М.В. Ломоносов глазами девятиклассников
Автор: Николаева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Мало-Шелемишевская СОШ» Скопинского района Рязанской областиКонспект урока литературы в 9 классе, посвящённый 305-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Тип урока: обобщение полученных знаний.
Форма проведения: игра-квест.
Цель урока: обобщить знания учащихся о биографии и творчестве М.В. Ломоносова.
Задачи:
обучающие: организовать учебную деятельность учащихся, направленную на систематизацию и обобщение знаний, полученных в 9 классе, по биографии и творчеству М.В. Ломоносова; обучать учеников 11 класса оценивать работы девятиклассников.
развивающие: способствовать развитию у учащихся умения анализировать полученные знания, применять их; развивать актёрские способности, навыки выразительного чтения; развивать умение составлять самостоятельно презентацию и защищать её перед классом; развивать коммуникативные умения при работе в команде.
воспитывающие: воспитывать интерес к истории России, к нашим знаменитым соотечественникам; воспитывать культуру речи учащихся при составлении связных высказываний.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование мотивации к изучению литературы, жизни и творчеству отечественных поэтов и писателей;- формирование индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- формирование мотивации к самосовершенствованию.
Метапредметные:
1. Познавательные:
- уметь применять полученные знания на практике;- уметь выделять необходимую информацию.
2. Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;- уметь регулировать свою деятельность;
- адекватно оценивать свои ошибки и достижения, искать причины и пути их преодоления.
3. Коммуникативные:
- владеть устной речью;- уметь формулировать своё мнение и мнение команды;
- устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать.
Предметные:
- развивать навыки выразительного чтения;- знать сведения из биографии М.В. Ломоносова;
- знать стихи поэта, особенности его стихотворной речи;
- научиться отличать произведения М.В. Ломоносова от произведений других авторов.
Оснащение урока:
1. Компьютер, проектор, экран.2. Физическая карта России (большая), разноцветные магнитики для доски.
3. 2 костюма Ломоносова в юном возрасте (рубаха, лапти, онучи) и зрелом возрасте (парик, рубашка, жилет, кожаный фартук).
4. Стол с книгами, чернильницей и др. письменными принадлежностями.
5. Чистые листы, по одному маленькому листочку, ручки для каждой команды.
6. Чистые листы, цитаты из произведений автора, клей (для изготовления коллажа) в 3-х экземплярах.
7. 2 чистых листа, 2 ручки для жюри.
8. Репродукции картин и фотографии памятников с изображением Ломоносова разных лет жизни, среди которых есть другие известные люди.
9. Картонный корабль с призами.
Предварительная работа:
1. Составление одним из учащихся презентации о жизни М.В. Ломоносова.
2. 2 ученика, изображающие учёного, разучивают стихи (М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…», Н.А. Некрасова «Школьник»).
3. Деление класса на 3 команды (по 3 чел.), выбор капитана, названия команды.
4. Подобрать костюмы для роли Ломоносова в юном и зрелом возрасте, оформить стол в стиле XVIII века.
5. Подготовить напечатанные листки с цитатами из произведений автора, цифры.
6. В кабинете разместить 3 стола; стулья расставить полукругом.
7. На доску прикрепить физическую карту России, портреты (закрыть).
8. В классе разместить корабль с призами.
9. Подготовить двух старшеклассников для оценивания конкурсов.
Ход урока
1. Мотивация.
За столом сидит ученик в костюме М.В. Ломоносова (в зрелом возрасте), смотрит на минерал, что-то записывает пером на бумаге, потом поднимает голову и произносит:
Я долго размышлял и долго был в сомненье,Что есть ли на землю от высоты смотренье;
Или по слепоте без ряду всё течёт,
И промыслу с небес во всей вселенной нет.
Однако, посмотрев светил небесных стройность,
Земли, морей и рек доброту и пристойность,
Премену дней, ночей, явления луны,
Признал, что божеской мы силой созданы.
Поднимается, выходит в центр, кланяется, потом представляется:
- Михайло Васильевич Ломоносов – учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк, разработчик проекта Московского университета.
Уходит.
2. Определение темы и целей урока.
Учитель. Ребята, кому же будет посвящён наш сегодняшний урок? (Михаилу Васильевичу Ломоносову).
- В этом году мы отмечаем 305-летие со дня его рождения.
- На уроке вы сможете вспомнить факты из биографии учёного, его литературные произведения и поучаствовать в интересной игре, которая поможет вам в этом.
3. Актуализация знаний.
Выходит ученик, составлявший дома презентацию (3-4 минуты).
Просмотр презентации с комментариями ученика.
Во время просмотра слайда о том, где молодой гений идёт рядом с обозом, выходит ученик в костюме юного Ломоносова, читает:
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа столько славных то и знай, -
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Продолжение просмотра презентации.
4. Развёртывание проблемы. Задания для учащихся.
Учитель. Вот таким необычным человеком был Михаил Васильевич. А теперь мы проверим, как вы знаете факты его биографии и литературные произведения.
Наверное, вы знакомы со словом квест. Это приключенческая игра, где игрокам нужно проявить смекалку и преодолеть разного рода трудности, чтобы добраться до условного «сокровища» (сюрприза) или достичь какой-либо цели. Сейчас вы погрузитесь в атмосферу XVIII века. Я буду давать вам задания и время на их выполнение. Правильность выполнения будут оценивать наши гости, учащиеся 11 класса (ФИ). Мы будем называть их координаторами. Поприветствуем их.
