РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2023»
Путешествие в мир детской книги

Вопрос о правде в драме М. Горького «На дне»

Автор: Кузькина Надежда Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, Рязанская область Сасовский район с. Малый Студенец МКОУ «Малостуденецкая СШ»

Урок литературы в 11 классе

Цели урока для учащихся:

знать: как решается вопрос о правде в пьесе М.Горького «На дне»;
уметь: сформулировать позицию героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

Цели урока для учителя:
обучающая: создавать условия для определения обучающимися позиции героев пьесы относительно вопроса о правде через решение проблемной ситуации, побуждать учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова;

развивающая: способствовать активизации монологической речи, развитию умения анализировать прочитанный текст, выделять главную мысль в речи персонажей пьесы, сравнивать   и доказывать свою точку зрения;

воспитательная: создание условий для формирования навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, для активизации творческих способностей учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-дискуссия

Методы обучения (технология): учебный диалог, работа в группах.

Оборудование компьютер, проектор, текст пьесы М.Горького «На дне».

Эпиграфы к уроку:

В жизни важно, кто именно говорит правду.
В устах некоторых и правда становится ложью
.
Т. Манн
Настоящая правда всегда неправдоподобна;
чтобы сделать ее правдоподобнее,
нужно примешать к ней лжи
.
Ф. Достоевский
(слайд 1)

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Вижу, что все готовы к уроку. Тогда вперед!

II. Формулирование темы, целей урока.

Учитель:

-А начнём урок с крылатых выражений. Прочитайте эпиграфы к уроку.

В жизни важно, кто именно говорит правду. В устах некоторых и правда становится ложью.
Т. Манн

Настоящая правда всегда неправдоподобна; чтобы сделать ее правдоподобнее, нужно примешать к ней лжи.
Ф. Достоевский

Ответьте на вопрос:

- О чем все эти высказывания? (о правде)

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока.

( Вопрос о правде в пьесе М.Горького «На дне». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

- Давайте определим цели нашего урока.

- Что мы должны знать и уметь?

(знать: как решается вопрос о правде в пьесе М.Горького «На дне»;

уметь: формулировать позицию героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.) (слайд 3)

III. Актуализация знаний.

Учитель: Герои пьесы “На дне” пoлучились oбoбщенными, coбирательными oбразами, хoтя и типичными. В нoчлежке oкaзaлись разные люди как по характеру, так и социальному положению.

1) Вспомните, кто живёт в ночлежке, и кратко охарактеризуйте их.

(учащимся раздаются карточки с именем героя, которому надо дать краткую характеристику).(слайд 3,4)

2) В чём спасение людей, оказавшихся на самом “ дне” жизни?

Учитель:

В начале XXвека М.Горький обращается к теме разоблачения пороков капиталистической жизни. Пьеса «На дне» -это своего рода протест против социальных порядков и призыв к людей к другой жизни, свободной жизни.

IV.Первичное усвоение знаний

Учитель: Прочитайте высказывания и определите, каким героям пьесы М. Горького «На дне» они принадлежат. (работа с Приложением 1)

Приложение 1

1.     И.. . чего тебе правда больно нужна.. . подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя… Вот.. . ты говоришь правда.. . Она, правда-то, не всегда по недугу человеку.. . не всегда правдой душу вылечишь.. . Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил..._______

2.       Старик, эй! Ты где? Я - вспомнил..., слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.) 
Господа! Если к правде святой 
Мир дорогу найти не умеет, - 
Честь безумцу, который навеет 
Человечеству сон золотой! ____________

3.     Видно, вранье-то... приятнее правды... __________

4.     Мм-да!.. А я вот.. . не умею врать! Зачем? По-моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться? ___________

5.     Какая правда? Где правда? (Треплет руками лохмотья на себе. ) Вот правда! Работы нет... силы нет! Вот правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне правду? Жить дьявол жить нельзя.. . вот она правда!... Говорите тут пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех.. . Я тебе скажу.. . ненавижу я всех! И эту правду.. . будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!... Правды он.. . не любил, старик-то.. . Очень против правды восставал.. . так и надо! Верно какая тут правда? И без нее дышать нечем.. . Вон князь.. . руку-то раздавил на работе.. . отпилить напрочь руку-то придется, слышь.. . вот те и правда!  _________ 

6.     Да. А как же?. . Что такое.. . странник? Странный человек.. . непохожий на других.. . Ежели он... что-нибудь знает... что-нибудь узнал эда-кое.. . не нужное никому.. . может, он и правду узнал там... ну, не всякая правда нужна.. . да! ________

7.     Что такое правда? Человек вот правда! Он это понимал... вы нет! Вы тупы, как кирпичи.. . Я знаю ложь! Кто слаб душой.. . и кто живет чужими соками тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого зачем тому ложь? Ложь религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!________

Проверка по слайду 6.

(ответ: 1. Лука. 2. Актер 3. Наташа.. 4. Бубнов. 5. Клещ. 6. Костылев! 

7. Сатин)

Учитель: Как вы думаете, что понимают под правдой герои пьесы? Но сначала дайте определение слову«правда».

Учащиеся дают определение слову «правда». Затем говорят о том, что

в пьесе рассматривается несколько уровней правды: «частная» правда, которая у каждого героя своя, и каждый сам её отстаивает: у Насти- необыкновенная, светлая любовь; у Барона- существование своего благополучного прошлого и т.д.; другой уровень «правды»- мировоззренческий, он просматривается в репликах Луки.

-         Что объединяет все высказывания?

-         Какой вопрос не даёт покоя всем ночлежникам?

