Автоматизация звука [Р] в слогах, словах
Автор: Булганина Наталья Николаевна,учитель-логопед ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»Конспект индивидуального логопедического занятия по устранению ФФНР в 1 классе.
Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Предварительная работа: знакомство с компьютерной игрой «Игры для Тигры».
Длительность занятия: 20-25 минут.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильный артикуляционный уклад;
- учить правильно, произносить звук [Р] в слогах, словах;
- закреплять умение давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;
- развивать фонематический слух;
- формировать фонематический анализ и синтез;
- активизировать и обогащать словарный запас.
- развивать мимико-артикуляционную мускулатуру;
- формировать правильное речевое дыхание;
- развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз, память;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику;
- координировать речь с движениями;
- развивать навыки звукобуквенного анализа.
- воспитывать интерес к занятию;
- формировать положительную учебную мотивацию;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
- планировать объём материала с учётом возрастной нормы;
- соблюдать правильную осанку у ребенка;
- следить за правильным освещением рабочего места;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
- информационно-коммуникативная;
- игровая;
- здоровьесберегающая.
- развитие познавательной мотивации;
- закрепление правильного артикуляционного уклада;
- закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах;
- развитие фонематического восприятия;
- пополнение активного словаря.
Предварительная работа: знакомство с компьютерной игрой «Игры для Тигры».
Длительность занятия: 20-25 минут.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Начнем мы сегодня занятие с «Отгадывания загадки». (Чтение загадки про Буратино).
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
1. Объявление темы занятия
- Какой звук в слове «Буррратино» я выделяю голосом? (Звук [Р])
- Какой звук мы будем сегодня закреплять в слогах и словах? (Звук [Р])
II. Основная часть
- А чтобы правильно произносить, этот звук выполним некоторые упражнения.
1. Упражнение для развития воздушной струи
Работа с компьютерной программой. Модуль «Просодика» (Дыхание)
«Задуй свечу».
2. Артикуляционная гимнастика
Упражнения: «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Гармошка», «Качели», «Маляр», «Чищу зубы».
3. Изолированное произношение звука [Р]
- Я произнесу звук [Р], а ты внимательно послушай и повтори за мной.
4. Анализ артикуляции звука, характеристика звука
- Расскажи по схеме, как нужно правильно произносить звук [Р].
(При произнесении звука [Р] - губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам, боковые края языка прижаты к верхним зубам, сильная воздушная струя идёт посередине языка, кончик вибрирует).
- Звук [Р] согласный или гласный? (Согласный).
- Почему? (Согласный, потому, что во рту есть преграда).
- Звонкий или глухой? (Звонкий).
- Почему он звонкий? (При произнесении звука [Р] горлышко дрожит).
- Твердый или мягкий? (Твердый).
5. Соотнесение звука и буквы
- Звук [Р] мы произносим, а на письме мы его обозначаем ЭР.
- Выложи букву Р из бусин. «Пальчиковая гимнастика».
6. Гимнастика для глаз
«Веселая неделька», (Используется компьютер, презентация).
Понедельник.
Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся.
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна).
Вторник
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда
Ходят влево,
Ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в левую сторону, затем в правую сторону, голова неподвижна).
7. Развитие фонематического слуха
- буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].
(А, М, Р, И, Ф, Р, Р, Д, Ы, Р).
Аналогичное задание выполняется со слогами: (СА, ИР, РЕ, КО, ДРУ, КРИ, БРО)
- Произнеси столько раз слог РА, сколько услышишь хлопков.
8. Закрепление звука [Р] в слогах
- Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной:
РА-РА-РА РО-РО-РО РУ-РУ-РУ
РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ РА-РО-РУ-РЫ
- Прочитай слоги. Игра «Поможем Буратино».
АР-АР-АР УР-УР-УР АРА-ОРО-УРУ-ЫРЫ
ОР-ОР-ОР ЫР-ЫР-ЫР ОРО-УРУ-ЫРЫ-АРА
ИР-ИР-ИР АР-ОР-УР-ЫР ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ
9. Физминутка
(Выполнение движений с речевым сопровождением).
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно.
Головой теперь вращаем
Вправо, влево, а потом
Три, четыре приседаем
Наши ножки разомнём.
10. Фонематический анализ и синтез слогов
- Чем отличаются слоги? РО - ОР (прямой слог, начинается с согласного звука [Р]; обратный слог, начинается с гласного звука [О])
- Сколько звуков в этих слогах?(2 звука)
- Какой первый звук, последний звук? (РО - 1-й [Р], последний - [О])
11 .Закрепление звука [Р] в словах
Игра «Повторялки».
- Я буду произносить слова, а ты повторяй за мной , четко проговаривая звук [Р].
рама рот рука рыба арбуз базар
работа роза рупор рынок марка комар
ракета роща ручка рысь журнал пожар
- По картинкам, назови предметы, в названии которых есть звук [Р].
Предметные картинки: ромашка, рукавица, трактор, мимоза, помидор, лиса.
12. Звуко-слоговой анализ слов.
Работа с компьютерной программой. Модуль «Фонетика » (Анализ и синтез.)
Игра «Найди слоги».
- Назови картинки, раздели названные слова на слоги.
Предметные картинки: роза, груша, пожар, ракета.
Игра «Найди место звука».
- Выбери картинки в названии которых звук [Р] находится в начале слова; середине; конце.
Предметные картинки: рак, труба, роза, трамвай, пионер, топор, крыло.
