Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя
Автор: Тарасова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Школа №10» г.РязаниПлан-конспект урока по литературе в 6 классе.
Задачи:
- Образовательные: выявление значения образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения; выявление авторской позиции.
- Коррекционные: развитие памяти, внимания, мышления, познавательного интереса и интеллектуальных способностей; развитие умений самостоятельной работы, расширение словарного запаса (патриотизм, подвиг, предательство).
- Воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся при составлении связных высказываний, любовь к своему народу, прошлому страны.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-дискуссия
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба»
План урока:
I. Организационный момент
II. Вступительный этап, или этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
III. Этап анализа произведения, или работы с текстом
IV. Физкультминутка
V. Заключительный этап
VI. Домашнее задание
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД: познавательные (П), регулятивные (Р), коммуникативные (К), |
I. Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся. |
Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
|
I. Вступительный этап, или этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
|
Слово учителя: …Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Н.В.Гоголь - Ребята, на предыдущих занятиях мы познакомились с исторической эпохой, изображенной в повести, давайте вспомним, что это было за время? Какими событиями оно омрачено? В каких условиях формировалась личность человека?
Словарная работа: сечь, засека
Слово учителя - Конечно, такое время не могло не отложить отпечаток на характеры людей, на их образ жизни. Это время, когда ковался характер человека, когда необходимо было отстаивать интересы Родины, даже жертвуя жизнью. Сегодня мы продолжаем работу над повестью «Тарас Бульба», нам предстоит рассмотреть образы главных героев этого произведения. - А кого мы можем назвать главными героями повести? Ребята, обратите внимание на эпиграф, взятый к нашему уроку.
Словарная работа: эпиграф - (от греч. επιγραφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.
Слово учителя - О чем эти слова? Если вдуматься в слова эпиграфа, кого можно назвать истинными героями? Почему?
- Раскрывая слова эпиграфа, определим цель нашего урока.
- Какова идея повести?
- Какие проблемы поднимает автор?
Словарная работа: патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами, во благо интересов Отечества; подвиг - доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях; предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо. |
Доклад учащегося об историческом времени, изображенном в повести: - В 1596 годе в городе Брест-Литовском произошло объединение православной и католической церкви, то есть православное население должно было принять католичество. Часть украинского населения отказалась от этого. Начались преследования тех, кто отказался признать унию. К концу XVI века украинское население стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки. Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества было Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польского короля и самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали. Считалось, что именно Сечь воспитывает настоящих мужчин, воинов и сынов своей земли.
Учащиеся кратко фиксируют сведения об историческим времени
- Учащиеся высказывают свое мнение
Записывают в тетрадь «эпиграф»
Учащиеся рассуждают, высказывают мнение о том, что эти слова о сильных мужественных русских людях; приходят к мнению, что настоящие герои своего времени – казаки, жертвующие всем ради Отечества, ради веры.
Учащиеся формулируют и цель урока: «Выявить значение образов Тараса Бульбы и казачества для понимания ключевой идеи произведения».
Учащиеся озвучивают и записывают в тетрадь основную идею произведения: настоящий патриот пожертвует всем ради спасения Родины, даже жизнью.
В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь поднимает также очень важную и острую проблему подвига и предательства.
|
П: выполнение учебно-познавательных действий; извлечение необходимой информации из текста. Р: понимание и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций. К: построение монологических высказываний; обращение за помощью, формулирование своих затруднений.
|
II. Этап анализа произведения, или работы с текстом
|
Беседа с классом - Каким мы видим Тараса Бульбу в начале повести? Попробуем нарисовать его словесный портрет.
- В каких условиях формировался характер Тараса Бульбы?
- Как вы считаете, действительно ли интересы Родины должны быть превыше личных интересов?
- Как он относится к детям? К жене?
- В чем видит свой долг Тарас? Что для него важнее всего?
- Ребята, попробуем выделить в тексте самые напряженные моменты жизни Тараса Бульбы?
- Почему вы назвали именно эти два события?
- Как эти два события влияют на Тараса? |
Учащиеся отвечают, что Тарас Бульба предстает перед нами, как суровый жестокий муж, строгий отец, верный друг, настоящий воин.