(Что же такое правда, а самое главное- нужна ли правда человеку?)(слайд 7)

Учитель: Многие известные люди пытались найти ответ на вопрос: «Что такое правда? Что лучше: ложь во спасение или жестокая истина?». В своей пьесе М.Горький пытается найти ответ на этот вопрос. Не случайно его герои, все герои говорят о правде, и у каждого она своя. Сам автор пьесы пытается ответить на философский вопрос: «Что лучше- истина или сострадание?».

V. Открытие новых знаний.

Организация работы по новой теме

Учитель: А теперь подумаем, как мы будем искать ответ на этот вопрос.

Но сначала скажите, кто из героев пьесы вступает в спор о правде, а не просто произносит реплику? (Сатин, Лука, Барон).

- Так как мы выделили трех героев, предлагаю разделиться на группы. Каждая группа будет отстаивать правду (точку зрения) одного из героев. Ответ учащиеся составляют в соответствии с планом (Приложение 2)

Приложение 2.

Карточка.

Составьте рассказ о герое по плану.

1)Значение имени, фамилии героя.

2) Прошлое героя. Как оказался в ночлежке?

3) Как относится к окружающим?

4) Что говорит о правде, как к ней относится.

( Учащиеся делятся на группы: 1 группа - Барон, 2 группа - Лука, 3 группа –Сатин. В каждой группе по 5 человек. Каждая группа готовит сообщение по предложенному плану).(слайд 8)

Примерные итоговые ответы учащихся на вопрос 4:

 Первая «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё равно все рано или поздно умрут. Бубнов- скептик, циник. Относится к жизни со злобным пессимизмом. Он жесток в отношении к людям. В нём нет жалости, сострадания, веры в лучшее. Он видит лишь негативную сторону жизни. Разрушает в людях остатки веры и надежды

«Правда» странника Луки в том, что если для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ему нужно лгать, ибо это будет являться ложью во благо. Без нее человек может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе, так как утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть его жизненную позицию. Например, герой считает, что: «Во что веришь, то и есть».

Также есть третья «правда», которая отображается в образе Сатина- шулера и алкоголика. В прошлом он был телеграфистом, а за убийство человека попал в тюрьму. В итоге оказался в ночлежке и отстаивает свою «правду» о том, что ложь — религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Сатин считает, что человека нужно уважать, а не унижать жалостью. Именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда — бог свободного человека!».)\

VI. Первичная проверка понимания.

Учитель: А теперь давайте заполним таблицу: коротко, одной фразой, выразим суть правды наших героев персонажей.

Приложение 3

Заполните таблицу « Три правды в пьесе «На дне»


Бубнов

Лука

Сатин




(Ответ учащиеся проверяют по слайду 9.)

Бубнов

Лука

Сатин

«Правда факта»

«Во что веришь, то и есть»

«Человек –вот правда»

VII. Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Учитель:

- В чём заключается авторская позиция по отношению к вопросу о правде?

(Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание.)

- Насколько оправдано такое противопоставление?

- Что лучше - истина или сострадание? Это философский вопрос, который ставит сам автор пьесы. Какой ответ можно дать на этот вопрос?

Герои Горького отражают двойственность, противоречивость позиции самого автора. И эту позицию писатель вкладывает в уста Сатина.

Ответ учащихся: После ухода Луки Сатин говорит: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей ... Старик - не шарлатан! Что такое правда? Человек - вот правда ... Старик? Он - умница! Он ... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету!..

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека : «Не жалеть... не унижать его жалостью ... уважать надо! - утверждает иную жизненную позицию. Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень – то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.

Учитель: Скажите, ребята, ведь Сатин говорит о лучшем, а сам он на что способен? Можно ли Сатин назвать положительным героем? Смогут ли обитатели ночлежки вырваться со дна жизни?

Сатина нельзя считать положительным героем, потому что М. Горький показал бессилие босяков, а также их неспособность бороться за социальное переустройство жизни.

VIII.Обобщение и систематизация знаний.

Создание условий для устных развернутых высказываний учащихся при ответе на вопросы:

- Кто вступает в спор о правде?

- Нужна ли правда героям ночлежки?

- Смогут ли герои выбраться со «дна» жизни?

- Почему М.Горький   слова о Человеке доверил Сатину?

- Решён ли вопрос о правде?

Почему пьеса «На дне»- драма?

IX. Итог урока

Учитель: Обратимся к цели нашего урока. Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Согласны ли вы с крылатыми выражениями, которые прозвучали в начале урока?

IX. Домашнее задание. (слайд 10)

- Выберите себе сами домашнее задание:

1.Подготовьте развёрнутый ответ, используя один из эпиграфов урока.

2. Ответьте на вопрос: «В чем проявляется гуманизм пьесы М. Горького «На дне»?»

3. Выучите монолог Сатина наизусть

VII. Рефлексия(слайд11)

Продолжите фразу

1. На уроке я работал…

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался….

4. За урок я….

5. Мое настроение…

6. Материал урока мне был…

VIII. Комментирование оценок.

Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

(Ученики оценивают свою работу на уроке , если затрудняются, то помогают другие учащиеся)

Учитель: Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу. (слайд 12)

Литература

1. Афоризмы и цитаты о правде. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-pravde (Дата обращения 25.12.2018г.)

2. Журавлёва В.П. Учебник под редакцией Литература. 11 класс (в 2 ч.) – М., «Просвещение», 2017.

3. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века – М., «ВАКО», 2003.

4.Альбеткова Р.И., Выходцев П. С., Громцева С.Н. и др.; под редакцией Ковалёва В.А. Изучение русской литературы в 10 классе: Пособие для учителя.- М, «Просвещение», 1988.

5. М.Горький. Избранные сочинения. Пьеса М. Горького «На дне» стр. 890. – М., «Художественная литература», 1986.

Полный текст конспекта с презентацией во вложении (Архив zip, 2.6MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazangov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru