Эколого-краеведческий компонент на уроках литературы как средство формирование современной личности школьника
Автор: Чарикова О. Г.
Статья адресована учителям русского языка и литературы для использования в повседневной педагогической практике эколого-краеведческого компонента содержания литературного образования. Тема публикации весьма актуальна в условиях реализации Концепции духовно-нравственного воспитания, формирования ценностно-нравственных ориентиров подрастающего поколения.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Федеральных государственных образовательных стандартах для основной и средней (полной) школы поставлена задача формирования системы базовых национальных ценностей: патриотизма, гражданственности, высокой духовности. «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)».
Важным жизненным приоритетом, точкой отчета всех ценностей жизни является любовь к природе и бережное отношение к ней.
Природа - одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства. Её вдохновляющая сила отмечена поэтическими строчками Ф.И. Тютчева: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…». Нет ни одного значительного поэта, художника, душа которого не отзывалась бы на красоту русской природы. Литература и искусство располагают удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года и особое настроение сезона: осенняя грусть, зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье - проходят перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Рахманинова и Чайковского.
Тема «Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа - «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л.Леонов)
В русской литературе (в творчестве И.А. Бунина, А.И. Куприна, Б.Л.Пастернака, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина) существуют различные модели взаимоотношений человека и природы, в которых природа выступает как предмет красоты и созерцания, как объект созидания, как средство раскрытия собственного «я» героя. Если в 5-ом классе при изучении главы «Бескорыстие» в «Мещерской стороне» К.Г. Паустовского речь идет о бескорыстной любви человека к природе (раскрывается значение слова «бескорыстие»), то в 7 классе при знакомстве с книгой А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (сказка «Маленький принц») дети осознают смысл человеческого существования ради утверждения живого и прекрасного на планете. В 10-11классах данная тема является особенно благодатным материалом для формирования мировоззренческих позиций старшеклассников. Дети единогласно не принимают нигилизм тургеневского Базарова («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник»); не одобряют увлеченность чеховского предпринимателя Лопахина вырубкой вишневого сада. Кстати, сами классики русской литературы и не подозревали, что, достоверно изображая героев своего времени, они впервые в своем творчестве обозначили экологические проблемы.
В творчестве писателей «деревенской прозы» тема «Человек и природа» приобретает особый философский контекст. В.П. Распутин («Прощание с матерой»), В.И. Белов («Лад» - очерки народной жизни, повесть «Привычное дело»), В.П. Астафьев («Царь-рыба») утверждают, что непосредственный контакт с природой человеку предназначен и необходим. Природа для них и источник труда, и объект созерцания, и предмет созидания и красоты. Особенный интерес с точки зрения актуальности проблемы вызывает повесть Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», нравственный - философский смысл которой передается через образ Егора Полушкина, готового пожертвовать своей жизнью ради спасения редкой птицы.
Сквозным мотивом, характерным для отечественной классики, является понимание мифологемы «Лес» и «Степь». Образ леса несет в себе определенную идейно-художественную функцию – это, прежде всего, символ Родины, философское воплощение судьбы народа. (Л. Леонов «Русский лес»), равнины и просторы степей (А.П. Чехов «Степь», С.Есенин «Спит ковыль, равнина дорогая…» и другие) помогают раскрыть национальные черты характера, широту души русского человека.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 86.5KB)
Важным жизненным приоритетом, точкой отчета всех ценностей жизни является любовь к природе и бережное отношение к ней.
Природа - одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства. Её вдохновляющая сила отмечена поэтическими строчками Ф.И. Тютчева: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…». Нет ни одного значительного поэта, художника, душа которого не отзывалась бы на красоту русской природы. Литература и искусство располагают удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года и особое настроение сезона: осенняя грусть, зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье - проходят перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Рахманинова и Чайковского.
Тема «Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа - «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л.Леонов)
В русской литературе (в творчестве И.А. Бунина, А.И. Куприна, Б.Л.Пастернака, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина) существуют различные модели взаимоотношений человека и природы, в которых природа выступает как предмет красоты и созерцания, как объект созидания, как средство раскрытия собственного «я» героя. Если в 5-ом классе при изучении главы «Бескорыстие» в «Мещерской стороне» К.Г. Паустовского речь идет о бескорыстной любви человека к природе (раскрывается значение слова «бескорыстие»), то в 7 классе при знакомстве с книгой А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (сказка «Маленький принц») дети осознают смысл человеческого существования ради утверждения живого и прекрасного на планете. В 10-11классах данная тема является особенно благодатным материалом для формирования мировоззренческих позиций старшеклассников. Дети единогласно не принимают нигилизм тургеневского Базарова («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник»); не одобряют увлеченность чеховского предпринимателя Лопахина вырубкой вишневого сада. Кстати, сами классики русской литературы и не подозревали, что, достоверно изображая героев своего времени, они впервые в своем творчестве обозначили экологические проблемы.
В творчестве писателей «деревенской прозы» тема «Человек и природа» приобретает особый философский контекст. В.П. Распутин («Прощание с матерой»), В.И. Белов («Лад» - очерки народной жизни, повесть «Привычное дело»), В.П. Астафьев («Царь-рыба») утверждают, что непосредственный контакт с природой человеку предназначен и необходим. Природа для них и источник труда, и объект созерцания, и предмет созидания и красоты. Особенный интерес с точки зрения актуальности проблемы вызывает повесть Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», нравственный - философский смысл которой передается через образ Егора Полушкина, готового пожертвовать своей жизнью ради спасения редкой птицы.
Сквозным мотивом, характерным для отечественной классики, является понимание мифологемы «Лес» и «Степь». Образ леса несет в себе определенную идейно-художественную функцию – это, прежде всего, символ Родины, философское воплощение судьбы народа. (Л. Леонов «Русский лес»), равнины и просторы степей (А.П. Чехов «Степь», С.Есенин «Спит ковыль, равнина дорогая…» и другие) помогают раскрыть национальные черты характера, широту души русского человека.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 86.5KB)
Скачать вложение