Математические посиделки «Праздники чисел»
Автор: Болоненко Анастасия Владимировна, учитель математики МБОУ «СОШ № 4» г. Скопина Рязанской областиВнеклассное мероприятие для учащихся 9-х классов.
В начале данного мероприятия, нацеленного на расширение кругозора учащихся, развитие их интереса к изучению математики, воображения, коллективизма предоставление возможности для демонстрации учащимися своих творческих способностей, учитель рассказывает о праздниках, связанных с числами: День числа Пи, День квадратного корня, День программиста. К рассказу привлекаются учащиеся: они могут угадывать, каким числам посвящены праздники, когда они отмечаются, каковы атрибуты праздников. Также можно поручить отдельным учащимся подготовить краткую информацию о конкретных праздниках. А затем ученикам предлагается выполнить творческое задание: разбившись на группы, придумать свой праздник, связанный с числом или каким-то математическим символом, и назвать его дату; нарисовать открытки для этого праздника; придумать атрибуты праздника (например, праздничное меню, список приглашенных, способ украшения помещения) и/или мероприятия; подготовить концертный номер. В качестве помощи для подготовки концертного номера можно раздать тексты песен, стихов и частушек на математические темы. Но можно дать такое задание на дом и тогда песни и стихи ученики могут сочинить или подобрать сами.
Цели:
I. Беседа о праздниках числах (рассказ учителя сопровождается презентацией)
По ходу беседы ученикам задаются наводящие вопросы, чтобы они могли проявить эрудицию и пофантазировать.
Вступительное слово: сегодня мы поговорим о необычных праздниках, которые отмечают математики и любители чисел. Но начнем с праздника, который является не совсем математическим, однако дата его празднования тоже связана с магией чисел.
Этот праздник связан с профессией, которая появилась сравнительно недавно — в 20-м веке (хотя первая её представительница жила и работала в веке 19-м). Что же это за профессия, когда отмечается соответствующий праздник и почему?
1) День программиста — профессиональный праздник программистов, отмечаемый на 256-й день года. Число 256 (28) выбрано потому, что это количество различных значений, которые можно выразить с помощью восьмиразрядного байта. И также это максимальная целая степень числа 2, которая меньше 365 (дней в году).
В невисокосный год данный праздник выпадает на 13 сентября, в високосный — на 12 сентября.
Впервые идея празднования «Дня программиста» была обнародована главой издательского дома «Компьютерра» Дмитрием Мендрелюком 15 июля 1996 года. Днем компьютерщика было предложено считать первую пятницу сентября, названную «Чистой пятницей». В 2002 году сотрудник веб-студии «Параллельные Технологии» Валентин Балт организовал сбор подписей под обращением к правительству РФ в поддержку признания 256-го дня года официальным праздником программистов.
11 сентября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ, подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, который устанавливает в России новый официальный праздник — «День программиста».
Были и другие даты празднования дня программиста, но они связаны исключительно с информатикой, и поинтересоваться вы ими можете сами в Интернете.
2) Какие числа настолько примечательны, что в честь них можно устроить праздник?
14 марта отмечается один из самых необычных праздников — Международный день числа «Пи» (International π Day). Впервые День был отмечен в 1988 году в научно-популярном музее Эксплораториум в Сан-Франциско (San Francisco Exploratorium).
День числа пи отмечается любителями математики 14 марта в 1:59:26.
Этот неофициальный праздник придумал в 1987 году физик из Сан-Франциско Ларри Шоу, который подметил, что в американской системе записи дат (месяц / число) дата 14 марта — 3/14 — и время 1:59:26 совпадает с первыми разрядами числа π = 3,1415926….
Обычно празднуют в 1:59:26 дня (в 12-часовой системе), но придерживающиеся 24-часовой системы считают, что в этот момент время 13:59, и предпочитают отмечать ночью.
Празднуют и день приближённого значения π — 22 июля (22/7).
С этим необычным числом мы сталкиваемся уже в младших классах школы, когда начинаем изучать круг и окружность. Число π — математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине ее диаметра.
Как считают специалисты, это число было открыто вавилонскими магами. Оно использовалось при строительстве знаменитой Вавилонской башни. Однако, недостаточно точное исчисление значения «Пи» привело к краху всего проекта. Возможно, что эта математическая константа лежала в основе строительства легендарного Храма царя Соломона.
Примечательно, что Международный день числа «Пи», случайно или умышленно, совпадает с днем рождения одного из наиболее выдающихся физиков современности — днем рождения Альберта Эйнштейна.
Ученые очень любят этот праздник, отмечая его разнообразными физико-математическими и кулинарными мероприятиями. Кулинария здесь приходится как раз очень кстати — обычно выпекаются большие круглые торты, и вся команда рассаживается вокруг «магического» круга (как правило, с нарисованным «Пи» в центре, угощаясь и рассуждая об относительности этого необычного числа). В это время читают хвалебные речи в честь числа π, его роли в жизни человечества, рисуют антиутопические картины мира без π, пекут и едят «пи-рог» («pie») с изображением греческой буквы «пи» или с первыми цифрами самого числа, пьют напитки и играют в игры, начинающиеся на «пи», решают математические головоломки и загадки, водят хороводы вокруг предметов, связанных с этим числом.
А для запоминания собственно числа пи есть много мнемонических фраз, самая простая:
«Что я знаю о кругах»
Здесь число букв в каждом из слов – соответствующая цифра в десятичной записи числа. По тому же принципу «работает» фраза, использовавшаяся в дореволюционной гимназии:
«Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ»
Она даёт значение 3,1415926536. Кроме того, всегда, когда выписываешь число по этой фразе, можно вспомнить, что для повышения точности последнюю шестёрку стоит заменять на 58.
Нужно только постараться,
И запомнить все, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
3) День квадратного корня — неофициальный праздник, отмечаемый девять раз в столетие: в день, когда и число, и порядковый номер месяца являются квадратными корнями из двух последних цифр года (например, 2 февраля 2004 года: 02-02-04).
Впервые этот праздник отмечался 9 сентября 1981 года (09-09-81). Основателем праздника является школьный учитель Рон Гордон (Ron Gordon) из города Редвуд Сити, Калифорния, США.
По объективным математическим причинам этот праздник может отмечаться строго девять раз в столетие (семь раз в первой половине века и дважды — во второй), всегда в одни и те же дни:
1 января хх01 года
2 февраля хх04 года
3 марта хх09 года
4 апреля хх16 года
5 мая хх25 года
6 июня хх36 года
7 июля хх49 года
8 августа хх64 года
9 сентября хх81 года
При этом интересно заметить, что промежуток (в годах) между праздниками составляет непрерывную последовательность нечётных чисел: 3, 5, 7 и т. д.
Главным блюдом на этом «праздничном столе» обычно являются вареные кубики из корнеплодов и выпечка в форме математического знака квадратного корня.
(Анекдот «по теме»). Студент копает землю.
Другой спрашивает:
-Что делаешь?
-Понимаешь, дали задание: найти квадратный корень.
Третий день копаю, но только все круглые попадаются.
Можно дополнительно рассказать ученикам про День моля, а также продемонстрировать сайт «10 чисел, на которых держится мир» (нажать кнопку на слайде, откроется сохранённая веб-страница, но можно посмотреть и в Интернете) — с большинством учащиеся 9-го класса пока не знакомы, но тех, кто увлечён математикой и физикой, эта информация может заинтересовать.
II. Творческое задание для учащихся:
1) придумать свой праздник, связанный с числом или каким-то математическим символом, и назвать его дату;
2) нарисовать открытки для этого праздника;
3) придумать атрибуты праздника (например, праздничное меню, список приглашенных, способ украшения помещения) и/или мероприятия;
4) подготовить концертный номер.
Для выполнения задания ученики разбиваются на группы, для подготовки концертного номера им раздаются тексты стихов, песен и частушек на математические темы.
