Простые приёмы формирования навыков смыслового чтения на уроках литературы в 5 классе
Автор: Таболкина Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Горловская СОШ» Скопинского района Рязанской областиМастер-класс
В 90-е годы прошлого столетия Россия по результатам различных исследований считалась самой читающей страной в мире. (слайд 2)
Тогда ценность книги и чтения была неоспорима. Но в наш цифровой век, где господствуют компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению, а ведь оно играет доминирующую роль в образовании и развитии личности. Подрастающее поколение особой любви к чтению не питает, прямой причиной этого является отсутствие должного развития навыка чтения.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух частей: технической, которая включает способ чтения, темп, правильность чтения, выразительность. И смысловой, отвечающей за понимание содержания и смысла читаемого.
Сегодня, как мы все понимаем, мало владеть только техническими навыками чтения. Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст и задание к нему.
Не научившись осмысленно читать, ребенок не сможет понять задачу по математике, а подготовить реферат или сообщение по какой - либо теме для слабо читающего ребенка будет непосильной задачей!
Проблему смыслового чтения поднимал ещё Я. А. Коменский, утверждавший, что читать и не понимать - то же, что совсем не читать [6].
А К. Д. Ушинский говорил: «Уметь читать в широком смысле этого слова- значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл» [7].
В ФГОС ООО [1] одним из требований к процессу формирования УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом. (слайд 3, 4)
Работа с текстом в основной программе ООО представлена в 3 разделах: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация, оценка информации.
На всех, без исключения, уроках учителя обращаются к разным видам текста. (слайд 5)
Это и художественные тексты, и таблицы, и диаграммы, и схемы.
А вот цель смыслового чтения-максимально конкретно и полно понять содержание любого вида текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Подробно описала подход к формированию навыков смыслового чтения Н. Н. Сметанникова, кандидат психологических наук, профессор, представитель России в Европейском комитете Международной ассоциации чтения. Она является автором и разработчиком более 50 научно-практических работ, среди них «Стратегиальный подход к обучению чтению», «Развивать одарённого читателя». Говоря о смысловом чтении, нельзя не коснуться опыта известного в конце 20 века педагога, автора педагогики сотрудничества Е. Н. Ильина.
Из книг этих известных авторов я выбрала для использования следующие приёмы: «Ассоциативный куст», приём предвосхищения событий, «Инсерт», «Ромашка Блума», «Кубик Блума», «Тонкие и толстые вопросы» и многие другие. Конечно, вам они тоже известны.
А сегодня я хочу познакомить вас с несколькими приемами, которые сформировались в моей практике в процессе работы с текстом. Они достаточно просты, но используя их в работе систематически, можно достигнуть неплохих результатов. Использование того или иного приема для развития смыслового чтения зависит от типа текста, его структуры.
Интересен и полезен приём «Литературные пазлы». Схема его такова. Дети прочитали текст. Распечатываем его, разрезаем на много частей, перемешиваем и предлагаем восстановить исходный вариант, расположив части по порядку. Можно дифференцировать задание. Более сильным учащимся можно предложить восстановить текст, намеренно убрав несколько частей. После восстановления попросить пересказать пропущенные части.
Приём «Стройся по порядку» также основан на восстановлении последовательности текста. (слайд 6)
Перед вами первый вариант задания по восстановлению поэтического отрывка из поэмы Н. Некрасова «Мороз-Красный нос». В первой части таблицы-первая половина строфы, во второй-вторая. Необходимо их соединить так, чтобы получился оригинал.
Второй вариант. Учителем заранее составляется план по произведению А. Погорельского «Черная курица или Подземные жители». Пункты плана перепутаны. Необходимо их расставить в соответствии с содержанием рассказа.
«Слова-потеряшки». (слайд 7) Прошу восстановить текст, вставив пропущенные слова. Поначалу это задание выполняется на стихотворных отрывках. А по мере овладения навыком можно предложить восстановить уже хорошо изученные прозаические тексты. При отработке навыков определения, например, художественных средств языка, можно пропускать слова, выражающие метафоры, эпитеты, сравнения и т.д. При знакомстве с жизнью писателей можно, к примеру, пропускать определённые биографические факты. Такой приём учит ориентироваться в тексте и понимать его смысл, находить необходимую информацию.
Ещё один интересный приём «Цитаты». (слайд 8). Его цель - привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей. Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги. Предлагаю для работы текст А. Погорельского «Черная курица или Подземные жители». К цитатам необходимо подобрать имя героя, который произнёс данные слова.
Другая форма приёма «Цитаты» выглядит следующим образом. Ученики получают серию цитат со ссылкой на автора. Они должны определить, какая из этих цитат ему не принадлежит и доказывать своё мнение.
Подобный этому приём «Лови ошибку». Он активизирует внимание учащихся, формирует умение анализировать информацию, умение применять знания в нестандартной ситуации, умение критически оценивать полученную информацию. Распечатываю строфу из уже знакомого поэтического текста или абзац из прозаического, намеренно заменяя несколько слов на другие. Задача ребёнка-найти эти слова и исправить ошибки. Поиск и исправление ошибок заставляют быть внимательным к словам, а шутливое настроение создаёт положительную мотивацию на уроке.
Для нас, учителей литературы, важно, понимают ли ученики значение слов. (слайд 9) В 5 классе изучаются произведения, начиная с устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы 18, 19 веков.
Многие слова уже вышли из нашего словарного оборота, а в произведениях они встречаются. Для определения их лексического значения применяю следующий пример «Соответствия». Он перед вами.
Прием «Верно-неверно». (слайд 10) Составляю по прочитанному тексту верные и неверные утверждения. Возьмём, к примеру, рассказ И. Тургенева «Муму». Часть из этих утверждений действительно имеет место быть на страницах рассказа, некоторые написаны несколько иначе, а некоторых вообще в тексте нет. Дети высказывают свои предположения и заполняют таблицу.
Приём «Опиши героя» (слайд 11) формирует умение осознания информации (понимание основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации текста
Даю задание - отметьте черты характера, которыми обладает герой книги. Подтвердите своё мнение эпизодом из книги.
Представленные приёмы являются весьма универсальными, т.е. их можно использовать на любом школьном уроке. Я с полной уверенностью могу утверждать, что все они работают на развитие УУД у учащихся. Формируются не только предметные умения, но и метапредметные, определяются нравственные позиции, происходит то самое смыслопорождение, являющееся конечной целью смыслового чтения.
Регулярно, в системе применяя их, обязательно удастся повернуть детей лицом к тексту, повысить их грамотность, обогатить их устную и, как следствие, письменную речь.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. URL:https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/ (дата обращения: 14.01.2022 г.)
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (дата обращения: 17.01.2022).
3. Криволапова, Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2018.
4. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2017. Сборник тезисов и докладов
5. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/board/jan_komenskij/15-1-0-16 (дата обращения: 17.01.2022).
6. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2017
7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений Константина Дмитриевича Ушинского в Электронной библиотеке НПБ им. К. Д. Ушинского
8. Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» URL: https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/
(дата обращения: 17.01.2022).
9. Материалы сайта «Учитель в Сети» URK: https://sites.google.com/site/ulejconf/ (дата обращения: 17.01.2022).
10. Материалы сайта «Веб - сервисы для учителя» https://sites.google.com/site/tkvgelearning/ (дата обращения: 17.01.2022).
Статья с презентацией во вложении (zip 600KB)
Скачать вложение