Тренинг командообразования для педагогов школ со СНОР
Автор: Чурикова Ирина Эдуардовна, доцент кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС РИРО
Тренинг разработан с целью командообразования педагогов школ со СНОР, т.е. повышения сплоченности, доверия друг к другу, нормализации учебно-воспитательного процесса и налаживания отношений в коллективе. Групповое занятия занимает важное место в профилактике профессионального выгорания, сплочения коллектива педагогов.
Групповая сплоченность является необходимым условием эффективной общекомандной работы; формированием единого командного духа победителя; развитием у учителей навыков командной работы; выстраиванием оптимальных схем командного взаимодействия; повышением мотивации на совместную работу; отрабатыванием стратегии совместного принятия решений; повышением эмоциональной сплоченности и развитием доверия в коллективе.
Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить.
Задачи тренинга:
1. Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей.
2. Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач.
3. Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга.
4. Осознание себя командой.
Программа тренинга:
1. Знакомство.
2. Разогрев.
3. Основная часть.
4. Завершение.
Материалы:
1. Бейджи;
2. Бумага формат А 4;
3. Карандаши, ручки.
4. Музыкальное сопровождение.
1. Знакомство (15 минут)
Добрый день! Сегодня я проведу тренинг целью, которого является: построение доверия внутри группы, выработка навыков взаимодействия и сплочение коллектива. «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед».
И прежде давайте обговорим правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на тренинге.
1. Правило активности.
2. Правило СТОП.
3. Правило уважение к другим.
4. Говорить от себя и не переходить на личности.
5. Правило контроля времени.
6. Правило чуткости к себе и окружающим.
7. Правило конфиденциальности (все, что происходит на тренинге остается здесь).
Проективный рисуночный тест.
Вид упражнения: определение групповой сплоченности.
Материалы: бумажные салфетки.
Оптимальное количество участников: любое.
Оптимальное время: 10 минут.
Цель: сплочение, умение видеть друг друга.
Вам необходимо в начале тренинга нарисовать свою команду так, чтобы в рисунке был обозначен каждый из присутствующих.
Психологический смысл упражнения: посмотреть состояние групповой сплоченности в коллективе педагогов школ со СНОР. При качественном анализе рисунков можно смотреть как когнитивные, так и эмоциональные моменты динамики группы и состояний каждого из участников тренинга.
Упражнение «Забавный факт»
Вид упражнения: знакомство — создание доверительного взаимодействия участников группы.
Материалы: бумажные салфетки.
Оптимальное количество участников: любое.
Оптимальное время: 10–15 минут.
Цель: сплочение, умение налаживать контакт.
Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, каждому необходимо представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Приветствуются высказывания об ожиданиях от тренинга и пожеланиях по отношению к группе.
Психологический смысл упражнения: необходимо, чтобы люди были уже знакомы. Участники тренинга могут узнать больше друг о друге. Также игра показывает, что в любом коллективе можно найти единомышленников.
2. Разогрев. Упражнение «Веселый счет».
Вид упражнения: знакомство — создание доверительного взаимодействия участников группы.
Материалы: не требуется.
Оптимальное количество участников: любое.
Оптимальное время: 10–15 минут.
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
Упражнение «Как здорово, что мне это удается».
Вид упражнения: знакомство — создание доверительного взаимодействия участников группы.
Материалы: не требуется.
Оптимальное количество участников: любое.
Оптимальное время: 10–15 минут.
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
По кругу каждый рассказывает о каком-либо деле, которое ему особенно удается.
Обсуждение: При обсуждении можно задать следующие вопросы: «Что вы чувствуете, когда все хорошо получается? Что вы чувствовали, когда говорили сами, когда говорили другие? Чей рассказ особенно затронул вас?» (положительная обратная связь).
3. Основная часть. Упражнение «Тропинка».
Вид упражнения: сплочение.
Материалы: листы бумаги формат А-4.
Оптимальное количество участников: любое.
Оптимальное время: 30 минут.
Цель: сплочению коллектива, формирование умения слушать друг друга, проявление командной роли участников.
Бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.
Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний лист это начало и конец «болота».
Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными.
Важно соблюдать следующие правила:
- Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
- Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
- Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.
Упражнение «Кораблекрушение».
Вид упражнения: сплочение.
Материалы: распечатанные списки предметов.
Оптимальное количество участников: 10–20 человек.
Оптимальное время: 40 минут.