III. Демонстрация результатов творчества учащихся.
Список использованных ресурсов Интернета:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0 — День программиста
2. http://inovit.ru/2011/09/den-programmista/
3. http://netottam.livejournal.com/146910.html — День программиста
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0_%D0%BF%D0%B8 — Международный день числа Пи
5. http://www.calend.ru/holidays/0/0/1919/ — Международный день числа Пи
6. http://www.mnemonica.ru/zapominalki/chislo-pi — мнемонические правила для запоминания числа Пи
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8F — День квадратного корня
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8F — День моля
9. http://expert.ru/russian_reporter/2008/19/cisla/ — 10 чисел, на которых держится мир
10. http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show&f=114 — песни и стихи о числах
11. http://vysockiy.ouc.ru/alisa-v-strane-chudes.html — стихи о числах (В.Высоцкий)
Полный вариант статьи во вложении (zip, 3.6MB)
Цели:
- расширение кругозора учащихся;
- развитие интереса учащихся к изучению математики;
- развитие воображения учащихся;
- развитие коллективизма;
- предоставление возможности для демонстрации учащимися своих творческих способностей.
I. Беседа о праздниках числах (рассказ учителя сопровождается презентацией)
По ходу беседы ученикам задаются наводящие вопросы, чтобы они могли проявить эрудицию и пофантазировать.
Вступительное слово: сегодня мы поговорим о необычных праздниках, которые отмечают математики и любители чисел. Но начнем с праздника, который является не совсем математическим, однако дата его празднования тоже связана с магией чисел.
Этот праздник связан с профессией, которая появилась сравнительно недавно — в 20-м веке (хотя первая её представительница жила и работала в веке 19-м). Что же это за профессия, когда отмечается соответствующий праздник и почему?
1) День программиста — профессиональный праздник программистов, отмечаемый на 256-й день года. Число 256 (28) выбрано потому, что это количество различных значений, которые можно выразить с помощью восьмиразрядного байта. И также это максимальная целая степень числа 2, которая меньше 365 (дней в году).
В невисокосный год данный праздник выпадает на 13 сентября, в високосный — на 12 сентября.
Впервые идея празднования «Дня программиста» была обнародована главой издательского дома «Компьютерра» Дмитрием Мендрелюком 15 июля 1996 года. Днем компьютерщика было предложено считать первую пятницу сентября, названную «Чистой пятницей». В 2002 году сотрудник веб-студии «Параллельные Технологии» Валентин Балт организовал сбор подписей под обращением к правительству РФ в поддержку признания 256-го дня года официальным праздником программистов.
11 сентября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ, подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, который устанавливает в России новый официальный праздник — «День программиста».
Были и другие даты празднования дня программиста, но они связаны исключительно с информатикой, и поинтересоваться вы ими можете сами в Интернете.
2) Какие числа настолько примечательны, что в честь них можно устроить праздник?
14 марта отмечается один из самых необычных праздников — Международный день числа «Пи» (International π Day). Впервые День был отмечен в 1988 году в научно-популярном музее Эксплораториум в Сан-Франциско (San Francisco Exploratorium).
День числа пи отмечается любителями математики 14 марта в 1:59:26.
Этот неофициальный праздник придумал в 1987 году физик из Сан-Франциско Ларри Шоу, который подметил, что в американской системе записи дат (месяц / число) дата 14 марта — 3/14 — и время 1:59:26 совпадает с первыми разрядами числа π = 3,1415926….
Обычно празднуют в 1:59:26 дня (в 12-часовой системе), но придерживающиеся 24-часовой системы считают, что в этот момент время 13:59, и предпочитают отмечать ночью.
Празднуют и день приближённого значения π — 22 июля (22/7).
С этим необычным числом мы сталкиваемся уже в младших классах школы, когда начинаем изучать круг и окружность. Число π — математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине ее диаметра.
Как считают специалисты, это число было открыто вавилонскими магами. Оно использовалось при строительстве знаменитой Вавилонской башни. Однако, недостаточно точное исчисление значения «Пи» привело к краху всего проекта. Возможно, что эта математическая константа лежала в основе строительства легендарного Храма царя Соломона.
Примечательно, что Международный день числа «Пи», случайно или умышленно, совпадает с днем рождения одного из наиболее выдающихся физиков современности — днем рождения Альберта Эйнштейна.
