В волшебной стране Александра Грина
Автор: Елуфимова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 50», г. РязаньУрок литературы в 7 классе.
Федеральной рабочей программой по литературе для 7 класса назнакомство с художественным миром А. Грина и изучение одного из его произведений (на выбор предлагаются феерия «Алые паруса» или рассказ «Зелёная лампа») отводится 2 учебных часа. Данный урок является первым уроком по теме.
Урок 1
Люди в свете зелёной лампы
Все прекрасное на земле зависит
от воли сильных, чистых сердцем людей.
А. Грин
Цель: организовать образовательное пространство урока литературы для изучения особенностей творчества А. Грина на основе анализа идейно- художественных особенностей рассказа «Зелёная лампа».
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять тему, идею, художественные и композиционные особенности произведений;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- характеризовать и сопоставлять основных героев произведений, выявлять художественные средства создания их образов, используя схему;
- сопоставлять произведения одного и разных авторов по заданным основаниям. Анализировать форму выражения авторской позиции;
- выявлять средства художественной изобразительности в произведениях;
- использовать различные виды пересказа произведения или его фрагмента. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования);
- письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему или отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение.
Метапредметные:
Регулятивные:
- определять цели учебной деятельности, а также оптимальные средства её достижения, сознательно организовывать свою деятельность.
Коммуникативные:
- участвовать в коллективном диалоге;
- выстраивать взаимоотношениям с одноклассниками на принципах сотрудничества и взаимопомощи.
Познавательные:
- анализировать и обобщать факты;
- формулировать и обосновывать выводы на основе проведённого сравнения;
- совершенствовать способность решать творческие задачи.
Предварительная работа обучающихся:
- чтение текста рассказа А. Грина «Зеленая лампа».
Выполнение индивидуальных и групповых заданий:
- знакомство с фактами биографии А. Грина;
- составление отзыва о самостоятельно прочитанном романе-феерии «Алые паруса»;
- подготовка иллюстраций к рассказу «Зелёная лампа», отражающих композиционный приём, использованный в произведении;
- инсценировка диалога Стильтона и Ива Джона (1 часть произведения)
Оборудование:
- учебная презентация
- подготовленные иллюстрации к рассказу А. Грина «Зелёная лампа» и к рассказу Л. Толстого «После бала»
- оформление кабинета (книги, лампа под зелёным абажуром
- раздаточный материал («бортовые журналы»)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы и приёмы: эвристическая беседа, составление ассоциативного ряда, поисковое чтение.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап.
(Слайд 1). Звучит флейта (Александра Д.) На фоне музыки вступительное слово учителя.
Учитель. В этой стране необычные для русского слуха города и посёлки: Каперна, Лисс, Зурбаган; совершенно музыкальные имена: Ассоль, Грей; летающий человек и девушка, бегущая по волнам. И сам мир – блистающий. Кстати, один из романов этого удивительного писателя так и называется – «Блистающий мир» (слайд 2). Вот почему и мы так необычно начали сегодняшний урок. Итак, мы в волшебной стране Александра Грина. В своё время критик Зелинский даже назвал эту страну – Гринландия. Запишите, пожалуйста, число и общее название уроков по творчеству этого замечательного писателя (слайд 3).
- С каким литературным направлением может ассоциироваться, может быть связана такая необычность (романтизм). Вспомните некоторые признаки романтизма (ответы учащихся). Вы абсолютно правы: в реальной жизни такого просто не бывает. Литературоведы даже пользуются термином «неоромантизм». Но…
Краткие сведения о жизни писателя:
Посмотрите внимательно на фотографии мальчика Александра, молодого человека Александра Степановича Гриневского - писателя Александра Грина (слайд 4). К.Г. Паустовский утверждал, что Грин рано постарел. Сам писатель говорил, что похож на «помятую сторублёвую бумажку». Как вы думаете, почему некоторые люди быстро стареют? (ответы учащихся). Да, многое пришлось пережить А. Грину – свой блистающий мир он выстрадал (слайд 5). (Подготовленные учащиеся рассказывают о жизни А. Грина, звучат фрагменты из стихотворения Б. Чичибабина «Памяти Грина»).
