Анализ и обработка данных мониторинга УУД при помощи ИКТ
Автор: Адамова Евгения Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ "Школа № 70"Шаблон для обработки результатов успеваемости в Excel для начальной школы

Метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Отслеживать процесс формирования УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. Для этого требуется специальная диагностическая процедура - мониторинг УУД.
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Задачи мониторинга
1. Определение уровня сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения начальной школе.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных УУД.
Обработка результатов диагностики в рамках мониторинга осуществляется при помощи электронных сводных таблиц, созданных в программе Microsoft Excel.
Анализ контрольной работы в табличном варианте Excel позволяет очень быстро обработать результаты, систематизировать информацию по статистическим данным, представить данные в наглядной форме.
1.Заполнение таблицы необходимо начинать с заполнения данных об учащихся класса (внести список учащихся и отметку, полученную каждым учащимся по тестируемому предмету за предшествующий учебный период.
2. После внесения сведений об учащихся класса необходимо приступить к вводу данных о выполнении или невыполнении соответствующего задания (проставить количество ошибок по необходимым показателям). Если учащийся не выполнил какое-либо задание, то в ячейку поставить н.
3. После внесения результатов учащихся в электронную форму программа автоматически проводит анализ выполненной работы.
На индивидуальных листах обучающихся можно увидеть результат сформированности умений по предмету.
«Анализ метапредметных результатов»
Анализ проводится после проведения комплексной работы. В данном случае представлены данные комплексной работы в 3 классе (2016 г) «Черепахи» (демонстрационный вариант)
1. Заполнение таблицы необходимо начинать с внесения данных об учащихся класса (внести список учащихся и отметку, полученную каждым учащимся).
2. В диагностическую таблицу вносятся баллы по каждому тестируемому умению.
3. Так как сформированность метапредметных умений отслеживается в разрезе предметных областей (русский язык, математика и др.), баллы учащихся автоматически переносятся на соответствующий лист программы, где представлена информация о выполнении каждого задания.
4.Программа автоматически формирует анализ результатов. В цветовой гамме будут представлены уровни освоения метапредметных результатов. В сводной ведомости метапредметные результаты группируются в блоки (познавательные, регулятивные учебные действия), что позволяет систематизировать результаты диагностики и наметить соответствующую программу коррекционной работы.
Выделяются не освоенные большинством учащихся проверяемые элементы содержании и выявляются учащиеся, испытывающие затруднения в освоении образовательной программы.
Обработка результатов мониторинга направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и классе.
Данные по каждому обучающемуся можно увидеть на индивидуальных листах, где указан максимальный балл за выполнение работы и баллы, которые получил ученик.
Показатели, полученные по разным предметам, позволяют сделать вывод о качестве обученности класса, итоговая таблица накопительных оценок - о результативности работы. Это дает возможность учителю провести самоанализ педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные:
- динамику развития учащегося за учебный период;
- уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (на основе результатов диагностических работ);
- процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);
- сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основе календарно-тематического плана, классного журнала).
Сравнение полученных результатов с предыдущими, позволяет сделать вывод о стабильности, а график делает эти результаты наглядными.
Сравнение полученных показателей за несколько периодов позволяет сделать вывод о том, на каком уровне проходит учебный процесс и принять соответствующие решения.
Результаты мониторинга могут быть интересны родителям обучающихся. Обобщённые диаграммы можно показать на родительском собрании, а если кого-то заинтересует, то можно предоставить более подробную информацию о его ребёнке (лист инд. карты). Совместный анализ и сотрудничество с родителями позволит учителю наметить план общих действий по преодолению имеющихся трудностей, либо дальнейшему развитию обучающегося.
Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт помощь в построении целенаправленной работы по достижению качества образования для каждого ребенка и класса в целом.
В качестве примера в архив вложен шаблон «Анализ административной работы (Русский язык 4 класс)», в котором есть подробная инструкция по работе с таблицей.
Полный вариант статьи с таблицами в архиве (zip, 3/8MB)
Скачать вложение