Жилин и Костылин. Кто настоящий герой рассказа?
Автор: Таболкина Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Горловская СОШ" Скопинского муниципального района Рязанской областиКонспект урока литературы в 5 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Планируемые результаты:
личностные:
– формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;
– формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
метапредметные:
– ставить цели, задачи;
– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);
– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);
– планировать учебную деятельность;
– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;
– искать и собирать дополнительную информацию.
предметные:
в познавательной сфере:
– извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и другую информацию (фактуальную, подтекстовую и концептуальную);
– самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
– интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
в коммуникативной сфере:
– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;
в эстетической сфере:
– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.
Ход урока
I. Мотивация. Вхождение в урок.
Здравствуйте! На прошлом уроке мы познакомились с героями рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Сегодня я предлагаю вам встретиться с ними ещё раз, чтобы выяснить, кто же является настоящим героем. Слайд 2.
II. Актуализация знаний.
Слайд 3-4.
Как вы думаете, а чей это портрет? Да, и это тоже портрет Л. Н. Толстого. В 1851 году Лев Николаевич Толстой поехал на Кавказ добровольцем.
Спустя год он поступил на военную службу и стал принимать участие в походах в качестве артиллериста. Поэтому история, описанная им в рассказе, известна писателю не понаслышке.
По сюжету рассказа нашим отечественным кинематографом создано два художественных фильма. Один в 1975 году, а второй, более современный, в 1996году. Прошлый год был объявлен годом кино, мы получили возможность просмотреть бесплатно более 500 российских кинокартин. Все мы посмотрели фильм 1975 года, снятый на студии «Грузия-фильм». Я предлагаю сейчас увидеть ещё раз некоторые фрагменты из картины и соотнести их с отрывками из рассказа, текст которого есть в учебнике литературы (Дети находят отрывки к эпизодам в книге и зачитывают выразительно).
III. Основная часть урока.
1. Слово учителя. Ребята, нашим хорошим помощником в работе является портал «Российская электронная школа». Вы все с ним хорошо знакомы. Учителя, работающие на этом портале, размещают интересные видео-уроки, можно выполнить множество различных тренировочных упражнений по закреплению теоретического материала.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию выступление учителя по теме нашего сегодняшнего урока.
2. Краткое содержание видео-лекции.
Что читали в начальной школе. В начальной школе вы читали рассказы Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Лев и собачка», «Филиппок», «Акула», «Прыжок».
Интерес к детям. Вы помните, что писателя интересовала жизнь детей. Он считал, что каждый человек должен получить образование, поэтому в своем имении Ясная поляна открыл школу для бедных детей. Сам преподавал в этой школе и написал для нее учебники: «Азбуку» и «Новую азбуку». Впоследствии писатель создал 4 тома «Русской книги для чтения», куда вошли более 100 сказок, новелл и басен и откуда многие из прочитанных вами в начальной школе рассказов.
Рассказ написан с образовательной целью. В 4 томе «Русской книги для чтения» помещен «Кавказский пленник».
Простой язык/ритм. Именно потому что рассказ написан для детей, его язык предельно прост. Здесь нехарактерный для «взрослой» прозы Л.Н. ритм – краткие, в основном, простые предложения, простые описания. Мы слышим, что у прозы тоже бывает ритм. Вот как звучит начало рассказа: Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха мать…
Недетскость темы. Язык рассказа близок детям, а события, о которых идет речь, далеки от детства. Разговор идет о войне. О том, как разные по характеру люди, выживают в экстремальных условиях, кто-то остается сильным духом, а кто-то оказывается сломлен. Об отношении к врагу. Об отношении друг к другу. Почему такая недетская тема? Л.Н. Толстой считал, что детей нужно вводить в жизнь, знакомить с ее реалиями, ничего не преукрашивая и не облегчая. Все должно быть честно. Задача педагога и писателя подготовить ребенка к жизни в этом непростом мире.
Злободневность темы. Тема войны на тот момент была злободневной.
В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. Предысторией было присоединение Грузии к Российской империи в 1801 г. В итоге к России были присоединены и Армения, и Азербайджан – все Закавказье оказалось под властью русского царя. Только горные народы Северного Кавказа отстаивали свою независимость. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Горные народы (горцы) не из смиренных, готовых подчиниться чужой власти, это люди гордые, независимые. Кавказская война была очень жестокой.