Приходится просто удивляться тому, насколько художественный мир творца может быть оторван от реальной жизни, насколько может увлечь этот созданный воображением мир алых парусов, которые стали неким символом. О своих впечатлениях от прочитанного романа поделится Арина Б. (слайды 7 – 9). Слова Артура Грея на долгие годы стали жизненным принципом, кредо многих людей. Предлагаю записать в качестве эпиграфа слова А. Грина (слайд 10).
- Как вы думаете, почему праздник выпускников, который ежегодно проводится в Санкт-Петербурге, называется «Алые паруса»? (слайд 11) Символом чего стало название повести? А зелёная лампа? (слайд 12; ответы учащихся)
2. Целеполагание.
- Запишите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется словосочетание «Зелёная лампа» (составление ассоциативного ряда).
- Дома вы прочитали рассказ А. Грина «Зелёная лампа» (слайд 13). Он несколько отличается от произведений, которые мы сегодня называли. Сможете ли вы сразу ответить на вопрос: в чем же вы видите особенности упомянутого рассказа А. Грина? (попытки, учащихся на вопрос). Вы явно испытываете затруднения. Это и понятно: чтобы разобраться в хитросплетениях сюжеты, в сложностях взаимоотношений героев, недостаточно бегло прочитать текст, тем более художественный. Таким образом, предметом анализа становится прочитанное дома произведение А. Грина с целью выявления его идейно-художественных особенностей. Выражаю надежду, что сегодняшний и последующий уроки вам будут не только интересны, но и полезны, поскольку помогут найти ответы на вопросы, касающиеся не только текста произведения. Посмотрите на эти вопросы (слайд 14). Работать сегодня вы будете и в тетрадях (индивидуально), и в бортовых журналах (раздаточный материал) (в парах).
3. Актуализация литературоведческих терминов проводится в форме терминологического диктанта с последующей самопроверкой (см. бортовой журнал, рубрика «Словарь урока»).
4. Аналитическая работа с текстом рассказа.
- Докажите словами текста, что в рассказе есть признаки реализма (точно названы время и место действия, социальные роли действующих лиц).
- Составьте афишу. Отражает ли составленная вами афиша полное содержание рассказа? Почему? Как называется такой приём?
- Обратите внимание на иллюстрации, подготовленные Лизой З..
Вывод 1: основным композиционным приёмом в рассказе А. Грина «Зелёная лампа» является антитеза (запись в тетради).
- В ваших бортовых журналах есть таблица с лакунами, т.е. с пропусками. Работая в парах, заполните эти пропуски словами из текста (2-3 минуты). Какой вывод вы можете сделать на основе полученных результатов? (самопроверка, слайд 15)
Вывод 2: Стильтон и Ив Джон – полные антиподы (по возрасту, социальному положению).
- Что является завязкой в рассказе? (предложение Стильтона). Инсценировка (Богдан Н., Станислав Д., Даниил Н.)
- Как называют предложение Стильтона сами герои? При ответе используйте слова текста.
Вывод 3: предложение Стильтона стало завязкой истории.
Часто ли людям поступают такие предложения? Добавляем слово «необычной».
6. Рефлексия (слайд 16).
7. Домашнее задание (на выбор).
1. Написать развёрнутый ответ на вопрос: «Как бы я отнёсся к предложению Стильтона?
2. Составить таблицу «Признаки романтизма и реализма в рассказе А. Грина «Зелёная лампа».
Литература:
1. Варламов А.Н. Александр Грин. Биография – М.: Эксмо, 2020. – 544 с.
2. Мир и человек в творчестве А. С. Грина Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/public/zhizn-aleksandra-grina.htm
3. Поэзия и проза Александра Грина/ В. В. Харчев ; Горьк. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1975. - 256 с.
4. Чичибабин Б.А. И все-таки я был поэтом… : Борис Чичибабин в стихах и прозе. – Харьков : Фолия; Каравелла, 1998. – 463 с.
Материалы к занятию во вложении (zip, 1 Mb)
Скачать вложение