РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Эколого-краеведческий компонент на уроках литературы как средство формирование современной личности школьника

Автор: Чарикова О. Г.

Статья адресована учителям русского языка и литературы для использования в повседневной педагогической практике эколого-краеведческого компонента содержания литературного образования. Тема публикации весьма актуальна в условиях реализации Концепции духовно-нравственного воспитания, формирования ценностно-нравственных ориентиров подрастающего поколения.


В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Федеральных государственных образовательных стандартах для основной и средней (полной) школы поставлена задача формирования системы базовых национальных ценностей: патриотизма, гражданственности, высокой духовности. «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)».
Важным жизненным приоритетом, точкой отчета всех ценностей жизни является любовь к природе и бережное отношение к ней.
Природа - одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства. Её вдохновляющая сила отмечена поэтическими строчками Ф.И. Тютчева: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…». Нет ни одного значительного поэта, художника, душа которого не отзывалась бы на красоту русской природы. Литература и искусство располагают удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года и особое настроение сезона: осенняя грусть, зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье - проходят перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Рахманинова и Чайковского.
Тема «Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа - «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л.Леонов)
В русской литературе (в творчестве И.А. Бунина, А.И. Куприна, Б.Л.Пастернака, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина) существуют различные модели взаимоотношений человека и природы, в которых природа выступает как предмет красоты и созерцания, как объект созидания, как средство раскрытия собственного «я» героя. Если в 5-ом классе при изучении главы «Бескорыстие» в «Мещерской стороне» К.Г. Паустовского речь идет о бескорыстной любви человека к природе (раскрывается значение слова «бескорыстие»), то в 7 классе при знакомстве с книгой А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (сказка «Маленький принц») дети осознают смысл человеческого существования ради утверждения живого и прекрасного на планете. В 10-11классах данная тема является особенно благодатным материалом для формирования мировоззренческих позиций старшеклассников. Дети единогласно не принимают нигилизм тургеневского Базарова («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник»); не одобряют увлеченность чеховского предпринимателя Лопахина вырубкой вишневого сада. Кстати, сами классики русской литературы и не подозревали, что, достоверно изображая героев своего времени, они впервые в своем творчестве обозначили экологические проблемы.
В творчестве писателей «деревенской прозы» тема «Человек и природа» приобретает особый философский контекст. В.П. Распутин («Прощание с матерой»), В.И. Белов («Лад» - очерки народной жизни, повесть «Привычное дело»), В.П. Астафьев («Царь-рыба») утверждают, что непосредственный контакт с природой человеку предназначен и необходим. Природа для них и источник труда, и объект созерцания, и предмет созидания и красоты. Особенный интерес с точки зрения актуальности проблемы вызывает повесть Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», нравственный - философский смысл которой передается через образ Егора Полушкина, готового пожертвовать своей жизнью ради спасения редкой птицы.
Сквозным мотивом, характерным для отечественной классики, является понимание мифологемы «Лес» и «Степь». Образ леса несет в себе определенную идейно-художественную функцию – это, прежде всего, символ Родины, философское воплощение судьбы народа. (Л. Леонов «Русский лес»), равнины и просторы степей (А.П. Чехов «Степь», С.Есенин «Спит ковыль, равнина дорогая…» и другие) помогают раскрыть национальные черты характера, широту души русского человека.

Полный вариант статьи во вложении (doc, 86.5KB)


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru