Ситуация успеха на уроках математики
Автор: Белорусова Виктория Витальевна, учитель математики МБОУ "Школа №60/61" имени героя РФ Д.О. Миронова, г. Рязань
Какой он, счастливый ребенок? Счастливый ученик? Все успевающий, понимающий. Но как иногда тяжело быть успешным в школе! Хорошо, когда ребенку в школе все легко дается, хорошие оценки и настроение, родители радуются. Но что, если учение превратилось в мучение и испытание? И виной тому математика, которая становится алгеброй и геометрией. Кто придет на помощь творческой личности, которая видит прекрасное, но не дружит с логикой и арифметикой? Конечно заинтересованный педагог!
Первые уроки геометрии - вот шанс для творческих детей и их идей! Где юные художники, дети увлекающиеся конструированием, лепкой, оригами, прикладными искусствами, рукоделием смогут реализовать свой потенциал, применить в школьной жизни полученные навыки в дополнительном образовании. У них обычно хорошо развито наглядно-образное, композиционное мышление, внимание к деталям, зрительная память. Они умеют запоминать, отбирать, разбивать объекты на составные части. И, благодаря этому, легко увидят красоту биссектрис, медиан, параллельности и геометрических фигур. Правильно выполнят чертежи, смогут разбить сложный рисунок на отдельные элементы, сделать анализ. Увидят равные или наоборот различные по длине отрезки или градусной мере углы. Все это дает благотворную почву для изучения геометрии.
Но часто такие дети тяжело воспринимают математику, к 7 классу уже причислили себя к «троечникам», не любят предмет, уроки для них тяжелы, им скучно. И для успеха, им нужно поверить в себя и свои возможности. Для этого и создается ситуация, в которой они будут успешны.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии и тактики.
Начинается все с первых уроков геометрии, где идет знакомство с фундаментальными понятиями: точка, отрезок, прямая, луч. Ребята начинают выполнять первые чертежи, а у любителей рисования они выходят лучше всего. Уже здесь можно акцентировать внимание на их способностях. Далее, говоря о взаимном расположении геометрических фигур, о понятии «принадлежности точки» прямой или отрезку, ученики легко включаются во фронтальную работу класса, отвечают на вопросы, понимают материал, заинтересовываются новым для них предметом. Но, конечно, этого мало для успешной дальнейшей работы. Поэтому затем необходимо подкрепить успех на простейших задачах, где упор идет не на арифметические действия, а на геометрические способности. Если ученик не стеснительный, его можно спросить, похвалить за аккуратность в тетради. Показать ему, что у него есть способности к этому предмету. И вот уже горят глаза, а скучающий на примерах ученик тянет руку, лучше всех выполняет чертежи, проверочные работы написаны на «5», интерес закреплен.
- Внесение мотива. Обратить внимание конкретного ученика на новый предмет «Геометрия», его схожесть с предметом ИЗО («Нам это необходимо для…», «Давай поможем классу решить задачу»)
- Авансирование успеха. Указать, что у него все получится, он справится с поставленной задачей. («Я в тебе уверен», «у тебя все получится», «ты с этим точно справишься»)
- Снятие страха. Если ребенок испытывает затруднения в какой-то деятельности, то надо его успокоить, начинать с простых заданий, а они на первых уроках несложные и понятные. («Ничего страшного», «Я тебе помогу», «Это совсем не трудно»)
- Скрытое инструктирование ученика («Попробуй начать с этого…», «Посмотри сюда…», «Обрати внимание на эти данные»)
- Мобилизация активности («Уже немного осталось», «Что же у тебя получается?», «Давайте посмотрим сколько уже выполнили»)
- Закрепление результата похвалой и высокой оценкой какие-то детали, обязательно вслух («Лучше всего у тебя получилось…», «Особенно хорошо...», «Как хорошо у тебя вышло…»)
Повторить предыдущие пункты несколько раз для закрепления результата. Не каждый урок, но периодически подталкивать ученика к активности, помощи другим одноклассникам, вовлекать в групповую работу.
Из моей практики, в каждом классе найдется 1-2 человека, которым будет близка геометрия, аккуратные чертежи, потом решение простейших задач, а как следствие и решение сложных заданий ОГЭ и ЕГЭ. Часто за геометрией улучшаются результаты и по алгебре. Например, решение уравнений и задач алгебраическим способом. Но создавать ситуацию успеха нужно в 7 классе, на простых заданиях. Главное не упустить этих учеников. Конечно, этот прием замечательно работает на отстающих, неуверенных или скучающих троечниках. И если вы смогли вовлечь ситуацией успеха несколько человек в 7 классе, то и в 9 классе они отлично работают на подготовку к экзамену, помнят материал прошлых лет, подсказывают одноклассникам. Зачастую выходят на лидерские позиции в работе на уроках геометрии, обгоняя отличников.
Ситуацию успеха можно использовать и в других школьных предметах. Я очень надеюсь, что мой положительный опыт поможет и другим учителям, которые ищут новые для себя способы мотивации и вовлечения учеников в работу.
Литература
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать : Кн. для учителя / А. С. Белкин. - Москва : Просвещение, 1991. - 168,[2] с.; 21 см. - (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).; ISBN 5-09-003409-5 : 65 к.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Смысл : Академия, 2005. – 352 с. : ил. – (Высшее образование) (Классическая учебная книга) . – Экземпляр № 1748/150 находится в Открытом доступе на Сретенке. – ISBN 5-89357-153-3
Документ во вложении (pdf 119Kb)
Скачать вложение