Цели: командообразование, актуализация навыка принятия решений, умение работать в команде.
В зависимости от количества участников тренер делит группу на 2–3 команды и объясняет условия игры. Людям нужно представить, что они терпят кораблекрушение посреди Атлантического океана. На тонущем корабле есть спасательные шлюпки, которые выдержат всех путешественников и часть запасов с корабля. Решение по самым необходимым вещам нужно принять как можно скорее – вода наступает очень быстро. Раздайте каждому участнику список предметов и попросите проставить цифры от 1 до 15 в каждой строке. Единица соответствует самому важному предмету в списке, пятнадцать – наименее значимому. На этом этапе каждый работает самостоятельно. На расстановку приоритетов дается 10 минут.
По истечении 10 минут, тренер предлагает объединиться в группы и составить один единственный список, который в той или иной мере будет удовлетворять всех членов группы. На это дается 15–20 минут. После этого дайте аудитории сравнить общий список с их собственным и сделать выводы (5 минут). Также можно показать результаты экспертной оценки.
Обсуждение: При обсуждении можно задать следующие вопросы: Насколько сильные были отклонения индивидуальных списков и общего? Что мешало прийти к согласию? Что помогло договориться? Были ли конфликтные ситуации во время обсуждения? Остался ли кто-то неуслышанным? Как Вы думаете почему? Образовался ли в командах явный лидер? Кто остался безучастным к процессу обсуждения? Почему? Каково впечатление от работы в команде? Что можно было сделать, чтобы прийти к цели быстрее?
Психологический смысл упражнения: упражнение можно использовать для актуализации темы принятия решений, каким образом принималось решение в команде, выделить алгоритм.
Вид упражнения: сплочение.
Материалы: бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.
Оптимальное количество участников: 10–20 человек.
Оптимальное время: 20–30 минут в зависимости от размера команды.
Цели: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга командообразования.
Группа получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своих коллег, сделать так, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы школа стала лучше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания».
Затем каждый член команды записывает свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе. После формируется, общегрупповой список и записывается на доске.
Обсуждение: При обсуждении можно задать следующие вопросы: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения ситуации?
4. Завершение. Проективный рисуночный тест.
Вид упражнения: определение групповой сплоченности.
Материалы: бумажные салфетки.
Оптимальное количество участников: любое.
Оптимальное время: 10–15 минут.
Цель: сплочение, умение видеть друг друга.
Тренинг окончен, нарисуйте свою команду и обозначьте в рисунке каждого из присутствующих.
Психологический смысл упражнения: посмотреть изменение состояния групповой сплоченности в коллективе педагогов школ со СНОР после проведения тренинга.
Упражнение «Самый сок».
Вид упражнения: упражнения на завершение.
Материалы: три плаката, стикеры, ручки.
Оптимальное количество участников: 6–20 человек.
Оптимальное время: 20–25 минут.
Цель: сбор и интеграция полезного опыта, обратная связь.
Описание: ведущий вешает три плаката:
-
корзинка с апельсинами;
-
стакан апельсинового сока;
-
кучка кожуры апельсинов.
Каждый из участников получает по 3 самоклеющихся листков бумаги. На них он может написать то, что осталось в памяти к финалу тренинга. Затем листочки необходимо повесить на плакаты:
-
на плакат с апельсинами — Ваши ожидания от тренинга, то, что ещё не обрело законченного вида, к чему нужно вернуться;
-
на плакат со стаканом сока — какие новые знания Вы получили во время тренинга, что понравилось, какие произошли у Вас изменения?
-
на плакат с выжимками — то, от чего лучше избавиться, что не понравилось, раздражало.
Обсуждение: При обсуждении можно задать следующие вопросы: Многие ли темы оказались не проработаны? Многие ли отношения остались не проясненными? Многие ли конфликты не нашли своего разрешения? О чем заставил задуматься тренинг? Что еще я хочу узнать о себе, о других участниках, о теме тренинга? Как и в каком направлении планирую самообразование в теме тренинга? Какие моменты тренинга порадовали нас в совместной работе?
Используемая литература:
1. http://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-na-komandoobrazovanie.
2. https://multiurok.ru/files/trieningh-dlia-piedaghoghov-komandoobrazovaniie.html.
3. https://infourok.ru/trening-komandoobrazovaniya-dlya-pedagogov-1646903.html.
4. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/trieningh-dlia-piedaghoghov-splochieniie-kolliektiva....Скачать вложение