Создание условий для повышения уровня учебной мотивации школьников при изучении предмета «Математика»
Автор: Василихина Юлия Александровна, учитель математики и информатики, МКОУ «Малостуденецкая средняя школа»«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно
не упускать случаев делать его немного занимательным»
Б. Паскаль
не упускать случаев делать его немного занимательным»
Б. Паскаль
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека. Для того чтобы добиться успехов в современном обществе каждому человеку необходимо качественное математическое образование.
Проблема качества математического образования остается приоритетной для каждой страны. Из основных положений Концепции развития математического образования в Российской Федерации на период до 2020 года следует, что математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России. На основе данных международных мониторинговых исследований качества математического образования и итоговой государственной аттестации по математике учащихся и выпускников российских школ в сравнении с периодом 1955-1975 годов наблюдается снижение уровня математического образования. Обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы:
1. Проблемы мотивационного характера;
2. Проблемы содержательного характера;
3. Кадровые проблемы.
В связи с этим школа призвана обеспечить необходимые условия для развития мотивации учения.
Каким же образом я развиваю мотивационную составляющую учебной математической деятельности учащихся в 7, 8 классах?
Чтобы привить детям интерес к математике, необходимо расширять межпредметные связи, интегрировать преподавание математики с другими учебными дисциплинами, выходить за рамки преподаваемого предмета. Темы моих интегрированных уроков «Статистические характеристики» (математика и информатика в 7 классе), «Окружность. Построения циркулем и линейкой» (математика и черчение в 7 классе), «Создание презентаций» (информатика и история в 8 классе).
Например, интегрированный урок «Статистические характеристики» (математика и информатика) является обобщающим уроком по данной теме. В качестве закрепления материала учащимся было предложено выполнение практической работы на компьютере. Ребята без труда нашли среднее арифметическое, моду и медиану с помощью программы Microsoft Excel и еще раз убедились, что математика тесно связана с информатикой.
Внеклассная деятельность также поддерживает у учеников интерес к предмету. Математические конкурсы, олимпиады школьников являются одной из важных форм внеклассной работы. Они не только помогают выявить одаренных учащихся, но и служат развитию интереса к математической науке.
Участие в олимпиаде, конкурсе - первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для наших сельских школьников, живущих вдали от крупных городов. Олимпиады дают шанс добиться признания, как в семье, так и у одноклассников.
Я являюсь организатором участия моих учеников во Всероссийских конкурсах по математике «Альбус» (2012/2013 уч.год – дипломы участия), «Мультитест-2013» (2013/2014 уч.год – дипломы участия), «Мультитест-2014» (2014/2015 уч.год - дипломы участия); в международном проекте для учителей videouroki.net по информатике (2013/2014 уч.год – диплом 2 степени); в международной Олимпиаде по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов в номинации «Математика» - диплом 3 степени. Подготовила учащегося 11 класса к олимпиаде им. профессора И.П. Макарова, РГУ им. С.А. Есенина (2013/2014 уч.год – диплом 3 степени), учащегося 10 класса к олимпиаде им. профессора А.В. Перышкина РГУ им. С.А. Есенина (2014/2015 уч.год - диплом 3 степени).
Необходимо предоставлять учащимся возможность участвовать в исследовательской и проектной деятельности на уроках. Исследовательская деятельность позволяет одаренным детям продемонстрировать свои способности. Во время выполнения проекта, учащиеся проявляют самостоятельность при принятии решения и ответственность за свой выбор. В качестве руководителя принимала участие в школьном конкурсе ученических проектов «Парад проектов», в районном конкурсе ученических проектов «Ярмарка идей». В конкурсах могут принимать участие учащиеся 1 -11 классов. Их целью является развитие творческих способностей, выявление и развитие одаренности, познавательных, организаторских и художественных способностей и талантов учащихся.
В 2014/15 учебном году учащиеся 7 класса подготовили проект «Математика вокруг нас». Целью проекта было узнать, как математика помогает человеку в жизни, мотивировать учащихся к изучению предмета «Математика».
Учащиеся организовали викторины по математике, провели соцопрос «Роль математики в жизни человека», провели классный час в младших классах «Без математики не прожить», конкурс рисунков «Математика вокруг нас»; принимали участие в конкурсе по математике «Мультитест - 2014».
В ходе работы над проектом они убедились, что математика сопровождает человека всю жизнь и знания по математике необходимы каждому человеку.
Ученик 7 класса Журавлев Илья написал стихотворение, которое он прочитал во время защиты проекта.
Математика - царица всех наук,
Первый помощник она и друг.
Поможет везде и во всем
Без нее мы и дня не живем.
В магазине нужна – деньги считать,
На кухне – с продуктами не перебрать,
В работе любой подспорье она
Математика в жизни очень нужна!
Проект занял 1 место в районном конкурсе ученических проектов.
Интегрированные уроки, внеклассная работа, исследовательская и проектная деятельность имеют большое значение при решении ряда вопросов относящихся к проблеме математического образования в школе. Они пробуждают у детей интерес и любовь к предмету, учат их оригинально мыслить, принимать нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях.
Роль учителя в этом деле огромная. В первую очередь мы обязаны создать благоприятные условия для того, чтобы ученики смогли постигать новое в интересующей их науке. От наших знаний зависит успех ученика.
Значимость математического образования актуальна и непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности человека, где математика не играла бы существенной роли. Обеспечивая высокий уровень математического образования, мы получаем конкурентное преимущество как в ближайшем, так и отдаленном будущем.
