязанская область?
- Какие показатели характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие воздушные массы).
- А теперь ребята, используя карту атласа страница 14-15, заполните таблицу по климатическим поясам России по показателям;
Практическая работа по группам (коммуникативные, личностные, познавательные).
Учащиеся делятся по группам, и каждая группа дает полную характеристику каждого типа климата по определенным показателям. Затем учащиеся (каждая группа по отдельности) зачитывает характеристику каждого типа климата, а все остальные учащиеся заносят материал в свои таблицы.
Задание: Используя карту атласа страница14 – 15, заполните таблицу по типам климата в России по показателям:(9 слайд)
Учитель: Ребята, используя показатели таблицы, сравните типы климатов.
- Какой самый холодный климат? (арктический)
- В каком самая холодная зима? (резко-континентальный)
- В каком самое холодное лето? (арктический)
- Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? (резко-континентальный)
- В каком климате зима холодная, сухая, а лето влажное? (муссонный)
- В каком климате мы живем? (умеренно-континентальный)
Физкультминутка: Игра «Лови ошибку». Использую надувной шар. Называю тему «Климат», по которой буду говорить названия объектов или понятия. Если слово или признак относится к теме, то учащийся ловит шар, а если нет – отбивает.
IV. Закрепление изученного материала
- С чем мы с вами сегодня познакомились? (ответы учащихся) (личностные, регулятивные, предметные).
- Какому типу климата соответствует описание?
Устный географический диктант:
1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение избыточное (арктический).
2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере, до +22ºС на юге (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат).
3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18С (резко-континентальный).
4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное (субарктический). 5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди (муссонный).
Рефлексия (10 слайд)
Учитель: Вот подошёл к концу наш урок. Вспомните тему нашего урока. Назовите его цель. Задачи, которые мы предприняли для достижения поставленной цели. Как вы считаете, справились мы с задачами, которые мы предприняли для достижения поставленной цели? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто работал лучше всех? Кому ещё надо постараться? С каким настроением вы уйдёте с урока? (Ответы учащихся)
VI. Подведение итогов
Выставление оценок
Учитель:
- Ребята, мы закончили изучение новой темы. За активную работу на уроке я поставлю следующие оценки. Молодцы! Не останавливайтесь на достигнутом. Всем желаю успехов!
Оценивание учащихся
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
При оценке знаний, учитывается:
- умение отвечать на вопросы;
- умение чётко и логично излагать;
- точность употребления географических понятий;
- самостоятельность ответа;
- умение пользоваться географической картой;
- речевая грамотность;
- умение работать в паре, принимать решения.
После самооценки ученика, даю свою оценку. Поощряю малейшие продвижения ученика, принимаю во внимание усилия, даю советы.
V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: § 10 читать, выучить таблицу, выполнить задание на контурной карте №1, подготовить сообщение (по желанию) (11 слайд)

Литература
1. И. И. Баринова «Поурочные разработки по географии России» к учебнику И. И. Бариновой. «География России. Природа. 8 класс». «Экзамен», Москва, 2008.
2. Е А. Жижина «Поурочные разработки по географии» 8 класс. «Вако», Москва 2005.
Н.Н.Кондратюк» Дидактические материалы по географии», методическое пособие. «Сфера», Москва 2003.
3. Н. Н. Перепечева «География. Природа России. Поурочные планы» «Учитель», Волгоград 2005.
4. Методические разработки уроков по курсу «География России.8 класс». «Школьная пресса», Москва 2003.

Приложение Презентация к уроку географии в 9 классе «Типы климатов России»
1 слайд Климат России
2 слайд Географические термины
3 слайд Экскурсия на метеостанцию (фото)
4 слайд Географический диктант
5 слайд Ответы
6 слайд Взаимопроверка и оценка
7 слайд Тема: «Типы климатов России»
8 слайд Цель урока
9 слайд Задание
10 слайд Рефлексия
11 слайд Домашнее задание

Презентация к уроку (ppt,1 MB )


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru