Проектная методика в профильном обучении
Автор: Елфимова Ирина Ивановна, учитель математики , МБОУ " СОШ №3" города Сасово Рязанской областиПрофильное обучение на старшей ступени среднего образования требует серьезных изменений в его организации: в первую очередь, использование современных методов обучения, которые с максимальной возможностью учитывают интересы, склонности и способности учащихся.
Одним из таких современных методов обучения и является проектный метод обучения или метод проектов.
Вообще, проект – предварение чего-либо, т.е. план, который предваряет создание какого-либо продукта.
Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.
Для ученика проект – это деятельность (учебно-познавательная, творческая, игровая) направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде целей и задач. Результатом этой деятельности становятся найденные способы решения этой проблемы.
Для учащихся проект – это:
1) способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта;
2) дидактическое средство обучения школьников проектированию;
3) интегрированное дидактическое средство воспитания и развития способностей учащихся;
4) воспитание умения работать самостоятельно или в группе;
5) развитие критического мышления;
6) развитие умения делать обоснованные выводы.
Для учителя метод проектов может быть вариантом организации проблемного обучения.
Какие же этапы при выполнении учебного проекта можно выделить?
1 (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется выбор темы, организация рабочей группы, окончательный выбор проекта.
2 этап - проектная деятельность, которая включает в себя:
а) формирование проблемы,
б) определение целей и задач.
На этом этапе должны выполняться определенные требования: цель должна быть реальной, конкретной, диагностичной (т.е. ее легко можно было бы проверить), локальной (узкий участок), значимой. Для лучшего выполнения цели, она разбивается на мелкие кусочки – задачи.
3 этап - определение средств и способов решения задач, планирование работы с распределением обязанностей.
План составляется самими учащимися, назначаются ответственные учащиеся за каждый пункт плана.
4этап - обеспечение учебного проекта.
И, наконец, реализация проекта. Реализация проекта включает:
1) выполнение плана, осуществление промежуточного контроля хода и результатов проекта;
2) анализ и оценка результатов;
3) корректировка проекта – в результате анализа может произойти изменение проекта;
4) обобщение и оформление результатов проектной деятельности;
5) подготовка к презентации.
Критериями оценки проекта являются:
1) аргументированность выбора темы, основания потребности, практическая направленность и значимость;
2) объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовка к восприятию проекта другими;
3) аргументированность использованных подходов, выводов;
4) уровень творчества, оригинальность решения проблемы;
5) качество предоставляемых материалов.
Критериями оценки защиты проекта будут являться:
1) качество презентации;
2) объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
3) культура речи, использование наглядности;
4) ответы на вопросы;
5) деловые и волевые качества докладчиков.
Проект защищают авторы (все, кто принимал в нем участие).
Во время выступления раскрывается суть проблемы, пути ее решения, показываются результаты, делаются выводы. Даются ответы на вопросы членов экспертной группы и участников других проектов.
Виды проектов могут быть самыми различными:
- исследовательские проекты (например, исследовать какое количество краски необходимо для окраски пола и потолка 1 этажа школы – 6,7 классы);
- игровые проекты (ролевые – какая-то группа возьмет на себя роль снабженца школы и рассчитает, какое количество продуктов нужно закупить для школы на 1 неделю – 5 классы);
- творческие проекты, результатами которых могут быть видеофильмы, репортажи, организованные праздники (например, в виде проекта может быть организован математический вечер, посвященный какому-либо выдающемуся ученому и его вкладу в науку);
- проекты могут быть информационными, результатами которых являются доклады, публикации и т.д.
- практико-ориентированными, в процессе выполнения, которых может быть пакет рекомендаций для овладения какой-либо темой.
В основе проектирования – усвоения новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовать и моделировать.
Тем не менее, следует помнить, что метод проектов позволяет формировать некоторые личностные умения, которые развиваются лишь в деятельности. К таким умениям можно отнести:
- умение работать в коллективе;
- брать ответственность за выбор решения;
- разделять ответственность;
- анализировать результаты деятельности;
- ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, свое время интересам общего дела).
При проектировании на первый план выходит сам процесс применения имеющихся значений. Неопределенность активизирует познавательную деятельность.
Работать в классе с активными «почемучками» сложно. Учитель на уроках с использованием проектной методики выступает как консультант: направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска, но не предлагает решение проблемы в готовом виде.
При этом школьники должны быть свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не должен говорить, как и что надо делать.
Школьники должны хорошо усвоить правила успешности проектной деятельности:
- в команде нет лидеров, все члены группы равны;
- в команде не соревнуется;
- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от чувства уверенности в себе;
- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Задача педагога заключается в том, чтобы при работе над проектами реализовалась логическая цепочка, от выбора темы проекта и формы его выполнения (индивидуальной или групповой) на основе сформировавшегося у ученика «интереса» до анализа полученных им результатов.
Проектная методика позволяет создать естественную среду для формирования компетентного во многих отраслях человека, обладающего к тому же хорошими личностными качествами.
Литература:
Соловьева Н., Шельпова Н. «Проектная методика в профильном обучении» Ж. «Школьные технологии» №3, 2005 г.
Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Москва, АРКТИ 2003 г.
Вложенный файл содержит проект по математике учеников 5 класса (docx, 41 KB)
Скачать вложение