Участие писателя в войне. 23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ.(1851 г.) 31 год войны. Рассказ «К. п.» Толстой написал 20 лет спустя.
Быль. Толстой назвал свой рассказ былью. Что это значит?
Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни. Она была. Часть фактов (о дружбе пленного офицера и татарской девочки, о мастере-резчике по дереву, о собаке, которую пленник прикормил) Толстой взял из воспоминаний офицера Ф.Ф. Торнау. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как чеченцы гнались за ним и чуть не взяли его в плен. Авторский вымысел писатель также использует: в рассказе два пленника и два побега.
Почему Кавказский пленник, если пленников двое? Жилин – пленник по обстоятельствам, но не духом, а Костылин - и по обстоятельствам, и внутренне: в плену у своего страха и эгоизма.
3. Выявление проблемы урока. Слайд 12.
Зачем я прочитала вам эту сказку? Подумайте, с кем из героев рассказа сходны эти две лягушки? Каждый в жизни выбирает себе дорогу сам.
3. Решение поставленной проблемы.
Кто же считается настоящим героем рассказа? Как это понять?
Что значит сравнить героев художественного произведения?
Сравнить героев - установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях – это обязательное условие сравнения.
На прошлом уроке и дома вы составляли сравнительную характеристику главных героев. Это означает, что в процессе работы с текстом наблюдали, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратили внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. Давайте обобщим все наши выводы. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является главным героем рассказа. Работать над характеристикой героев мы будем по алгоритму. Слайд 15.
Характеристика Жилина и Костылина, попадавших в разные критические ситуации. Слайды 16-20.
Качество |
Жилин |
Костылин |
Смысл фамилии |
Жилы —кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый —сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами. Переносный смысл – выносливый. |
Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги. Переносный смысл – сам не может, зависит от обстоятельств. |
Внешность |
«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был». |
«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет». |
Род занятий |
Офицер |
Офицер |
Материальная обеспеченность |
Беден |
Богат |
Доброта |
Думает о матери, жалеет ее. Прощает Костылина за слабость. |
|
Отношение к другим людям |
Интересны ему, любит детей, всем помогает, даже врагам. |
Сосредоточен на себе и своей беде. |
Отношение к лошади |
«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)…» «…Матушка, вынеси, не зацепись ногой…» |
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого». |
Храбрость — трусость |
«— …Не дамся же живой…» «— …С ними что робеть, то хуже» |
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху». |
Поведение в плену |
«Сам думает: «Я уйду». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать». «Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер». |
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал». «По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит». |
Мнение татар о пленниках |
«Джигит» |
«Смирный» |
Наблюдательность, любознательность |
«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть». |
|
Выносливость, мужество |
«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает». |
«Костылин все отстает и охает». |
Верность, преданность |
«…не годится товарища бросать». |
Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади. |
Итак, подведем итог – слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды. Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин - два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой. (Антитеза (от греч. Аntithesis) – противоречие, противоположение – противопоставление). Приведите в пример литературные произведения, построенные на приёме антитезы. («Сказка о царе Салтане» А. Пушкина- образы царицы и царевны, «Толстый и тонкий» А. Чехова- образы главных героев и др.)
Слайд 21.
IV. Работа в группах. Как проявляют себя Жилин и Костылин во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми. Ученикам предлагается распределить карточки с написанными на них качествами характера в разные столбики.
Жилин |
Костылин |
Смекалка Доброта Смелость Хитрость Выносливость Терпение Уважение Мастерство Внимательность Нежность Благородство Забота Любовь Желание быть свободным |
Эгоизм Иждивенчество Неуважение Лень Равнодушие Предательство |
V.Рефлексия.
Давайте вернёмся в начало урока. Доказали ли мы кто достоин называться настоящим героем? Что должно его отличать?
VI. Итог урока.
Кого же мы считаем главным героем рассказа «Кавказский пленник»? Высказывания учащихся.
VII. Домашнее задание. Закрепить знания, полученные на уроке, нам снова поможет портал «РЭШ». Дома выполнить тестовые задания к уроку № 34. А также подготовить иллюстрации к понравившимся эпизодам рассказа.
Скачать вложение