III. Итог занятия
- Давай вспомним, какой звук мы сегодня учились произносить?
- Уточним правильную артикуляцию звука [Р].
- Какие задания тебе понравились? А какие задания показались трудными?
Оценка деятельности ребёнка.
Домашнее задание
1.Проговорить слоги и слова со звуком [Р].
2.Произвести звуко-слоговой анализ слова (робот).
Список литературы:
1. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь. - СПб, Издательский дом «Литера», 2011.
2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. - М. Изд-во ГНОМ, 2014.
3. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звука [Р].
4. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. 1989.
5. Хватцев М.Е. Логопедия - М.,1959.
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 148KB)
- Начнем мы сегодня занятие с «Отгадывания загадки». (Чтение загадки про Буратино).
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
1. Объявление темы занятия
- Какой звук в слове «Буррратино» я выделяю голосом? (Звук [Р])
- Какой звук мы будем сегодня закреплять в слогах и словах? (Звук [Р])
II. Основная часть
- А чтобы правильно произносить, этот звук выполним некоторые упражнения.
1. Упражнение для развития воздушной струи
Работа с компьютерной программой. Модуль «Просодика» (Дыхание)
«Задуй свечу».
2. Артикуляционная гимнастика
Упражнения: «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Гармошка», «Качели», «Маляр», «Чищу зубы».
3. Изолированное произношение звука [Р]
- Я произнесу звук [Р], а ты внимательно послушай и повтори за мной.
4. Анализ артикуляции звука, характеристика звука
- Расскажи по схеме, как нужно правильно произносить звук [Р].
(При произнесении звука [Р] - губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам, боковые края языка прижаты к верхним зубам, сильная воздушная струя идёт посередине языка, кончик вибрирует).
- Звук [Р] согласный или гласный? (Согласный).
- Почему? (Согласный, потому, что во рту есть преграда).
- Звонкий или глухой? (Звонкий).
- Почему он звонкий? (При произнесении звука [Р] горлышко дрожит).
- Твердый или мягкий? (Твердый).
5. Соотнесение звука и буквы
- Звук [Р] мы произносим, а на письме мы его обозначаем ЭР.
- Выложи букву Р из бусин. «Пальчиковая гимнастика».
6. Гимнастика для глаз
«Веселая неделька», (Используется компьютер, презентация).
Понедельник.
Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся.
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна).
Вторник
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда
Ходят влево,
Ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в левую сторону, затем в правую сторону, голова неподвижна).
7. Развитие фонематического слуха
- буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].
(А, М, Р, И, Ф, Р, Р, Д, Ы, Р).
Аналогичное задание выполняется со слогами: (СА, ИР, РЕ, КО, ДРУ, КРИ, БРО)
- Произнеси столько раз слог РА, сколько услышишь хлопков.
8. Закрепление звука [Р] в слогах
- Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной:
РА-РА-РА РО-РО-РО РУ-РУ-РУ
РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ РА-РО-РУ-РЫ
- Прочитай слоги. Игра «Поможем Буратино».
АР-АР-АР УР-УР-УР АРА-ОРО-УРУ-ЫРЫ
ОР-ОР-ОР ЫР-ЫР-ЫР ОРО-УРУ-ЫРЫ-АРА
ИР-ИР-ИР АР-ОР-УР-ЫР ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ
9. Физминутка
(Выполнение движений с речевым сопровождением).
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно.
Головой теперь вращаем
Вправо, влево, а потом
Три, четыре приседаем
Наши ножки разомнём.
10. Фонематический анализ и синтез слогов
- Чем отличаются слоги? РО - ОР (прямой слог, начинается с согласного звука [Р]; обратный слог, начинается с гласного звука [О])
- Сколько звуков в этих слогах?(2 звука)
- Какой первый звук, последний звук? (РО - 1-й [Р], последний - [О])
11 .Закрепление звука [Р] в словах
Игра «Повторялки».
- Я буду произносить слова, а ты повторяй за мной , четко проговаривая звук [Р].
рама рот рука рыба арбуз базар
работа роза рупор рынок марка комар
ракета роща ручка рысь журнал пожар
- По картинкам, назови предметы, в названии которых есть звук [Р].
Предметные картинки: ромашка, рукавица, трактор, мимоза, помидор, лиса.
12. Звуко-слоговой анализ слов.
Работа с компьютерной программой. Модуль «Фонетика » (Анализ и синтез.)
Игра «Найди слоги».
- Назови картинки, раздели названные слова на слоги.
Предметные картинки: роза, груша, пожар, ракета.
Игра «Найди место звука».
- Выбери картинки в названии которых звук [Р] находится в начале слова; середине; конце.
Предметные картинки: рак, труба, роза, трамвай, пионер, топор, крыло.
III. Итог занятия
- Давай вспомним, какой звук мы сегодня учились произносить?
- Уточним правильную артикуляцию звука [Р].
- Какие задания тебе понравились? А какие задания показались трудными?
Оценка деятельности ребёнка.
Домашнее задание
1.Проговорить слоги и слова со звуком [Р].
2.Произвести звуко-слоговой анализ слова (робот).
Список литературы:
1. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь. - СПб, Издательский дом «Литера», 2011.
2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. - М. Изд-во ГНОМ, 2014.
3. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звука [Р].
4. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. 1989.
5. Хватцев М.Е. Логопедия - М.,1959.
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 148KB)
Скачать вложение