- характер Тараса формировался в сложное историческое время, когда интересы Родины, Отечества были превыше семьи.
- учащиеся должны прийти к выводу о том, что благополучие человека зависит от благополучия страны.
- своими детьми гордиться, очень переживает измену и предательство Андрия, гордится Остапом, с женой груб и резок.
- свой долг Тарас Бульба видит в служении Отечеству, защите его интересов, в борьбе за православную веру.
- предательство Андрия, казнь Остапа.
- учащиеся аргументируют свои ответы. |
П: Узнавание, называние и определение объектов в соответствии с содержанием; умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного; умение осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Р: понимание и сохранение учебной задачи; планирование своих действий; оценка правильности выполнения действий; умение корректировать ответ. К: эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации; построение монологических высказываний; умение вести диалог.
|
III. Физкультминутка
|
Слово учителя: Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей! Ножками потопаем, Ручками похлопаем. Вправо-влево повернёмся, Медленно назад прогнёмся. А теперь прыжки на месте. Дружно прыгаем все вместе! |
Учащиеся выполняют движения, описываемые в стихотворении. |
|
IV. Заключительный этап
|
Работа с текстом - Прочитаем речь Тараса Бульбы о товариществе.
- Как эти наставления характеризуют образ Тараса?
- Прочитаем наставления Тараса казакам в бою.
Слово учителя: - Как раскрывается талант полководца в образе Тараса Бульбы?
- Кем был Тарас Бульба для казаков?
- Каким мы видим Тараса в сцене казни?
- Как вы считаете, можно назвать Тараса Бульбу героем? Почему?
- Только ли Тараса можно назвать героем?
- Почему казаки называют Тараса «батько»?
Слово учителя: - Итак, сегодня мы проанализировали образы Тараса Бульбы и казаков, что мы скажем об этих героях?
- Н.В. Гоголь показывает, что людям можно сделать больно, забрать все самое дорогое, но не сломить, пока они едины.
- Закончить урок мне бы хотелось эпиграфом, с которого мы начали сегодня свою работу: «…Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу»! |
Учащиеся находят в тексте и зачитывают речь Тараса Бульбы о товариществе.
- Эти наставления характеризуют Тараса Бульбу как верного товарища, брата и отца для казаков.
Учащиеся находят в тексте и зачитывают наставления Тараса казакам в бою.
- умеет принять верное решение, поднять боевой дух казаков.
- символ несгибаемой веры, мужества, товарищества
- стойкость, мужество, сила перед лицом смерти. Учащиеся высказывают свое мнение и аргументируют его.
Учащиеся высказывают мысль о том, что казаки также являются героями, они также жертвуют своей жизнью ради Отечества, ради веры.
- казаки выражают Тарасу безоговорочное доверие, веру в его силу.
- это люди с суровыми и могучими характерами, отдающие свои жизни на благо Отечества. Любовь к Родине вдохновляет, делает человека сильнее. |
П: овладение навыком смыслового чтения; формирование навыка выразительного чтения; развитие навыка художественного анализа текста. Р: умение корректировать ответ; умение выполнять учебные действия; развитие способности к регуляции учебной деятельности. К: формулирование собственного мнения и позиции, участие в коллективном обсуждении; продуктивное взаимодействие со сверстниками. . |
V. Домашнее задание
|
Написать сочинение «Тарас Бульба – народный герой»
|
Учащиеся записывают домашнее задание. |
|
Литература:
1. Учебник «Литература 6 класс» (автор - составитель Г.С. Меркин). В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2007
2. Кутузов А. Г. и др. как войти в мир литературы. 6 кл.: Методическое пособие /А. Г. Кутузов, А. Г. Гутов, Л. В, Колосс; Под ред. А. Г. Кутузова. - 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2001;
3. «Анализ художественного произведения» под. ред. М.Л. Семановой (книга для учителя), М., 1987г.
4. И. Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о Гоголе. М.,1987;
5. В. Вересаев. Как работал Гоголь;
6. Г. А. Гуковский. Реализм Гоголя. М., 1958 (и др. изд.);
7. Снежневская М. А. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература, 6 класс». М., 1990
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (docx, 1MB)
Скачать вложение