Составление индивидуальных учебных планов (индивидуальных траекторий) для обучающихся, проявляющих математические способности
Автор: Бухенский Кирилл Валентинович, заведующий кафедрой теории и методики естественно-математического образования и ИКТ РИРОМетодические рекомендации.
Методические рекомендации предназначены для педагогов, заинтересованных в организации работы с одаренными (мотивированными) детьми и могут являться основой для написания авторской программы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года была принята Концепция развития математического образования в РФ. В целях и задачах Концепции говорится о том, что нужно обеспечить обучающимся, имеющим высокую мотивацию, все условия для развития и применения способностей, популяризировать математические знания и математическое образование, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов, в том числе в электронном формате, применение современных технологий. В основных направлениях реализации Концепции говорится о том, что математическое образование должно:
Чтобы обеспечить новый уровень математического образования, в настоящее время надо направить свои усилия на формирование у детей способности самостоятельно добывать, анализировать и критически осмысливать полученную информацию, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, умело работая не только индивидуально, но и в команде. Во всех сферах жизни общества есть потребность в одаренных творческих людях. Требуется особый подход к детям, обладающим более высоким уровнем интеллекта, нестандартно мыслящих, имеющих способности выше средних, которые необходимо направить на формирование свободной личности, не боящейся быть отличной от основной массы обучающихся. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, помочь этим способностям реализоваться.
В 1998 году издана «Рабочая концепция одаренности», подготовленная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Богоявленской Дианы Борисовны. Представление об одаренности, изложенное в «Концепции», трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Цель – создание условий успешности для оптимального развития детей.
Задачи:
Выявление одаренных детей.
Создание банка данных «Одаренные дети».
Внедрение в учебный процесс современных интерактивных технологий.
Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся.
Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности, позволяющей демонстрировать школьникам свои достижения на олимпиадах различных уровней, конкурсах, соревнованиях.
Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с дальнейшим выходом на конференции различных уровней.
1. Аналитический. Выявление одаренных детей
Прежде всего, их нужно найти среди множества учеников. Процесс выявления одаренности основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на их родителей. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. По результатам групповых тестирований и социологическим опросам, можно выявить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований (креативные тесты по психодиагностике творческого мышления (Е. Туник), диагностика креативности (Е. Торренс), методика «Интеллектуальный портрет» (А. Савенков), методика «Карта одаренности» (А. Савенков) и др.). Анкетирование родителей позволяет выявить стиль воспитания в семье и личностные особенности одаренных детей (методика «Палитра интересов», «Карта одаренности» и др.).
2. Развитие творческих способностей на уроке
Основной формой организации учебного процесса остается урок. Формы, методы, приемы в рамках отдельного урока должны отличаться разнообразием и направленностью на индивидуализацию и дифференциацию работы. Широко распространены методы групповой работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Уроки могут проходить в форме семинаров, исследовательских уроков, практикумов в условиях деления класса на подгруппы при изучении математики. Задача педагогов сформировать и углубить способности учеников реализуется с помощью педагогических приемов, методов, принципов обучения. Ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Процесс обучения направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных, на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся. Большое внимание уделяется использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике. Главная цель не научить, а заинтересовать учащегося прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин,
а также сформировать представления о фундаментальных разделах современной математики, не подлежащих изучению в средней школе в полной мере. Этому назначению и отвечают межпредметные ориентационные курсы прикладного характера.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать не целесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимальной возможности развития всех учащихся школы. Однако можно создавать отдельные группы одаренных детей для выполнения проектной деятельности, творческих заданий. В настоящее время с внедрением в жизнь новых информационных технологий, дистанционного обучения можно говорить о решении проблемы объединения, глобализации образования одаренных во всем мире на качественно новый уровень.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебной организации, в случае отсутствия такой программы среди опубликованных возможна корректировка существующих программ либо создание авторских. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения. В обучении одаренного ребенка может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 62.5KB)
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года была принята Концепция развития математического образования в РФ. В целях и задачах Концепции говорится о том, что нужно обеспечить обучающимся, имеющим высокую мотивацию, все условия для развития и применения способностей, популяризировать математические знания и математическое образование, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов, в том числе в электронном формате, применение современных технологий. В основных направлениях реализации Концепции говорится о том, что математическое образование должно:
- представлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
- обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне;
- обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования;
- предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей.