Ученые очень любят этот праздник, отмечая его разнообразными физико-математическими и кулинарными мероприятиями. Кулинария здесь приходится как раз очень кстати — обычно выпекаются большие круглые торты, и вся команда рассаживается вокруг «магического» круга (как правило, с нарисованным «Пи» в центре, угощаясь и рассуждая об относительности этого необычного числа). В это время читают хвалебные речи в честь числа π, его роли в жизни человечества, рисуют антиутопические картины мира без π, пекут и едят «пи-рог» («pie») с изображением греческой буквы «пи» или с первыми цифрами самого числа, пьют напитки и играют в игры, начинающиеся на «пи», решают математические головоломки и загадки, водят хороводы вокруг предметов, связанных с этим числом.
А для запоминания собственно числа пи есть много мнемонических фраз, самая простая:
«Что я знаю о кругах»
Здесь число букв в каждом из слов – соответствующая цифра в десятичной записи числа. По тому же принципу «работает» фраза, использовавшаяся в дореволюционной гимназии:
«Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ»
Она даёт значение 3,1415926536. Кроме того, всегда, когда выписываешь число по этой фразе, можно вспомнить, что для повышения точности последнюю шестёрку стоит заменять на 58.
Нужно только постараться,
И запомнить все, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
3) День квадратного корня — неофициальный праздник, отмечаемый девять раз в столетие: в день, когда и число, и порядковый номер месяца являются квадратными корнями из двух последних цифр года (например, 2 февраля 2004 года: 02-02-04).
Впервые этот праздник отмечался 9 сентября 1981 года (09-09-81). Основателем праздника является школьный учитель Рон Гордон (Ron Gordon) из города Редвуд Сити, Калифорния, США.
По объективным математическим причинам этот праздник может отмечаться строго девять раз в столетие (семь раз в первой половине века и дважды — во второй), всегда в одни и те же дни:
1 января хх01 года
2 февраля хх04 года
3 марта хх09 года
4 апреля хх16 года
5 мая хх25 года
6 июня хх36 года
7 июля хх49 года
8 августа хх64 года
9 сентября хх81 года
При этом интересно заметить, что промежуток (в годах) между праздниками составляет непрерывную последовательность нечётных чисел: 3, 5, 7 и т. д.
Главным блюдом на этом «праздничном столе» обычно являются вареные кубики из корнеплодов и выпечка в форме математического знака квадратного корня.
(Анекдот «по теме»). Студент копает землю.
Другой спрашивает:
-Что делаешь?
-Понимаешь, дали задание: найти квадратный корень.
Третий день копаю, но только все круглые попадаются.
Можно дополнительно рассказать ученикам про День моля, а также продемонстрировать сайт «10 чисел, на которых держится мир» (нажать кнопку на слайде, откроется сохранённая веб-страница, но можно посмотреть и в Интернете) — с большинством учащиеся 9-го класса пока не знакомы, но тех, кто увлечён математикой и физикой, эта информация может заинтересовать.
II. Творческое задание для учащихся:
1) придумать свой праздник, связанный с числом или каким-то математическим символом, и назвать его дату;
2) нарисовать открытки для этого праздника;
3) придумать атрибуты праздника (например, праздничное меню, список приглашенных, способ украшения помещения) и/или мероприятия;
4) подготовить концертный номер.
Для выполнения задания ученики разбиваются на группы, для подготовки концертного номера им раздаются тексты стихов, песен и частушек на математические темы.
III. Демонстрация результатов творчества учащихся.
Список использованных ресурсов Интернета:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0 — День программиста
2. http://inovit.ru/2011/09/den-programmista/
3. http://netottam.livejournal.com/146910.html — День программиста
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0_%D0%BF%D0%B8 — Международный день числа Пи
5. http://www.calend.ru/holidays/0/0/1919/ — Международный день числа Пи
6. http://www.mnemonica.ru/zapominalki/chislo-pi — мнемонические правила для запоминания числа Пи
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8F — День квадратного корня
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8F — День моля
9. http://expert.ru/russian_reporter/2008/19/cisla/ — 10 чисел, на которых держится мир
10. http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show&f=114 — песни и стихи о числах
11. http://vysockiy.ouc.ru/alisa-v-strane-chudes.html — стихи о числах (В.Высоцкий)
Полный вариант статьи во вложении (zip, 3.6MB)
Скачать вложение