Теперь разделитесь на 3 команды, капитаны представьте названия своих команд.
Итак, как и Ломоносову, из Холмогор в Москву, вам предстоит пройти несколько городов России. Координаторы на географической карте будут отмечать ваши маршруты магнитиками. Чья команда быстрее окажется в Москве, та и победила.
1 задание.
Учитель. Перед вами физическая карта России. Ваша задача – определить расстояние от Архангельска до Москвы. В вашем распоряжении только карта и линейки.
Учащиеся называют свои цифры.
Учитель. На самом деле, маршрут Михаила Васильевича был длиннее, шёл он от деревни Денисовка и составлял приблизительно 1тысячу 200 километров и около 3 недель пути, проведённых в голоде и холоде. Начался он в 15 декабря 1730 года и закончился в январе 1731 года. На современных автомобилях мы преодолели бы его приблизительно за 14,5 часов. Представьте только, какими усилиями достался этот путь Михаилу Васильевичу. И если бы не его целеустремлённость и самоотверженность, не узнали бы мы многих его открытий в разных областях знаний.
Координаторы проверяют выполнение задания и передвигают фишки-магнитики каждой команды в следующий пункт назначения. Если все ответы близки к правильному, все фишки передвигаются.
2 задание.
Учитель. У вас в конвертах 8 цифр. Они составляют 2 даты жизни учёного. Это год его рождения и год, когда он отправился учиться в Москву. Нужно вычесть одну дату из другой, тогда вы определите, сколько лет было Ломоносову, когда он оставил родную деревню. Напишите на листочке число и сдайте.
(1730г. -1711г.= 19лет)
Координаторы проверяют выполнение задания и передвигают фишки на следующую точку, если ответ верный. Если ответ неверный, фишка остаётся на месте.
3 задание.
Учитель. Капитаны, возьмите листы бумаги, конверты с цитатами и клей. Выберите из цитат только те, которые принадлежат Ломоносову и приклейте их на листы.
Используемые цитаты:
1 …Упал он больно, встал здорово… (А.С. Грибоедов)
2 …Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой… (А.С. Грибоедов)
3 …Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма… (А.С. Грибоедов)
4 …Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит… (М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…»)
5 …Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!.. (М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…»)
6 …Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царём земли! (Г.Р. Державин)
Координаторы проверяют выполнение задания и передвигают фишки на следующую точку, если ответ верный. Если ответ неверный, фишка остаётся на месте.
4 задание.
Учитель. Посмотрите на доску. На ней вы видите портреты с цифрами. Выберите портрет или портреты, где изображён не Михаил Васильевич Ломоносов. Напишите цифру (или цифры) на листочек и сдайте.
Координаторы проверяют выполнение задания и передвигают фишки на следующую точку, если ответ верный. Если ответ неверный, фишка остаётся на месте.
5 задание.
Учитель. Следующая ваша задача – ответить на вопросы кроссворда. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Координаторы проверяют выполнение задания. У команды, набравшей больше баллов, фишка передвигается дальше.
6 задание.
Учитель. Прослушайте стихотворение Михаила Васильевича о победе русской гребной флотилии над шведской парусной эскадрой.
Твой флот российский в понт дерзает,
Так роет он поверьх валов;
Надменно дерзость уступает,
Стеня от тягости судов.
Вослед за скорыми кормами
Бежит кипяща пена рвами.
Весельный шум, гребущих крик
Наносят готам страх велик;
Уже надежду отвергает
И в мгле свой флот и стыд скрывает.
Этот предмет послужил символом данного стихотворения (корабль). Капитаны должны написать координаторам свои ответы, а после разрешения - разыскать в классе этот предмет, осмотреть его и найти в нём призы для всех участников квеста.
5. Подведение итогов. Оценивание результатов.
Учитель. Итак, мы прибыли в место назначения – в Москву. Здесь Михаил Васильевич смог реализовать свои мечты. Я надеюсь, что и ваши стремления к лучшему осуществятся.
На карте мы видим результаты сегодняшнего путешествия. Первой в пункт назначения прибыла команда (название), 2 место заняла команда (название) и 3 место – команда (название).
Слово предоставляется координаторам.
Координаторы делятся впечатлениями от игры, объявляют результаты, вручают командам грамоты в стиле XVIII века.
6. Рефлексия «Три М».
Учитель. Ребята, вы видите, что все 3 команды по-разному прошли маршрут.
Поэтому я вам предлагаю выполнить последнее задание. Каждая команда должна оценить свои действия и назвать один момент, который у вас получился хорошо в процессе урока (ответы детей).
А теперь каждая команда предложит по одному действию, которое улучшит их работу на следующем уроке (например, прислушиваться к мнению всех членов команды).
Учитель выслушивает предложения каждой команды.
Учитель. Спасибо всем присутствующим за урок. Каждый из вас смог оценить свои знания и умение работать в команде. Надеюсь, что на следующих уроках вы будете работать ещё лучше.
Литература.
1. Литература. 6 кл. В 2 ч. Ч. 1: учеб-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2005.2. Литература. 9 кл. В 2 ч. Ч. 1: учеб-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О. Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под ред. Т.Ф. Курдюмовой – М.: Дрофа, 2011.
3. Вопросы кроссворда. Источник: http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/krosvordy-dlja-detei/krosvordy-s-otvetami-dlja-9-klasa.html (05.12.2017)
Полный вариант статьи во вложении (docx, 28KB)
Скачать вложение