Чтобы обеспечить новый уровень математического образования, в настоящее время надо направить свои усилия на формирование у детей способности самостоятельно добывать, анализировать и критически осмысливать полученную информацию, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, умело работая не только индивидуально, но и в команде. Во всех сферах жизни общества есть потребность в одаренных творческих людях. Требуется особый подход к детям, обладающим более высоким уровнем интеллекта, нестандартно мыслящих, имеющих способности выше средних, которые необходимо направить на формирование свободной личности, не боящейся быть отличной от основной массы обучающихся. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, помочь этим способностям реализоваться.
В 1998 году издана «Рабочая концепция одаренности», подготовленная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Богоявленской Дианы Борисовны. Представление об одаренности, изложенное в «Концепции», трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цель – создание условий успешности для оптимального развития детей.
Задачи:
- Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
- Развитие творческих способностей на уроках с использованием новых технологий, опираясь на индивидуальные особенности детей. Применение средств обучения, способствующих развитию самостоятельного мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков.
- Развитие способностей во внеурочной деятельности.
- Развитие качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Основные направления работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей.
Создание банка данных «Одаренные дети».
Внедрение в учебный процесс современных интерактивных технологий.
Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся.
Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности, позволяющей демонстрировать школьникам свои достижения на олимпиадах различных уровней, конкурсах, соревнованиях.
Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с дальнейшим выходом на конференции различных уровней.
Этапы, формы и методы работы с одаренными детьми
1. Аналитический. Выявление одаренных детей
Прежде всего, их нужно найти среди множества учеников. Процесс выявления одаренности основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на их родителей. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. По результатам групповых тестирований и социологическим опросам, можно выявить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований (креативные тесты по психодиагностике творческого мышления (Е. Туник), диагностика креативности (Е. Торренс), методика «Интеллектуальный портрет» (А. Савенков), методика «Карта одаренности» (А. Савенков) и др.). Анкетирование родителей позволяет выявить стиль воспитания в семье и личностные особенности одаренных детей (методика «Палитра интересов», «Карта одаренности» и др.).
2. Развитие творческих способностей на уроке
Основной формой организации учебного процесса остается урок. Формы, методы, приемы в рамках отдельного урока должны отличаться разнообразием и направленностью на индивидуализацию и дифференциацию работы. Широко распространены методы групповой работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Уроки могут проходить в форме семинаров, исследовательских уроков, практикумов в условиях деления класса на подгруппы при изучении математики. Задача педагогов сформировать и углубить способности учеников реализуется с помощью педагогических приемов, методов, принципов обучения. Ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Процесс обучения направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных, на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся. Большое внимание уделяется использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике. Главная цель не научить, а заинтересовать учащегося прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин,
а также сформировать представления о фундаментальных разделах современной математики, не подлежащих изучению в средней школе в полной мере. Этому назначению и отвечают межпредметные ориентационные курсы прикладного характера.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать не целесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимальной возможности развития всех учащихся школы. Однако можно создавать отдельные группы одаренных детей для выполнения проектной деятельности, творческих заданий. В настоящее время с внедрением в жизнь новых информационных технологий, дистанционного обучения можно говорить о решении проблемы объединения, глобализации образования одаренных во всем мире на качественно новый уровень.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебной организации, в случае отсутствия такой программы среди опубликованных возможна корректировка существующих программ либо создание авторских. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения. В обучении одаренного ребенка может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 62.5KB)
Скачать вложение