Возможности использования проектной деятельности в целях социальной адаптации учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Алексеева Татьяна Николаевна, воспитатель ОГБОУ "Школа №10" г. Рязань.Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [2]определяет одной из целей воспитания – создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Достижению этих целей способствует формирование у обучающихся самостоятельности и инициативы, готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности,
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Наши учащиеся имеют речевую патологию, ограниченный словарный запас, нарушенную пространственную ориентировку, у них ограничена речевая коммуникация. Как правило, подобное состояние сопровождается нарушениями со стороны центральной нервной системы. Это усложняет процесс речевой коррекции, адаптации детей в обществе. Все вышеперечисленное вносит свои особенности в работе над проектами:
- учащиеся нашей школы испытывают трудности в выборе темы проекта;
- требуются поэтапные инструкции для выполнения заданий;
- ребята плохо, а иногда и совсем не представляют себе конечный результат работы;
- учащиеся не любят описывать свою работу, а также не всегда могут объективно её оценить
Вся работа требует постоянной, контролирующей, направляющей роли педагога.
Ценным в проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.
В своей работе использую алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе.
Темы проектов выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним, стараясь учитывать интересы детей. Так, например, проанализировав читательские интересы учащихся, я решила привлечь их к работе над проектом «Русские народные сказки». Учащиеся работали над ним в течение полугода. На развивающих занятиях, которые ежедневно организует и проводит воспитатель, было организованно чтение сказок, их инсценировка и драматизация. Кроме того, ребята посмотрели художественные фильмы-сказки «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара –краса, длинная коса», «Там на неведомых дорожках», «Финист- ясный сокол», что способствовало развитию эмоциональной отзывчивости детей. Ребята завели дневники чтения, в которых не только писали отзывы о прочитанном, но и рисовали иллюстрации к книгам. Следует отметить, что некоторые учащиеся не смогли вовремя довести до конца оформление дневников чтения. Но, увидев дневники товарищей, обещали довести начатое дело до конца и к защите проекта показали свою работу. Завершением проекта стало проведение викторины по русским народным сказкам.
Название проекта «Семейные традиции» подсказала учащимся тема одного из уроков «Основы светской этики». Ребята решили рассказать о традициях своих семей. Мы долго обсуждали то, как лучше собрать нужную информацию и что нужно для этого сделать. Дети решили обратиться к родителям. Родители часто являются нашими помощниками. На родительских собраниях довожу до сведения родителей о том, что начинаем работать над проектом. Прошу оказать посильную помощь в сборе информации, так как младшим школьникам с тяжелыми нарушениями речи трудно самостоятельно выполнять задания. Поэтому помощь родителей оказывается кстати.
Ценность этой работы заключается в том, что дети получают возможность поверить в свои силы, почувствовать единение со своей семьей, связывают историю своей семьи с историей страны. Трудности работы –составление рассказа по собранной информации. Чтобы помочь справится с этой проблемой, использую план- схему. Такие «опоры» облегчают ребенку работу.
Проекты «Вот эта улица, вот этот дом», «Любимое блюдо моей семьи», «Домашний питомец» помогают решать вопросы социальной адаптации ребенка с тяжелыми нарушениями речи..
Не менее интересна и доступна ребятам работа над практико- ориентированными проектами. В рамках акции «Живи, лес!» дети вырастили для посадки леса материал: дубки и сосны, черный орех, лиственницу. Работая над практико- ориентированными проектами, учащиеся приобретают трудовые навыки посева и выращивания различных растений.
Работая над проектом, «Участница войны – вся страна», дети столкнулись с новым видом деятельности-интервью. Рассказы родственников о прабабушках и прадедушках – участниках войны, фото из семейных архивов старательно собиралось, обрабатывалось и оформлялось в отдельный альбом. Родители помогали ребятам в сборе информации. Защищали свой проект перед сверстниками из параллельных классов.
При организации работы над проектом встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны.
Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому мы формируем группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.
Задача воспитателя- вселить в каждого воспитанника уверенность, что он справится с предложенным заданием. На всех этапах работы над проектом воспитатель выступает как помощник, всегда готовый прийти на помощь.
Положительный результат использования метода проекта очевиден: получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях; приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения); духовно-эмоциональное обогащение личности.
Кроме того происходит расширение кругозора учащихся, развитие и обогащение словаря, освоение ребёнком различных социальных ролей и усвоение поведения культурного человека. Это качественно меняет отношения в детском коллективе, побуждает к взаимодействию, взаимопомощи, умению преодолевать затруднения и ошибки.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, развивает творческие способности.
Литература:
1.Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минпросвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023. Министерство просвещения Российской Федерации- Текст: Электронный//Консультант плюс. Версия Проф.-Москва 2022.
2. Шпак Ю.Проектная деятельность в школе: что это, основные этапы
URL:https://www.baby.ru/wiki/shkolnyy-proekt/ (Дата обращения 24.11.2023)
3.Падикова М.В.Проектная деятельность в школе URL:
https://urok.1sept.ru/articles/624317?ysclid=lpebfjp1fu510240679 (дата обращения 25.11.2023)
Скачать вложение