Литература
Проблема качества математического образования остается приоритетной для каждой страны. Из основных положений Концепции развития математического образования в Российской Федерации на период до 2020 года следует, что математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России. На основе данных международных мониторинговых исследований качества математического образования и итоговой государственной аттестации по математике учащихся и выпускников российских школ в сравнении с периодом 1955-1975 годов наблюдается снижение уровня математического образования. Обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы:
1. Проблемы мотивационного характера;
2. Проблемы содержательного характера;
3. Кадровые проблемы.
В связи с этим школа призвана обеспечить необходимые условия для развития мотивации учения.
Каким же образом я развиваю мотивационную составляющую учебной математической деятельности учащихся в 7, 8 классах?
Чтобы привить детям интерес к математике, необходимо расширять межпредметные связи, интегрировать преподавание математики с другими учебными дисциплинами, выходить за рамки преподаваемого предмета. Темы моих интегрированных уроков «Статистические характеристики» (математика и информатика в 7 классе), «Окружность. Построения циркулем и линейкой» (математика и черчение в 7 классе), «Создание презентаций» (информатика и история в 8 классе).
Например, интегрированный урок «Статистические характеристики» (математика и информатика) является обобщающим уроком по данной теме. В качестве закрепления материала учащимся было предложено выполнение практической работы на компьютере. Ребята без труда нашли среднее арифметическое, моду и медиану с помощью программы Microsoft Excel и еще раз убедились, что математика тесно связана с информатикой.
Внеклассная деятельность также поддерживает у учеников интерес к предмету. Математические конкурсы, олимпиады школьников являются одной из важных форм внеклассной работы. Они не только помогают выявить одаренных учащихся, но и служат развитию интереса к математической науке.
Участие в олимпиаде, конкурсе - первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для наших сельских школьников, живущих вдали от крупных городов. Олимпиады дают шанс добиться признания, как в семье, так и у одноклассников.
Я являюсь организатором участия моих учеников во Всероссийских конкурсах по математике «Альбус» (2012/2013 уч.год – дипломы участия), «Мультитест-2013» (2013/2014 уч.год – дипломы участия), «Мультитест-2014» (2014/2015 уч.год - дипломы участия); в международном проекте для учителей videouroki.net по информатике (2013/2014 уч.год – диплом 2 степени); в международной Олимпиаде по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов в номинации «Математика» - диплом 3 степени. Подготовила учащегося 11 класса к олимпиаде им. профессора И.П. Макарова, РГУ им. С.А. Есенина (2013/2014 уч.год – диплом 3 степени), учащегося 10 класса к олимпиаде им. профессора А.В. Перышкина РГУ им. С.А. Есенина (2014/2015 уч.год - диплом 3 степени).
Необходимо предоставлять учащимся возможность участвовать в исследовательской и проектной деятельности на уроках. Исследовательская деятельность позволяет одаренным детям продемонстрировать свои способности. Во время выполнения проекта, учащиеся проявляют самостоятельность при принятии решения и ответственность за свой выбор. В качестве руководителя принимала участие в школьном конкурсе ученических проектов «Парад проектов», в районном конкурсе ученических проектов «Ярмарка идей». В конкурсах могут принимать участие учащиеся 1 -11 классов. Их целью является развитие творческих способностей, выявление и развитие одаренности, познавательных, организаторских и художественных способностей и талантов учащихся.
В 2014/15 учебном году учащиеся 7 класса подготовили проект «Математика вокруг нас». Целью проекта было узнать, как математика помогает человеку в жизни, мотивировать учащихся к изучению предмета «Математика».
Учащиеся организовали викторины по математике, провели соцопрос «Роль математики в жизни человека», провели классный час в младших классах «Без математики не прожить», конкурс рисунков «Математика вокруг нас»; принимали участие в конкурсе по математике «Мультитест - 2014».
В ходе работы над проектом они убедились, что математика сопровождает человека всю жизнь и знания по математике необходимы каждому человеку.
Ученик 7 класса Журавлев Илья написал стихотворение, которое он прочитал во время защиты проекта.
Математика - царица всех наук,
Первый помощник она и друг.
Поможет везде и во всем
Без нее мы и дня не живем.
В магазине нужна – деньги считать,
На кухне – с продуктами не перебрать,
В работе любой подспорье она
Математика в жизни очень нужна!
Проект занял 1 место в районном конкурсе ученических проектов.
Интегрированные уроки, внеклассная работа, исследовательская и проектная деятельность имеют большое значение при решении ряда вопросов относящихся к проблеме математического образования в школе. Они пробуждают у детей интерес и любовь к предмету, учат их оригинально мыслить, принимать нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях.
Роль учителя в этом деле огромная. В первую очередь мы обязаны создать благоприятные условия для того, чтобы ученики смогли постигать новое в интересующей их науке. От наших знаний зависит успех ученика.
Значимость математического образования актуальна и непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности человека, где математика не играла бы существенной роли. Обеспечивая высокий уровень математического образования, мы получаем конкурентное преимущество как в ближайшем, так и отдаленном будущем.
1. Методическая разработка по алгебре на тему: Реферат по теме самообразования "Основные направления и особенности подготовки учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах по математике". URL: http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/03/27/referat-po-teme-samoobrazovaniya-osnovnye-napravleniya-i (дата обращения: 07.02.2015 г.)
2. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894/файл/2730/Концепция%20развития%20математического%20образования%20в%20РФ.pdf (дата обращения: 05.02. 2015г.)
Скачать вложение